работа с семьями находящимися в социально опасном положении
учебно-методический материал

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete_rabota_s_semyami_sop.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа

 с семьями находящимися в социально опасном положении

Семья, находящаяся в социально опасном положении. (СОП)

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение  родителями  своих  обязанностей  по  обеспечению  детей

(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение   детей  в   противоправные   действия   (попрошайничество,

проституция и т.д.);

  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.

Деятельность        с семьей находящейся в СОП включает три

Основных составляющих социально-педагогической помощи:

образовательную, психологическую и посредническую.

Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

  • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется алгоритм:

  • Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  • Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  • Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  • Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  • Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  • Изучение личностных особенностей членов семьи.
  • Составление карты семьи.
  • Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями ( ПДН, КДН, СРЦ «Надежда»)
  • Составление плана работы с неблагополучной семьёй.
  • Текущие и контрольные посещения семьи.
  • Итоги и результаты работы с неблагополучной семьёй.

 В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения

Педагогическая:

  • занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
  • контроль  за  посещаемостью  несовершеннолетним  учебных  занятий;
  • контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
  • просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.

Психологическая:

  • сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
  • просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
  • коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Коррекционная:

  • индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

  • формирование   у   ребёнка   гигиенических   навыков

Правовая:

- Помощь в оформление свидетельства о рождении ребёнка

 -оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

 -консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

Иной вид помощи:

  • занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время;

  • посещение  семьи  по  месту  жительства;

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;
  • устранение причин неблагополучия;

Оценка эффективности работы с семьей:

  • соответствие проблем семьи целям, задачам и направлениям работы с данной семьей.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают образовательное учреждение;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
  • в   социальном   окружении   появились   другие   значимые   взрослые

(родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

  • семья  позитивно  принимает  помощь  и  социальные  контакты  с  лицами, осуществляющими патронаж.

Классный руководитель обязан представлять социальному педагогу следующие документы:

  1. Характеристику на обучающегося (один раз в полугодие)
  2. Характеристику на семью обучающегося (один раз в полугодие)
  3. Ведомость успеваемости (по четвертям)
  4. Табель посещаемости уроков (по четвертям)
  5. Информацию о внеурочной занятости обучающегося (расписание занятий день недели, время)
  6. Занятость в каникулы (ежедневная)
  7. Информация классного руководителя о проведенной профилактической работе с семьей и ребенком. (в конце каждой четверти)
  8. План профилактических мероприятий с семьей и ребенком
  9. Рейдовые листы с подписью члена семьи (один раз в месяц).

Родителей или законных представителей семей СОП необходимо приглашать на совет профилактики даже если в семье прослеживается положительная динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

План работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...