«Профилактика вредных привычек – путь к здоровью»
классный час (6 класс)

Зарубина Наталья Алексеевна

Формирование критического мышления у современных школьников является одной из актуальных задач в работе социального педагога. Результатом работы по формированию критического мышления у учащихся стало  то, что дети и подростки имеют собственное мнение, умеют анализировать различные виды информации, формулировать проблему, высказывать и аргументировать возможные варианты решения, анализировать собственные суждения. Применение данной технологи способствеет реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников, побуждает учащихся проявлять нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме:  

«Профилактика вредных привычек – путь к здоровью»

Социальный педагог: Зарубина Наталья Алексеевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.».

Класс: 6 «Б»

Дата: 21.11.2018 г.

Технология: формирование критического мышления.

Тип урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ; урок смешанный (сочетание различных видов деятельности на одном уроке).

Цель: развитие  у учащихся навыков анализа и критического мышления.

Задачи: 

- развивать у учащихся осознанное неприятие к усвоению асоциальных установок к вредным привычкам, как к способу воздействия на собственное здоровье и здоровье окружающих.

- формировать устойчивое поведение, соответствующее установленным в обществе нормам и правилам;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности в том, что только здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.

Формирование УУД:

Познавательные: учить воспринимать, систематизировать и принимать полученную информацию, делать выводы;

Аналитические: учить оценивать ситуацию, принимать решение;

Личностные: способствовать умению оценивать свои поступки и поступки других в соответствии с определенной ситуацией;

Коммуникативные: формировать умение самостоятельно вести дискуссию, убеждать, кооперироваться, защищать свою позицию, не опираясь на высказанные ранее мнения.

Социальные: развивать способность ученика регулировать свое поведение и деятельность, умение слушать, контролировать себя.

Методы обучения: словесные, практико-ориентированные.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Материал: компьютер, мультимедийный проектор (поговорка, слайды «Калейдоскоп вредных привычек», заключительные слова, фотоколлаж «Мы за здоровый образ жизни!»),  листочки зеленого и красного цвета, распечатанные карточки-ситуации с предложениями  приема чего либо, или отказа от приема чего либо, цветные «ладошки» из бумаги, для оформления и проведения рефлексии занятия, лист ватмана. 

I. Организационная часть (стадия вызова).

  «Здравствуйте, ребята», что обозначает слово «здравствуйте»? (пожелание здоровья). Здоровье – бесценное богатство, которое не купишь ни за какие деньги. А что  значит для вас здоровье? (ответы учащихся). Очень важно понимать и помнить о ценности здоровья и беречь его смолоду. В повседневной жизни нас окружают вредные привычки: неправильный образ жизни, нерациональное питание, употребление вредных продуктов питания,  курение, алкоголь, наркотики. Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям. Послушайте пословицу: «Бедность от лени, а болезнь от невоздержанности» (слайд). Как вы понимаете данную пословицу. (ответы учащихся). Если человек не будет трудиться, он будет беден. А если человек не будет бороться с вредными привычками, он будет часто болеть. Способствовать тому, чтобы учащиеся высказывали собственное мнение, умели аргументировать, защищать свою позицию.

II. Основная часть (стадия осознания).

Нам всегда кажется, что с нами никогда и ничего не случится, и все проблемы обойдут нас стороной. Но жизнь подбрасывает нам различные проблемы, и как поступить в той или иной ситуации решать придется самому. Я рада, что вы с большим интересом включились в  обсуждение проблемы современного общества - курения, алкоголя, наркомании и считаете данную тему актуальной. Как вы считаете, все ли ваши друзья ведут здоровый образ жизни? (ответы учащихся). В ответах учащихся должно прослеживаться собственное отношение к здоровому образу жизни, независимо от того, как к этому относятся его сверстники, не обращать внимания на иронию, насмешки, различные формы проявления негативного отношения.

