Тема: “Позновательная активность обучающихся в условиях школы-интерната.”
опыты и эксперименты (6 класс)

Козлобаева Ольга Васильевна

Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем в образовательном процессе в условиях школы-интерната. Занятия по адаптированной программе «взаимодействия», школа - «Москвариум» направлена на развитие познавательной деятельности проводятся во внеурочное время. Задача педагогов: расширять знания  обучающихся, развивать интерес, активизировать всех участников  к посильной для каждого из них познавательной деятельности, как на занятиях, так и в самостоятельной работе над проектом.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_deyatelnost.docx11.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

 111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А                                           Телефон:  (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                                                                                                 email: sk31@edu.mos.ru                                                                                     Факс: (499) 374-11-31

 

Тема: “Позновательная активность обучающихся в условиях школы-интерната.”

Автор: Козлобаева Ольга Васильевна

           Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем в образовательном процессе в условиях школы-интерната. Занятия по адаптированной программе «взаимодействия», школа - «Москвариум» направлена на развитие познавательной деятельности проводятся во внеурочное время. Задача педагогов: расширять знания  обучающихся, развивать интерес, активизировать всех участников  к посильной для каждого из них познавательной деятельности, как на занятиях, так и в самостоятельной работе над проектом.

        Внеклассные занятия по программе взаимодействия, имеют различные принципы:

-учет возрастных особенностей;

- индивидуальный выбор направления деятельности;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории и практики;

-доступность, наглядность;

- принцип открытости;

-включение в активную жизненную позицию.

            Главной и неотъемлемой составляющей,  является определенный выработанный системный подход. Он позволяет обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающей нас природы ранее в школе и подводного мира в «Москвариуме».  Расширяет теоретические  полученные  экологические знания, систематезирует их на доступных наглядных примерах обитателей Москвариума. Содержание занятий в Москвариуме носит развивающий, практический и познавательный характер. На лекциях обучающиеся оказываются перед выбором: либо включаться в деятельностную работу, либо определить себе  роль и функцию в коллективе, слушателя. Формы и  методы всех занятий в Москвариуме структурно носят познавательный и проблемный характер. Технология обсуждения в коллективе проблем, научных фактов, позволяет осуществлять процесс познания и чувствовать обучающимся более уверенно в ходе обмена мнениями. Раздаются печатные образцы для самостоятельного выполнения задания, с разным уровнем сложности, это приводит к рациональному усвоению и расширению знаний о подводном мире. Каждое занятие заканчивается экскурсией, практической работой покормить или просто прикоснуться к  самым необычным   обитателям. Данная программа сотрудничества «взаимодействия» позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и  включать обучающихся в  проектную  деятельность.        

      Во внеурочное время преподаватель в школе организует мероприятия экологического направления: акции, квесты, социальные проекты, которые побуждают обучающихся  не быть равнодушным к экологическим  проблемам.  познавательной деятельности, и выбору индивидуального проекта. На внеклассных мероприятиях учитывались принципы: возрастные особенности: связь теории и практики сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; доступность, наглядность, принцип открытости, включение в активную жизненную позицию, индивидуальный выбор направления деятельности. Адаптированная программа предусматривает ежемесячный просмотр подготовленный педагогом или обучающимися информационно-экологический журнал: «Все мы родом из детства». Каждая страничка журнала нацелена на эколого-познавательную деятельность. С помощью своей странички, обучающиеся могут рассказать об интересующей их проблеме. Обсуждается план предстоящей коллективной, или индивидуальной работы, лучший способ ее выполнения, распределяются обязанности. Необходимо поощрять тех воспитанников, которые сделали попытку самостоятельного поиска экологических проблем, поставили задачи, наилучший способ ее решения или нашли объяснение. При обсуждении предстоящего дела или задания важно стимулировать воспитанников, давать собственную оценку, выражали свою точку зрения. Педагоги должны побуждать обучающихся, творчески выполнять задания, планировать свою деятельность, выделять последовательность действий, определять свой  конечный результат в проекте, учить анализировать, оценивать результаты деятельности. Ежемесячный выпуск, странички нашего журнала «Все мы родом из детства», участие в акциях, школьных мероприятиях, конкурсах. Позволило разбудить интерес у обучающихся. Научились разбираться в огромном разнообразии обитателей аквариумов, проводили экскурсии по экспозициям. Юные экскурсоводы,  рассказывали об обитателях Москвариума близким, а самые смелые проводили экскурсии  посетителям Москвариума. У обучающихся развивается при этом не только познавательные, экологические, но и профессиональные интересы.  Происходит зарождение первых желаний, выбора  профессии, например – экскурсовод. В процессе работы поддержка педагогом веры в познавательные возможности ученика определили основные организационно-методологические подходы. Поощрение успеха, самостоятельности в действиях, инициативы, воспитание эмоционально-положительного отношения, интереса к занятиям и разным видам деятельности повлияло на развитие познавательной деятельности воспитанника вне урока: воспитание культуры, социального поведения в совместной деятельности с обучающимися из других школ, внимательного отношения друг к другу, оказание взаимопомощи. Учебно-познавательная деятельность осуществляется в приближенных к естественным условиям и имеет большую практическую направленность. Выходит за рамки учебных предметов, обеспечивает учащимся широкий круг знаний, умений, в разных сферах деятельности. Содействует развитию познавательных интересов, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, социализироваться в обществе, вне школы- интерната. Обучающиеся без труда общались с другими обучающимися, давали интервью телевидению ТВЦ и первого канала. Обучающиеся ознакомились с морскими животными, научились самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, ставить задачи, выдвигать гипотезы и находить решения проблем.  Обучающиеся предложили свои проекты, которые защищали на конференции Москвариума. Внеурочная воспитательная деятельность направлена так же на повышение уровня компетенций, нравственной, патриотической и экологической культуры.  Формируются творческие способности, у воспитанников появляется познавательный интерес. Переживают за экологическое состояние Родины, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, развиваются человеческие качества толерантность, доброта.  

Использованная литература, источники

1. Условия и формы активизации познавательной деятельности http://allrefrs.ru 

2. Валеева О. С. Обеспечения индивидуального подхода в рамках внеурочной деятельности  http://referatwork.ru/category/ob

3. Андриянова Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/105/25044/ (дата обращения: 11.05.2018)

4. Алекина Т. А. Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством совершенствования исследовательских способностей 

5. Степанов Е. Н. Персонально ориентированная воспитательная деятельность педагога как важнейший фактор развития внеурочной активности школьников

6. Аргунова, М. В. Экология в мире профессий: методические рекомен- дации для учителей / М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков, Т. А. Плюснина, И. И. Тюхов, М. А. Шахраманьян. – М.: МИОО, 2015. – 92 с. Проектная и исследовательская деятельность школьников.

г Москва-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной деятельности ОУ по теме «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в кадетской школе - интернате»

Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравств...

Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»

В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Взаимодействие – одна из организационных форм, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся в условиях школы-интерната.

Программа сотрудничества Москвариума и школы позволяет не только использовать нетрадиционные формы обучения, но и  включать обучающихся в  проектную  деятельность. ...

Доклад на тему: «Учёт индивидуальных особенностей, обучающихся в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната».

Индивидуальный подход является одним из видов организации работы воспитателя. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения...