Программа социального педагога "Планета права"
рабочая программа

Авилова Алла Владимировна

Для социальных педагогов по профилактике правонарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_planeta_prava.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное  учреждение

«Воловский центр социальной помощи семье и детям -
«Исток»

                                                                    «Утверждаю»

                                                                         «_____»___________2017г.

                                                                         ______________________

                                                                                  Директор ОКУ «Воловский ЦСПСД»

                                                                          В.П. Акутин

Социально-реабилитационная программа

«Планета права»

Составители:

                       Социальный педагог

         А.В. Авилова

2017-2020

Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин-это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Тем не менее, воспитанники нашего учреждения чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, ограниченность личного опыта и понятийной сферы приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права.

Из анализа особенностей социальной адаптации воспитанников учреждения можно сделать вывод, что дети нередко не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе.

Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести.

Исходя из этого возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку несовершеннолетних к самостоятельной жизни через правовое просвещение.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции несовершеннолетних, создание условий для их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь несовершеннолетним молодым людям освоить правовую базу нашего социального общества, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Правовые знания нужны несовершеннолетним, оставшимся без попечения взрослых не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Данная программа обеспечивает формирование активной гражданской позиции несовершеннолетнего.

В основу программы положены материалы:

-Всеобщая Декларация прав человека.

-Декларация прав ребенка.

-Конвенция о правах ребенка.

-Конституция РФ.

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Сроки реализации программы:

Программа по срокам реализации является долгосрочной (2017-2020 гг.).

Цель программы: формирование правовой грамотности у воспитанников учреждения, законопослушного поведения и гражданской ответственности.

Задачи:

1. Воспитание у детей уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Формирование гражданской ответственности несовершеннолетнего.

3. Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4. Формирование потребности к самообразованию.

5. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Целевая группа:

Воспитанники ОКУ «Воловский ЦСПСД» от 3 до 18 лет.

Механизм реализации программы:

Реализация программы содержит 3 этапа.

Подготовительный этап.

-проведение первичной диагностики по выявлению проблем.

-разработка конспектов занятий.

Основной этап.

-основные групповые занятия.

-игры.

-упражнения.

Заключительный этап.

-анализ результативности работы по программе

-мониторинг эффективности программы

-корректировка программы.

Формой контроля знаний и умений несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка).
Учет возрастных особенностей воспитанников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка. Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка, имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанная программа предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период реализации программы “Планета права” воспитанники знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о пожилых с точки зрения уважения прав окружающих людей.

Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.

Все занятия программы моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить несовершеннолетних перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.

При реализации данной социально-реабилитационной программы используются следующие формы организации занятий:

  • Лекция – кратковременное выступление социального педагога (воспитанника) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
  • Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
  • Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.

Материально-техническая база:

-компьютер

-методическая литература

-конспекты занятий

-плакаты с символикой государства РФ

Ожидаемые результаты:

По итогам реализации программы “Планета права” воспитанники должны знать:

  • назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
  • о своих правах и обязанностях и их соблюдениях;
  • научиться уважать и соблюдать права других;

Уметь:

  • оперировать терминами и формулировками;
  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Примерный план мероприятий по программе

«Планета права » на 2019-2020 гг.

№ п/п

Дата и место проведения

Форма мероприятия

Участники (консультанты)

1

Ежегодно в ноябре. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Книжная выставка

«Тебе о праве – право о тебе»

Представители библиотеки, воспитатели, воспитанники

2

2018 г. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Оформление информационного стенда

«Права и обязанности»

Воспитатели, воспитанники

3

Ежегодно. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Проведение конкурса рисунка

«Имею право знать»

Воспитатели, воспитанники

4

Ежегодно в мае. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Информационный час с распространением буклетов и памяток о Детском телефоне доверия,

о телефонах «горячей линии»

Зав. отделением, соц. педагог, воспитанники

5

Ежегодно. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Демонстрация презентации

«Всероссийский  День правовой помощи детям»

Соц. педагог, воспитатели, воспитанники

6

Ежегодно. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Правовое консультирование детей и взрослых на тему «Я- гражданин!», «Человек. Личность. Гражданин»,

«Права и обязанности гражданина»

Представители прокуратуры, инспекторы ПДН

7

Ежегодно в июне. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Конкурсно-познавательная программа

«Праздник детства»

Воспитатели, воспитанники, соц. педагог, педагог-психолог

8

Ежегодно. ОКУ «Воловский ЦСПСД», стационарное отделение

Оказание юридической помощи, осуществление правового информирования и правового просвещения

Представители прокуратуры, инспекторы ПДН

9

Ежегодно

Размещение информации о реализации программы на сайте

Зав. отделением

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ / сост. М.К.Антошин.

2. Нравственные ценности/ сост. И.В.Баранова.

3.Воспитание: цели, средства, перспектива /О.С. Газман.

4.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ сост. Ю.Г.Круглов. М, Конституция РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Права ребёнка в семье»

Социальный проект «Права ребёнка в семье» проводился с 6.12-9.12. 2010 г.  На первом этапе шла подготовительная работа. Учащиеся 5-7 кл. изучали нормативные документы по правам ребёнка в семье. Н...

Лекция 2. Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор

Лекция + презентация, право. В помощь при подготовке к ЕГЭ....

Социальный проект "Право вокруг нас"

Гражданско – правовое образование – одно из основных направлений образования, развития и становления личности, успешной социализации младшего школьника, основа ранней профилактики правонарушений среди...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Книга правил поведения »

         Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общи...