Давайте поговорим о самых распространенных и приносящих непоправимый вред здоровью вредных привычках. Каждый пятый  житель нашей планеты курит. Многие курильщики отказываются осознавать, что табак вредит здоровью. Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека. У курильщиков плохая память, неустойчивая психика, они медленно думают, часто беспричинно раздражаются, нарушается сон. Курение снижает работоспособность, что является причиной многих хронических заболеваний. Даже внешне курильщики отличаются от не курящих людей. У них рано увядает кожа, она становится сухой, меняется цвет, голос становится сиплым или грубым, желтеют зубы, организм быстро стареет. По статистике наша страна является самой «курящей» в мире. Курит 75% мужского населения, 27% женщин, 42% детей и подростков.

Калейдоскоп вредных привычек: (выступление ребят по заранее подготовленным текстам, на доске слайд-фильм).

        1-ый ученик: Курение - это никотиновая зависимость. Когда человек курит, то в его организм попадает более 1200 ядовитых веществ, а самое вредное из них – никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько его содержится в 20 сигаретах. Собака может умереть от половины капли никотина, птичка умрет, если к её клюву поднести палочку, смоченную никотином. Курение сокращает жизнь. Ученые подсчитали, если человек выкуривает в день от 1 до 9 сигарет, то жизнь курильщика сокращается в среднем на 4-5 лет, если выкуривает от 10 до 19 сигарет, то на 5-6 лет, если большее  количество сигарет, то на 6,5 лет и больше. Курение является причиной многих  хронических заболеваний, Научно доказано, что курение вызывает до 25 заболеваний, одно их них – рак легких, который приводит человека к инвалидности и смерти. В наше время курят не только взрослые, но и дети. У курящих людей часто страдает сердце, что приводит к быстрой утомляемости, рассеянному вниманию, поверхностному или плохому сну, неуспешности в учебе. У курящего ребенка замедляется рост, он растет  слабым, часто болеет соматическими заболеваниями. Если попробовал курить хотя бы раз, то это часто переходит в привычку. От курения страдают и некурящие люди. Ровно половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, тем самым отравляет воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

        2-ой ученик: Алкоголизм. Еще одна не менее опасная привычка – пьянство, которое быстро перерастает в алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни жизней. Это тоже сильнейший яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Организм человека быстро привыкает к алкоголю и выйти из этого состояния удается не многим. Наибольший вред алкоголь оказывает на  центральную нервную систему, угнетает деятельность головного мозга. Человек становится неуправляемым, он теряет человеческий облик, ведет себя неадекватно, ему безразлично мнение окружающих. Пьющий человек становится рабом вредной привычки и страдает не только сам, но  и его самые близкие ему люди. На почве пьянства совершается огромное количество правонарушений и преступлений. Ребята, если вы когда-нибудь видели сверстника или подростка в состоянии алкогольного опьянения? Какие изменения наблюдали в его поведении? Понравилось ли  его такое поведение вам? Как вы думаете, какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать зависимости от алкогольных напитков.

        3-ый ученик: Наркомания. Есть еще более  губительная привычка и более серьезная отрава – это наркотики. Это зелье рассчитано на простаков, привыкнув к ним, человек становится зависимым и не может жить без них. Наркотики курят, нюхают, принимают в виде таблеток и уколов, они моментально попадают в кровь. Уже с первого приема  наркотического средства, человек может стать наркоманом, привыкает к ним очень быстро. После приема наркотиков у человека появляются галлюцинации, кошмары. Состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика очень мучительно,  человек мечется, злится, не владеет собой, у него болят мышцы, голова, живот и другие части тела.  Так попадают в зависимость от человека, который первый раз дал попробовать  наркотик бесплатно, в следующий раз он уже потребует деньги. Доза наркотика стоит  дорого, от 500 до 1.500 рублей. Приходится искать деньги, ради одной дозы наркоман пойдет на любое преступление, готов выполнить любую просьбу наркоторговца,  любое поручение и так чаще всего попадает на скамью подсудимых. Знакома ли вам подобная ситуация? По каким признакам можно понять, что человек в состоянии наркотического опьянения? Чем он отличается от здорового человека? Выскажите своё мнение (ответы учащихся).

