"Семья - для ребенка"
методическая разработка

Трофимова Светлана Александровна

Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sirotstvo_dlya_lyubogo_obshchestva.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

        «Семья – для ребенка»

Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, как правило, не владеет навыками продуктивного общения. Он остро нуждается в любви и внимании, но при этом не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Попадая в замещающую семью, ребенок порой не умеет ладить с приемными родителями. Ему кажется, что требования взрослых чрезмерны и завышены, отношение – предвзятое, к нему придираются, поучают. Поведение ребенка зависит от того, как он видит и воспринимает мир и себя в этом мире. Ему кажется, что если он уйдет из детского дома, то ему будет позволено делать все, что он захочет и не будет никаких ограничений. Например, допоздна гулять и смотреть телевизор, играть в компьютер, ничего не делать.   Статистика показывает, что выпускники детских домов часто не умеют создать прочную семью. У них возникает множество проблем в общении с супругом, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, хотя в подростковом, юношеском возрасте они все мечтают создать хорошую семью. Возникает вопрос: почему воспитанники детских домов, став взрослыми, не способны взять на себя обязанности зрелого человека, реализовывать себя в браке, дать своим детям достойное воспитание? Причин много, и одна из них – это нарушение ранних эмоциональных связей с матерью. Американский ученый Х. Харлоу в своих исследованиях пришел к выводу, что первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа, – это любовь к матери, и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с нею. Такая любовь дает чувство безопасности, защищенности и уверенности в себе, тормозит появление у ребенка страха и агрессии при столкновении с новым и неизвестным. В присутствии матери ребенок испытывает интерес и любопытство, а не ужас и тревогу в ответ на любой новый раздражитель. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими учеными как самое главное, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие лишения (депривации) материнской любви. Это порождает страх, агрессию, недоверие к себе и к другим людям, нежелание познавать новое. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно рассматривать семью как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.  Семейным кодексом предусмотрены пять форм семейного воспитания детей, оставшихся без семьи: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронат. Замещающая семья (опека, попечительство, патронат, приемная семья) – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности Практика показывает, что, даже попадая из интернатного учреждения в семью, ребенок теряется, не знает, как жить ему в новом для него социальном пространстве. Один из выходов из создавшейся ситуации напрашивается сам собой: ребенка необходимо готовить к проживанию в семье. Подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью лучше начинать не тогда, когда его уже выбрали приемные родители, а с момента поступления в учреждение.Для этого используются различные формы работы с детьми: тренинги, беседы, сказкотерапия, игры. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Все эти формы работы помогут ребенку приобрести определенный объем знаний о жизни в семье, правилах поведения в семье, традициях и т. д. Необходимо  сформировать у ребенка детского дома готовность принимать уклад жизни семьи и понимать ценность семейного уклада; выстраивать взаимоотношения между членами семьи, не нарушая норм поведения; доверять себе и другим; освоить новую социальную роль; помочь научиться правильно вести себя в стрессовой ситуации; − обеспечить комфортную среду для становления и развития ребенка в замещающей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

работа содержит основную часть, лабораторную работу, список литературы и приложение....

Доклад на тему:"Психолого-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями"

Для детей с множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими. И чем раньше ребенку, в том числе страдающим детским церебральным параличом, будет оказана по...

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

"Потребности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями".

Во всём мире семьи детей с нарушением слуха имеют в чем-то сходные потребности, но помощь, необходимая каждой из них, всегда должна планироваться индивидуально. В статье даны результаты исследования п...

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Презентация для учителей:Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ...