"Особенности психолого -педагогической деятельности в школе"
статья по психологии

Демченко Эльмира Анваровна

Аннотация: В данной статье раскрывается педагогическая философия педагога-психолога общеобразовательной школы. Описываются принципы, направления работы, роли, которые выполняет  педагог -психолог в процессе осуществления своей деятельности. Также говорится о любви к детям и уважении личности каждого ребенка, и о необходимости проявления эмпатии, понимания, сострадания и оказания поддержки учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

В третьем тысячелетии особую актуальность приобретает социально-педагогическая работа с детьми и семьями. В образовательном учреждении специалистом по социально-педагогической работе с детьми и семьями является социальный педагог.

В течение 18 лет я работаю социальным педагогом в общеобразовательной школе. За эти годы ни разу не усомнилась в выбранном пути и не разочаровалась в профессии. Являюсь сторонником гуманистического воспитания и личностно-ориентированного образования. Работу свою люблю, и детей, с которыми работаю – тоже. Я думаю, что иначе нельзя, только отдавая любовь детям, защищая их правдой, можно надеяться на положительный результат.

Реализуя свои основные функции и направления в работе, мне приходится быть в разных ролях. Это могут быть роли: педагога, психолога, эксперта, советчика, адвоката, помощника, юриста, защитника, друга, наставника и новатора. Если проанализировать смысл и содержание всех этих слов, то можно сделать вывод - что социальный педагог, это специалист, который изучает, анализирует, советует, помогает, защищает, учит и воспитывает.

В процессе своей работы постоянно взаимодействую с детьми в трудной жизненной ситуации. Это – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети – жертвы насилия, дети с отклонениями в поведении, дети группы риска. Это дети из малообеспеченных семей, неблагополучных семей и семей в СОП. В общем – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Кому как не социальному педагогу, с его гуманистической профессиональной направленностью, понимать душевное состояние таких детей, их нестабильное положение и ощущение себя в этом мире, их неуверенность в завтрашнем дне, кому как не ему - оказывать всяческую помощь и поддержку этим детям, направлять их, быть их наставником. Кому как не ему, надо понимать окружающий мир, проявлять высокую гражданскую ответственность и активную гражданскую позицию, и уметь анализировать современную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Именно социальному педагогу необходимо обладать научной эрудицией, осуществлять постоянный поиск новой информации, новых приемов и методов в работе.

Работая в школе социальным педагогом, прихожу к мысли, что современный педагог, работающий с детьми из неблагополучных семей, семей СОП, детьми «группы риска», должен иметь качества своей души, соответствующие четырем «П» - понять; принять; поддержать и помочь. Ведь зачастую, социальный педагог первым узнает о социальной неустроенности ребенка, а классный руководитель бывает даже не в курсе проблем этого ребенка, или потому что подросток ему не доверяет, либо потому, что он не обладает необходимыми качествами души.

А самое главное в работе педагога, я считаю, – это любовь к детям. Без любви к детям невозможно успешное взаимодействие в образовательном процессе. Также очень важно видеть в ребенке личность и учить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в него, в его способности, при этом отдавая учащемуся всю свою любовь и тепло своего сердца. Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условностей. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешнего вида, задатков и способностей, поведения, его плюсов и минусов.

Моими настольными книгами являются произведения Януша Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. Работы этих педагогов я всегда рекомендую почитать родителям наших учащихся.

Содержание работы с детьми и семьями риска может быть построена с учетом позиции ребенка в семье и условий организации воспитательного влияния. Социально-педагогическая работа должна иметь следующие направления - помощь ребенку в преодолении возникших трудностей, профилактику их неправильного поведения, понимание причин отклоняющегося поведения, повышение самооценки ребенка.

Самым основным принципом в своей работе считаю принцип «не навреди», ну и, конечно же, принципы – конфиденциальности, позитивного восприятия личности и личностно-ориентированного подхода.

Социальный педагог обязательно должен обладать такими качествами как – доброжелательность, открытость, естественность, деликатность. Также социальный педагог должен обладать даром внушения и убеждения, и даже в некоторой степени - талантом дипломата. Еще очень важное качество, считаю, это умение проявлять эмпатию (слово «эмпатия» произошло от греческого «pathos» — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означающим направление внутрь). Без этого качества, я считаю, педагогу сложно понимать внутреннее состояние другого человека, его душевные переживания. В то же время, социальный педагог должен уметь принимать правильные решения в конкретных ситуациях, должен уметь требовать от других специалистов системы профилактики мер по защите прав ребенка и его семьи. Он должен быть профессионалом, должен иметь свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию.

Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Очень важно не упустить, не оставить ребенка наедине со своими проблемами. Ведь вовремя оказанная педагогом помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни, при этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Работа педагога с израненной душой ребенка – особая. Она требует профессионального подхода, а также - максимум осторожности, тактичности, уважения.

Источники:

  1. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.;
  2. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л.И. Петрова. , 2007.– Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.;
  3. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост. Т.А. Шищковец. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.- 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях школы-интерната «Олимпийский резерв»

В данном материале представлена система построения и осуществления психолого-педагогического сопровождения в ГБОУ школе-интернате «Олимпийский резерв»....

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

психолого -педагогическая деятельность в школе

Психолого- педагогическая деятельность педагога-психолога по профилактикеправонарушений в рамках воспитательной работы школыв МБОУ Бажын-Алаакской СОШна 2016-2017 уч. год....

Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы

Доклад «Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы»...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образ...