        4-ый ученик: Правильно, внешний облик человека, употребляющего наркотики, постепенно изменяется, человек худеет, кожные покровы бледные, глаза тусклые, у него слабость, повышенная утомляемость и нервозность. Все наркотические вещества оказывают разрушительное действие на физическое  и психическое состояние ребенка или подростка. Теряется первичный круг друзей.  С наркоманией никогда не поздно бороться, главное не упустить время, иначе болезнь станет неизлечимой. Человеку, употребляющему наркотики, постоянно требуется более сильная доза, и в самом расцвете жизни он умирает от передозировки или заканчивает жизнь самоубийством. От начала употребления наркотиков человек живет не более 5-6 лет, реже до 10 лет.

Мы с вами вместе выяснили, что курение, алкоголь и наркотики наносят непоправимый вред здоровью. Но почему же, тогда,  многие ваши родные и знакомые курят и употребляют спиртные напитки? Зачем они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить или выпить, а за первым разом наступил второй, третий и так у них сформировалась вредная привычка. Из всего этого следует вывод, если первый раз не откажешься, в следующий раз будет еще труднее отказаться, чаще это сделать не возможно. Вы согласны со мной? Кто думает  иначе? Приведите ваши аргументы.  Если вам  однажды предложат сигарету или спиртное, то однозначно  ваш ответ должен быть «Нет!».

Практическая часть.

Я предлагаю вам  игру «Познай себя». Вы должны написать на зеленых листочках свои полезные привычки, а на красных – вредные привычки, если они у вас конечно есть (дети пишут).  А теперь посчитайте, каких привычек у вас получилось больше, полезных или вредных? Кто может назвать свои полезные привычки? (дети называю). С каким чувством вы их называли (смело, с гордостью, с удовольствием,  с желанием, чтобы все узнали о ваших полезных привычках). Одним словом вы не боялись их озвучить. А есть ли среди вас желающие озвучить вредные привычки? Нет? (или очень мало таких желающих). Вы стесняетесь их озвучить, боитесь, что об этом узнают ваши родители или друзья? Вы испытываете страх, испуг, смущение, у вас возникают только отрицательные эмоции? Почему? (ответы учащихся).

А теперь я предлагаю ответить на вопрос, так почему появляются вредные привычки? (примерные ответы учащихся).

  1. Из-за  желания подражать взрослым.
  2. Желания выделиться в компании сверстников и других ребят.
  3. Желания привлечь к себе внимание.
  4. Неприятие или отрицание  норм общества.
  5. Неумения противостоять давлению сверстников или  более старших подростков.

И так, важно всегда помнить, что легче начать курить, употреблять спиртные напитки или принимать наркотики, но  от них трудно или практически невозможно избавиться. Важно помнить, что вредные привычки нас уничтожают, наносят вред здоровью, и только полезные привычки и здоровый образ жизни помогают укреплять здоровье.

Игра «Диалог с товарищем» -  дети выходят  парами.

Давайте попробуем придумать ответы-отказы в разных ситуациях, если вам предложат закурить, выпить, понюхать какое-то зелье, попробовать на вкус (работа в парах, разложены карточки желтого цвета с вариантами предложений и красного цвета с вариантами отказов и положительным предложением взамен).

№ п/п

Варианты предложений

Варианты ответов

Хочешь попробовать покурить! От одной сигареты точно ничего не будет!

Нет! Я не буду курить и тебе не советую!

Давай покурим! Ты что трусишь?

Нет! Чтобы покурить, смелость не нужна!

Пойдем покурим! Или тебе слабо?

Нет! Это вредная привычка, она навредит моему здоровью!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь!

Нет! У меня есть более интересные занятия!

У нас во дворе многие курят, с ними же ничего не случилось! Попробуй и ты!

Нет! Я не буду подражать тем, кто не бережет свое здоровье и здоровье окружающих!

Почему ты не куришь? Боишься, что родители будут ругать тебя?

Нет! Я не хочу, и не буду  курить! Я спешу на тренировку. Хочешь, пойдем со мной.

Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь, будешь выглядеть взрослее.

Нет, я не буду курить! Я не хочу выглядеть взрослее. Пойдем лучше погуляем с собакой.

