Программа "Семья и школа"
рабочая программа

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya_i_shkola.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ДИВИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА

ПРОГРАММА

 «Семья и школа»

срок реализации программы -3 года

                 

Авторы программы:

заместитель директора Рожненкова Марина Владимировна,

социальный  педагог

Митрофанова Наталья Васильевна.

д. Плоское

2017 год

Содержание.

  1. Введение…………………………………  4-5  стр.
  2. Пояснительная записка…………………  6-9  стр.
  3. Содержание программы………………...  10-17  стр.
  4. План реализации программы  ………….  18-25 стр.
  5. Литература……………………………….  26  стр.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит безопасность

 всего большого  человеческого общества
И.Г.Песталоцци.

 

Введение

Программа «Семья и школа»  является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области семейного воспитания.

           Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6,5 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологической позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в период интенсивных экономических и социальных перемен. Подросток находится под мощным влиянием двух неоднозначных процессов: активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В этот  период развитие организма  ребёнка  в значительной мере зависит от социальных факторов, темпов и направленности происходящих в обществе перемен.

Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду можно определить через ряд параметров: 

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

Образовательный уровень родителей:

-         Высшее образование – 19%

-         Среднее специальное – 52%

-         Среднее – 25%

 -     Неполное среднее - 4

Социально- экономический параметр определяется имущественными  характеристиками и занятостью родителей на работе. 

                        

Социальный состав учащихся школы. 

           Детей  из полных семей- 37( 41%).

неполные семьи – 40 (44 %), детей в них - 39 (43%).

Многодетные семьи  –6 (7%), детей в них - 13 (14%).

Опекаемые, приёмные семьи  –5 (6 % ), детей в них- 5(6%).

.

Технико-гигиенический параметр  зависит от условий проживания, обустроенности жилища, особенностей образа жизни.

Почти все дети живут в домах, где удовлетворительные условия жизни. Имеются отдельные комнаты или уголки для занятий.

 Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Пояснительная записка

            Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

            Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней  ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.

Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.

Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был  сам понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?  Программа «Семья и школа» призвана решить эту воспитательную проблему.

 Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

Основные задачи:

  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
  • демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
  • повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.

Главные идеи: 

  • семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа.

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников: 

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)

Методы взаимодействия: 

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление                                     положительного в его развитии.

 Участники программы:

  • Руководитель образовательного учреждения,
  • Председатель  совета родителей,
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог;
  • классные руководители;
  • родители учащихся;
  • педагоги дополнительного образования;
  • психолого-педагогическая служба района.

 Нормативно-правовая основа программы 

  1. ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751.
  3.  Конституция Российской Федерации.  
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Ожидаемые результаты: 

  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;

Оценка предполагаемых результатов: 

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;
  • контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
  • участие в мероприятиях, конкурсах, выставках;
  • отзывы детей, родителей.

Содержание программы

Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков:  I блок «Изучение семей учащихся»,  II блок «Содружество» ( включают подпроекты «Семья и здоровье», «Семья в обществе», «Семья и ценности»), III блок «Проблемные семьи», IV блок «Школа психологических знаний». 

1 блок «Изучение семей учащихся»

Показатель

Характеристика

Цель:

формирование единых педагогических требований, раннее выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, создание банка данных, обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • повысить уровень правовых знаний родителей в контексте организации учебно-воспитательного процесса;
  • выявить особенности семейного воспитания, изучить детско-родительские отношения;
  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

  •  изучение семей учащихся с использованием диагностических методик, анкетирования, наблюдения, беседы;
  • создание единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя»;
  • своевременное выявление детей, требующих внимания, оказание помощи проблемным семьям.

Содержание деятельности:

  • изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе;                                                                            
  • ежегодное составление социального паспорта школы;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, педагогами;
  • проведение анкетирования детей и родителей;
  • посещение семей учащихся;
  • привлечение родителей к анализу достижений ребёнка, его трудностей и проблем;
  • поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей;

Ожидаемые результаты:

  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

II блок «Содружество»

Подпроект "Семья и здоровье"

Показатель

Характеристика

Цель:

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи:

  • показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
  • научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
  • формировать у воспитанников потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности:

  • акции;
  • тематические беседы с детьми, родителями, педагогами;
  • игровые программы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • соревнования;
  • "минутки здоровья" в образовательном процессе;
  • разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками психофизической саморегуляции;
  • овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.

