«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»
методическая разработка (5 класс)

Третьякова Ольга Васильевна


Тренинговые занятия разработаны с целью включения родителей в процесс воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Третьякова О.В.

Тренинг:

«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»

Пояснительная записка

  Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных общеобразовательных учреждениях по разным причинам. Так, как семьи учащихся в большинстве случаев состоят на обслуживании в ЦСПСиД, ОП, МО, то самое сложное в работе специалистов учреждения – это включить родителей в  учебно – воспитательный  процесс в рамках школы.

Цель: мотивация родителей к участию в обучении и воспитании детей в рамках школьного процесса.

Задачи:

- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка и жизни в школе;

- активизация коммуникаций в семье;

- наладить общение родителей с педагогами школы;

- наладить общение и поддержку родителями друг друга;

- изучить приемы, позволяющие активно участвовать в обучении детей;

- указать на  важность совместного воспитания детей родителями и педагогами.

     Тренинг предназначен для родителей, учащихся ГБОУ  школы – интерната №28 основного общего образования Санкт – Петербурга. Рассчитан на группу 12-16 человек. Продолжительность занятие – 40 минут.

Оборудование: доска школьная, мел, листки для записей, ручки, мяч или мягкая игрушка.

Часть  1. Вступление.

       В словаре русского языка записано: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение рядом, вместе, чуть впереди, если надо помочь.  Психологическое сопровождение – это работа с ребёнком как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Почему это важно в воспитательном процессе? Мы не можем изменить внутренний мир ребёнка без его воли, да и не имеем права. Педагог-психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Школьная жизнь для ребёнка – это бурный поток событий, система различных отношений: сверстники и школьник другого возраста, педагоги, родители. Ребёнок оказывается перед разнообразием выборов: как учиться, как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к требованиям и т. д.    И здесь важна помощь окружающих его взрослых. Сопровождение школьного психолога – «это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия» (Битянова М. Р.). Принцип сопровождения – это и возможность школьниками самостоятельных личностных выборов. Задача педагога-психолога – создать условия, где ребёнок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, пути самореализации и самоутверждения. Показать альтернативные пути и научит ими пользоваться – смысл психологического сопровождения. А право выбора, принятия – за школьником. А как можно сопровождать ребенка без участие родителей?

Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше трудное время важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребенка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.

Что такое постоянная поддержка ребенка родителями? Во-первых, это знание организаций, куда ребенок ежедневно ходит, и людей, с которыми он ежедневно общается. Во-вторых, это установление хороших отношений с этими организациями и людьми: эффективное общение и сотрудничество. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”. Мысль о том, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, я стараюсь донести до каждого из родителей.

http://festival.1september.ru/articles/509357/img1.gif\

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник <Рисунок 1> (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.  Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!  А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”. Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей. Особое значение играют родительские собрания. Правильно построенное общение родителей и учителя – это залог успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Общаясь с родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем, чем “живет и дышит” семья, и мне становятся более понятны “детские трудности”. Беседы, анкеты, встречи со школьным психологом, обсуждения статей, обмен опытом по вопросам воспитания, помогает родителям познавать, лучше понимать своих детей, а порой и самих себя. Перед собой я ставлю задачу подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени, проведенном в стенах школы и шли с собрания в надежде на то, что следующая наша встреча будет не менее полезной и интересной для него чем та, на которой он только что участвовал и вынес несколько полезных “открытий” о своем ребенке, о секретах воспитания.

Упражнение «Знакомство»

Инструкция: передавая ручку по часовой стрелке, прошу вас представиться -  назвать свое имя и отчество и фамилию и класс ребенка, интересы, которого вы представляете.

2. Основная часть

Упражнение  - разминка «Перебежки»: 

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
  • Встать и поменяться местами тем,  кто часто читает своему ребенку
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто целует своего ребенка
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто хвалит своего ребенка
  • Встать и поменяться местами тем, кто   вместе читает книжки;
  • Встать и поменяться местами тем, кто имеют общее увлечение;
  • Встать и поменяться местами тем, кто  вместе путешествуют.