Хочешь попробовать пиво? У тебя будет хорошее настроение.

Нет! Я не буду этого делать! Я хочу быть здоровым!

Попробуй хоть немного пива! Выпей, никто не заметит!

Нет! Пойдем лучше покатаемся на велосипедах!

К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать кукую-то жидкость,  затем предлагает попробовать  её на вкус.

Нет! Я точно  знаю, что на предложения незнакомых людей я должен реагировать отказом!

Знакомые ребята предлагают попробовать наркотик, утверждая, что приняв дозу, ты избавишься от всех  имеющихся проблем.

Нет! Я знаю, что наркотики – это быстрая смерть! А избавляться от проблем нужно другими способами!

У меня есть вино, оно не крепкое! Давай выпьем с тобой вина, будет весело!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера папа скачал мне новые компьютерные игры, поиграем с тобой.

Товарищ предлагает недорого купить «спайс». Объяснив, что это типа жвачки, ты не беспокойся, она тебе не навредит!

Нет! Ни за что! Ты просто не задумывался, к каким последствиям это приведет! Подумай хорошо и никогда не покупай сам и не предлагай другим!

Я очень рада, что вы не поддаетесь никаким уговорам. Вы помните, что самое лучшее – это правильно оценить ситуацию и научиться говорить «Нет!».

А сейчас еще одно упражнение, это работа в группах. Продолжите, пожалуйста, начатое предложение. «Я не буду курить, употреблять алкогольные напитки и наркотики, чтобы…»:

(предположительные ответы):

Сохранить своё здоровье и здоровье окружающих;

Иметь привлекательную внешность;

Всегда хорошо выглядеть;

Не тратить личное время попусту;

Не скучать, найти себе занятие по душе;

Узнавать мир интересных людей;

Отдыхать и наслаждаться жизнью;

Не тратить заработанные родителями деньги на то, за что потом нужно дорого платить;

Не лишать себя жизни;

Не изменять своим жизненным принципам;

Не вредить себе и своим близким;

Остаться в среде некурящих, непьющих, не употребляющих наркотики.

(Подведение итогов ответов).

Вывод. Может возникнуть дискуссия по поводу одинаковых ответов или разногласий, это допустимо. В данном случае проявляется умение учащихся отстаивать свою точку зрения, опираясь на собственные суждения, может быть отличные от других.

Рефлексия: «Возьмемся за руки». Дорогие ребята, а сейчас мы возьмем вырезанную из бумаги «ладошку» и напишем на ней свой совет друзьям, сверстникам и просто не знакомым ребятам о том, как не попасть в «ловушку» вредных привычек (готовые ответы-ладошки прикрепляем по кругу на ватмане).

Итог занятия: Я думаю, что вы, ребята, не растеряетесь, оказавшись в трудной ситуации, и никогда не станете рабами вредных привычек. Это ваша жизнь, ваше здоровье, ваша личная позиция. Будьте сильными и рассудительными, думайте, прежде чем что-то предпринять и на что-то согласиться.  Ну, а если вы попали в плен какой-то вредной привычки, старайтесь избавиться от неё изо всех сил. И если вам это удастся, то вы – настоящий герой.  И как сказал древний китайский мудрец  Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает  самого себя, - воистину могуществен».

 Фотоколлаж «Мы за здоровый образ жизни!» (слайд-фильм, домашнее задание, заданное учащимся накануне классного часа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках географии"

В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны през...

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...

Буклет «Работа с педагогическим коллективом и роль педагога в вопросах профилактики вредных привычек и сохранения здоровья учащихся»

В данном буклете содержатся темы семинаров для педагогов с основным содержанием предлагаемого материала. Главная цель данных семинаров: мотивировать педагогов на работу по профилактике ПАВ....

Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни

Методический материал (пособие для занятий с подростками)...

Педагогический проект по ОБЖ "Профилактика вредных привычек – путь к здоровью"

Формирование культуры безопасности личности является генеральной целью предмета основ безопасности жизнедеятельности. Проблема профилактики вредных привычек школьников является частной, но очень актуа...