Подпроект  «Семья в обществе»

Показатель

Характеристика

Цели:

  • повышение педагогической, правовой культуры родителей;
  • создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
  • формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи:

  • содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
  • сформировать модель единого культурного пространства «ребёнок – семья – социум»;
  • ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребёнка, Уставом образовательного учреждения;
  • сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
  • способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • правовое просвещение.

Содержание деятельности:

  • экскурсии;
  • копилка  советов для родителей "вопрос - ответ"; 
  • проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий;
  • участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий;
  • тематические выставки;
  • организация работы с родителями:
  • лекции на следующие темы: "Типы отношений в семье", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей", «Подросток и закон», «Три ступени, ведущие вниз»;
  • консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;
  • совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: «Литературная гостиная», «Музыкальная гостиная»;
  • конкурс на лучшее генеалогическое древо и т.д.;
  • телефон доверия.

Ожидаемые результаты:

  • овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
  • овладение коммуникативными навыками;
  • укрепление семейных традиций;
  • формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.

Подпроект "Семья и ценности"

Показатель

Характеристика

Цели:

  • развитие нравственных и духовных ценностей;
  • раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.

Задачи:

  • развивать и воспитывать культуру общения;
  • содействовать укреплению семейных традиций;
  • включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
  • помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
  • развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • формирование семейных ценностей.

Содержание деятельности:

  • родительский лекторий;
  • игровые программы;
  • совместные выставки;
  • конкурсы;
  • творческие вечера;
  • родительские собрания;
  • экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками культуры общения;
  • укрепление и развитие семейных традиций;
  • личностное самосовершенствование;
  • развитие творческого потенциала;

III блок «Проблемные дети и семьи»

Показатель

Характеристика

Цель:

включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям.

Задачи:

  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  • создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
  • обучить  подростков  саморегуляции поведения;
  • способствовать снятию  ребенка с внутришкольного учета,  в КДН, ПДН.

Направления деятельности:

  • деятельность, направленная на самопознание и самоопределение учащихся,
  • формирование потребности в постоянном самовоспитании,
  • активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Содержание деятельности:

  • родительский лекторий;
  • игровые программы;
  • организация внеурочной занятости;
  • конкурсы;
  • творческие вечера;
  • организация отдыха и трудоустройство в период каникул.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками культуры общения;
  • укрепление и развитие семейных традиций;
  • личностное самосовершенствование;
  • развитие творческого потенциала;

IV блок: Школа психологических знаний

Показатель

Характеристика

Цели:

Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогических знаний в области семейного воспитания.

Задачи:

  • разработать систему единых требований и основных направлений школьного и домашнего воспитания;
  • оказать практическую помощь и педагогическую поддержку семье;
  • изучить эффективные инновационные формы и методы взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций;
  • ознакомить с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй.

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • правовое просвещение;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Содержание деятельности:

  • просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство   с положительным опытом воспитания детей;
  • сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими;
  • изучение нормативно – правовых документов по работе с семьей;
  • распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей;
  • диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье;
  • осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи;
  • организация лектория для родителей «Школа семейного воспитания»;
  • участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий;
  • создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей; обобщение опыта педагогов по работе с семьей;  

Ожидаемые результаты:

  • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
  • видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
  • Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
  • Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.
  • Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
  • Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.

План реализации программы «Семья и школа»

План мероприятий к блоку

«Изучение семей учащихся»

Название мероприятия

класс

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение семей будущих первоклассников.

Составление социального паспорта школы.

Индивидуальные беседы с детьми, родителями, педагогами по вопросам мер социальной поддержки и оказанию материальной помощи семьям учащихся.

Проведение анкетирования детей и родителей; по организации питания учащихся в школьной столовой.

Посещение семей учащихся.

Привлечение родителей к созданию Портфолио достижений ребёнка.

