Профилактика семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних.
презентация к уроку

Амоаший Ольга Сергеевна

Данная презентация будет полезна как педагогам, так и родителям.

Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних.

Основы личности закладываются в семье.

Родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних. Социальный педагог МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района Амоаший Ольга Сергеевна

Слайд 2

В ТОЖЕ ВРЕМЯ , СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ТЕСНО СОТРУДНИЧАТЬ С СЕМЬЕЙ, ИЗУЧАТЬ ЕЕ, ЧТОБЫ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних. Основы личности закладываются в семье. Родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.

Слайд 3

Причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. неблагополучной семьи Причины Макросоциальные - кризисные явления в социально-экономической сфере. Микросоциальные - причины биологического характера обусловленные генетической, психологической или физической патологией.

Слайд 4

миграция населения Экономическая, психологическая самостоятельность женщин Малая ответственность за семью и детей недостаточная обоснованность решения нравственна – психологическая неподготовленность вступающих в брак урбанизация социальная незрелость

Слайд 5

5 типов семей 1-й тип 2-й тип 3-й тип 4-й тип 5-й тип Семьи с высоким уровнем нравственных отношений Семьи, характеризующиеся нормаль-ными отношениями Конф-ликтные семьи Педагогически несостоятельные семьи Асоциальные семьи

Слайд 6

Рассмотрим 3-5 тип семей

Слайд 7

Асоциальная семья В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Слайд 8

Конфликтные семьи Родителям в таких семьях не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях и постоянно их выясняют. Ни о каком разумном воспитании нет и речи. Здесь необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.

Слайд 9

Педагогически несостоятельная семья Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

Слайд 10

ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками.

Слайд 11

1. Медико-биологические факторы: — дети с ослабленным здоровьем; — дети-инвалиды. 2. Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети (из многодетных семей, из социально опасных семей, из опекунских семей, неполных семей). 3. Психологический фактор. В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека. 4. Педагогический фактор. дети, нуждающиеся в защите своих прав; это одаренные дети; дети-второгодники или слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней; это дети, отвергаемые социумом или сверстниками. Факторы риска

Слайд 12

1. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних; 2. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи; 3. Вовлечение детей в противоправные действия. 4. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей; 5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением ребенка. Критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении

Слайд 13

Материально-бытовые условия. Эмоционально-нравственный климат. Режим дня ребенка в семье. Методы и приемы воздействия взрослых на детей. Семейный досуг. Уровень педагогической культуры родителей. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

Слайд 14

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ: 1. Диагностика семейного неблагополучия. 2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье. 3.Профилактика семейного неблагополучия 4. Групповая работа с родителями. 5. Помощь общества неблагополучным семьям.

Слайд 15

1. Выявление семей в СОП. 2. Знакомство с семьей. Изучение семьи. 3. Составление акта обследования жилищных условий. 4. Составление плана действий по решению проблемы семьи. 5. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами. 6. Выход из семьи. Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне. Этапы работы с неблагополучной семьей

Слайд 16

Алгоритм изучения семьи изучить семью по следующим параметрам: – состав семьи, её структура; – жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность; – воспитательный потенциал семьи Характер взаимоотношений в семье: – между взрослыми членами семьи; – между другими членами семьи и ребёнком – позиция ребенка в семье Положение ребёнка в семье: – Я нужен и любим и люблю вас тоже; – Я нужен и любим, вы существуете ради меня; – Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам; – Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое. Отношение ребёнка к родителям: – дорожит семейными отношениями; – родители авторитетны; – относится пренебрежительно; – остро переживает драму; – тяготеет к одному из членов семьи. Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов.

Слайд 17

Социально-педагогическая работа с различными типами семей: 1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей. 2. Неполная семья. 3. Многодетная семья. 4. Семья, в которой находится опекаемый ребенок. 5. Семья алкоголиков. 6. Жестокое обращение с ребенком. 6. Дети, занимающиеся бродяжничеством.

Слайд 18

Диагностика семейного неблагополучия: наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Слайд 19

Профилактика семейного неблагополучия: родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Слайд 20

Индивидуальная помощь неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.

Слайд 21

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей: группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера.

Слайд 22

Помощь общества неблагополучным семьям: институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав.

Слайд 23

Работа с семьями и несовершеннолетними.

Слайд 24

Жестокое обращение с ребенком Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога для родителей. Привлечение к занятиям детско-родительской группы. Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Слайд 25

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. Постановка на различные виды учета

Слайд 26

Семьи, в которых находятся опекаемые дети Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей. Контроль за здоровьем и оздоровлением детей. Поддержка семьи опекунов. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребенку в учебе. Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Слайд 27

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей Полиция. Приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы. Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога для родителей. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции. Постановка на различные виды учета

Слайд 28

Многодетные семьи оказание необходимой помощи в получении пособий; психолого-педагогическое консультирование; профилактика асоциально-аморального поведения; организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.); законодательное просвещение.

Слайд 29

Неполная семья – Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. – Наблюдение и консультации психолога и социального педагога. – Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования. – Проведение родительского лектория. – Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя. – Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. – Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Слайд 30

Семья алкоголиков Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков). Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога. Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Слайд 31

Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Отчет о проведенных мероприятиях по профилактике и предупреждению правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних

ОТЧЕТО проведенных мероприятиях по профилактике и предупреждению правонарушений и асоциального поведения несовершеннолетних, безнадзорности, насилия и жестокого обращения с детьми, противодействию рас...