Развитие социальной компетентности учащихся в ходе реализации программы "Мой выбор" как средство защиты их прав и интересов.
методическая разработка по психологии

Демченко Эльмира Анваровна

Предварительный просмотр:

Развитие социальной компетентности учащихся в ходе реализации программы "Мой выбор" как средство защиты их прав и интересов.

Демченко Эльмира Анваровна, социальный педагог

ГБОУ СОШ №4 КУСТО Василеостровского района Санкт-Петербурга, Россия

В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин). Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других.

Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания.

Программа "Мой Выбор" является практико-ориентированой, так как её основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников. Она создан для того, чтобы помочь учащимся 8-9-х классов осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Личная ответственность и личный выбор являются ключевыми понятиями данной программы. » [1, с. 7] 

Программа  задумана таким образом, чтобы у школьников во время занятий была возможность ознакомиться с теми последствиями, которые наступают в результате сделанного ими выбора.

Цель программы - сформировать у учащихся первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение. Основной задачей учителя является помощь в осознании как положительных так и отрицательных сторон различных вариантов , а также осознание личной ответственности каждого человека за свой выбор.

В программе выделено 7 тем .

Вводное занятие. «Человек свободного общества».

Занятие №1. «Учимся строить отношения». Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Занятие №2. «Мое здоровье». Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.

Занятие №3. "Преступление  и  наказание" Целью  занятия является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ , внешнему давлению, знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации.

Занятие №4. «Я и политика» Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Занятие №5. «Четвертая власть». На этих занятиях формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Итоговое занятие. «Свобода и ответственность - выбор ХХI века». Основными задачами проведения данного занятия пропаганда прав человека как общественной ценности, уважения человеческого достоинства и основ толерантности .

В основе данной программы лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом - дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. [1, с. 3].

Опыт реализации программы свидетельствует об   успешности  профилактической работы по  формированию  у детей и подростков   позитивного отношения к миру и высокой  сопротивляемости  к негативным явлениям.

Список использованных источников и литературы:

    1. Ахметова И. «Мой выбор» - учебно-методическое пособие для учителей средней школы, -   Москва, 2003год

2.Дереклеева Н.И.  «Справочник завуча».- М: ВАКО, 2006

3.Научно-методический журнал «Классный руководитель», №4, 2001г, №2, 2005г.

4.Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. М., 1997.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.