Изучение интересов родителей с целью привлечения их в учебно-воспитательный процесс класса и  школы.

Поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.

-

1-11

1-11

1-11

1-11

1-11

1-11

1-11

Март-июнь

сентябрь

В течение года

Сентябрь.

В течение года.

В течение года

В течение года.

В течение года

 

Классный руководитель будущих первоклассников, социальный педагог.

Социальный педагог, классные руководители.

Администрация школы, социальный педагог,

классные руководители, Отдел соцзащиты района.

Классные руководители, социальный педагог.

Социальный педагог, классные руководители, администрация школы.

Классные руководители.

Администрация школы.

Классные руководители.

План мероприятий

к подпроекту «Семья и здоровье»

Название мероприятия

класс

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Диагностика состояния здоровья учащихся школы.

Проведение общешкольных Дней здоровья.

Тематические родительские собрания с привлечением специалистов.

Цикл бесед с родителями:

- адаптационный период первоклассника. Роль семьи в адаптационный период.

- проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.

- поведение учащихся старшего возраста. Профилактика ПАВ.

- Для чего нужно хорошее здоровье ученику и взрослому человеку.

- Что такое физическое здоровье и основные способы его сохранения и укрепления.

Участие в конкурсах, праздниках,  спортивных соревнованиях.

Участие в акциях «Уютная школа», «Экологическая неотложка».

1-11

1-11

1-11

1-11

1 класс

1-11

1-4

5-8

1-11

1-11

1-11

Сентябрь-октябрь

В течение года

1 раз в четверть

В течение года

Сентябрь

В течение года

В течение года

 

В течение года

В течение года

В течение года

Фельдшер ФАПа, администрация школы.

Классные руководители,

Учителя физической культуры.

Классные руководители, администрация школы.

Классные руководители, социальный педагог,  медработники.

Классные руководители,

Зам. директора по ВР,

социальный педагог.

Классные руководители,

Зам. директора по ВР,

социальный педагог.

План мероприятий

 к подпроекту «Семья в обществе»

Название мероприятия

класс

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

.

.

Организация и проведение экскурсий.

Копилка "вопрос - ответ" по правовым знаниям;

Проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр, праздников, спортивных мероприятий.

Организация и участие  в тематических выставках:

«Мир увлечений», фотовыставка

«Мой папа – защитник Родины»,

«Моя семья»

Час общения с родителями

-Типы отношений в семье",

--"Опасные крайности родительской любви",

-"Право на жизнь",

-"Права и обязанности родителей",

-«Подросток и закон»,

-«Три ступени, ведущие вниз»;

Консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;

1-11

1-11

1-11

1-11

1-11

5-11

1-11

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь

Февраль

Май

В течение года

В течение года

Классные руководители, родительские комитеты классов.

Социальный педагог, классные руководители, библиотекарь.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, работники СДК и библиотеки.

 Классные руководители,

 зам. директора по ВР, соц. педагог,  библиотекарь, родители.

Классные руководители,

зам. директора по ВР, соц. педагог.

План мероприятий

 к подпроекту «Семья и ценности»

Название мероприятия

класс

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Генеалогическое древо «Моя родословная».

Тематические классные часы:

- Право ребёнка на семью;

- Защищённость ребёнка в семье;

- Забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Круглый стол «Авторитет отца и матери»

Уклад и традиции семьи. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках различного уровня.

Участие в декадах

-пожилых людей;

-инвалидов;

-семьи;

-за здоровый образ жизни.

Диспуты

- «Отцовство и материнство»;

- «Родительская любовь и забота»

1-5

1-4

1-9

1-11

8-11

1-11

1-11

1-11

Ноябрь

В течение года

Январь

В течение года

В течение года согласно плану.

Октябрь, май.

Классные руководители.

Классные руководители, социальный педагог.

Классные руководители, социальный педагог.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, , классные руководители.

Работники сельской и школьной библиотек, родители, классные руководители.

Классные руководители, районный психолог,  социальный педагог.

Литература

  1. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
  4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
  5. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
  6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
  7. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
  8. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр  «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
  9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
  10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
  11. Бедный Д.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.
  12. Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.
  13. Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
  14. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.
  15. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
  16. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
  17. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
  18. Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...