Упражнение «Пословицы» 

Инструкция:  На 1-2 рассчитайтесь.  Вам необходимо пояснить, что имели введу наши предки  в пословицах (каждой группе дается листочек с двумя – четырьмя пословицами).  

  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.
  • Без корня и трава не растет
  • “Быть хорошим отцом – подлинный талант”,
  • “Что делает отец, то старается делать и сын”,
  • “Один добрый пример лучше ста слов”,
  • “Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”,
  • “Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,
  • “Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,
  • “Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.

Основное упражнение.

Инструкция: назовите функции семьи, которые вы знаете. А теперь попробуйте перечислить функции школы. Запишите их на доске. Выделите функции, которые выполняются обеими субъектами (лучше делать это па доске).

Подсказка:

 Известный исследователь  Э. Г. Эйдемиллер  выделяет  следующие  функции  семьи:

  1. Воспитательная  функция  (удовлетворяет  индивидуальные  потребности  мужчины  и  женщины  в  отцовстве  и  материнстве,  в  контактах  с  детьми  и  их  воспитании,  а  также  в  том,  что  родители  могут  себя  реализовать  в  детях);
  2. Хозяйственно-бытовая  функция (удовлетворяет  материальные  потребности  членов  семьи);
  3. Эмоциональная  функция  (удовлетворяет  потребности  членов  семьи  в  симпатии,  уважении,  признании,  эмоциональной  поддержке,  психологической  защищенности);
  4. Функция  духовного  (культурного)  общения  (удовлетворяет  потребность  в  совместном  проведении  досуга,  способствует  духовному  обогащению  и  развитию  членов  семьи);  
  5. Функция  первичного  социального  контроля  (обеспечивает  выполнение  членами  семьи  социальных  норм);
  6. Сексуально-эротическая  функция  (удовлетворение  сексуально – эротических  потребностей).

Школа осуществляет следующие функции

  • учебно-воспитательную, включающую в себя обучение и воспитание обучающихся (воспитанников); 
  • обеспечение охраны их жизни и здоровья; 
  • удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в самообразовании и получении дополнительного образования; 
  • организационную, предполагающую организацию образовательного процесса, в том числе разработку учебного плана и расписания занятий; 
  • разработку и утверждение годового календарного учебного графика; 
  • установление системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим Уставом; 
  • разработку и принятие на основе государственных образовательных стандартов образовательных программ; 
  • разработку и принятие локальных актов; 
  • управленческую, включающую в себя управление школой; 
  • трудовые отношения; 
  • хозяйственно-экономическую, включающую в себя управление закрепленным за Школой имуществом; 
  • осуществление финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оказание платных образовательных услуг, ведение предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности;
  • развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за школой бюджетных и собственных средств. 

Упражнение «Закончи предложение»

Инструкция:  тренер начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например:

  • «Общение с ребенком - это. »
  • «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать. » (подводим итог: что он нужен им, любим, он интересен своим родителям, они заботят о нем.)
  • «Своим поведением родители…»
  • «Общаясь с учителями, родители…»
  • «Интересуясь  жизнью своих детей, родители…»  

Подсказка: Ведущий: Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность.

 

3. Заключение.

 Рефлексия    «Что было трудно и полезно  на занятии…»

Каждый участник заканчивает фразу: «Что было трудно и полезно  на занятии …»

Подведение итогов.

Раздаточный материал

  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.
  • Без корня и трава не растет

  • “Быть хорошим отцом – подлинный талант”,
  • “Что делает отец, то старается делать и сын”,
  • “Один добрый пример лучше ста слов”
  • “Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”

  • “Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,
  • “Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,
  • “Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Социологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе

Текст выступления на научно-практической конференции "Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики", АНООВО Одинцовский гуманитарный университет...

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...

Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28

Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных обще...