Адресная помощь
рабочая программа (8 класс)

Валеева Гузель Фахрисламовна

Адресная помощь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tzhs.docx45.92 КБ
Файл programma_opeka.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №94» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

ПРИНЯТО

Педагог-психолог

_______    Ломакина В.В.

Протокол педсовета от

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_______      Евстафьева Е.М.

от «___»______20_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №94» ГО г.Уфы РБ

_________Асеева Н.В.

Приказ от

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ

В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Разработчик:

Валеева Гузель Фахрисламовна,

учитель географии высшей квалификационной категории, к.п.н.




Уфа -2016

Пояснительная записка

Программа по работе с детьми, находящимися в трудном семейном положении, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т.к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе.

Педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых наблюдаются отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

  • трудное материальное положение, бедность;
  • жилищные проблемы
  • безработица
  • конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
  • безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
  • алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

  1. Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
  2. антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама».

Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика.  Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися.  Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.

6. Работа с педагогическим коллективом.  Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация работы:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Цели и задачи программы

Цели и задачи реализации образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС:

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся образовательная программа ГБОУ СОШ № 39 направлена на обеспечение и решение следующих задач.

Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации конституционного права на  получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;
  • социальная защита и охрана прав детства;
  • соблюдение социальных прав и гарантий проблемных  детей;
  • создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного  развития учащихся, их воспитания и образования;
  • адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
  • создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;
  • почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
  • достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
  • приобретение навыков для дальнейшей самореализации
  • развитие адаптационных умений;
  • создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • учёт пропусков занятий без уважительной причины;
  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции

ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • дети в кризисной ситуации;
  • дети с проблемами в семье;
  • гиперактивные дети;
  • дети с проблемами в обучении;
  • дети с личностными проблемами;
  • дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;
  2. Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс
    совместного определения с ребенком его собственных интересов,
    возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих
    ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно
    достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
    общении, образе жизни;
  3. Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;
  4. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и
    общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой
    категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
    некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает
    негативное влияние на ребенка), то основная воспитательная
    функция принадлежит школе;
  5. Принцип повышения роли общественных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г.

Федерального Закона «Об ограничении курения табака» № 87 – ФЗ от 10.07.2001 г.,

Федеральный Закон № ВФ - 1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»

ФЗ РФ от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.

Приоритетные направления:

  1. Исследовательская работа
  • Комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка;

2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа

  • предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.

3. Просветительская работа.

  • консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов.
  1. Воспитательная работа
  • вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

ФАКТОРЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ В «ГРУППУ РИСКА», «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»

  • дисгармоничная семья;
  • соматические заболевания;
  • дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
  • неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
  • неадекватное  поведение;
  • нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
  • средовая  адаптация;
  • просчёты школы в учебной деятельности.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • Наблюдение;
  • Психологические и педагогические методики;
  • Психолого-педагогический анализ;
  • Социально-психологические методы.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изучение проблемных детей.
  • выявить всех проблемных детей, начиная с 5-го класса, и завести на них журнал учёта;
  • установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;
  • путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;
  • изучить включения его во внеурочную, общественно полезную деятельность;
  • установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);


  1. Организация педагогической помощи:
  • вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;
  • организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
  • установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
  • вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.

3. Организация медицинской помощи.

  • вести индивидуальные беседы по правилам гигиены с «трудными» детьми, с детьми «группы риска»;

4. Организация свободного времени проблемных детей.

  • всех проблемных детей с учётом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
  • привлечь детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, достижения в ней;
  • организовать ненавязчивый контроль над проведением свободного времени;
  • вести тесную связь в работе с проблемными детьми РОВД;
  • постановка на внутришкольный учёт и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями.

5. Профилактическая работа.

  • коррекционная работа с проблемными детьми: тренинг психолога, тестирование, анкетирование;
  • индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.




СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

I этап – 2016 – 2017учебный год.

II этап – 2017 – 2018 учебный год.

III этап – 2018– 2019 учебный год.

IVэтап- 2019 - 2020 учебный год

  • анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа с детьми, попавшими в трудное семейное положение

Наименование МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Посещение детей, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году.

Август

классные руководители

Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сентябрь

классные руководители

Выявить      всех    проблемных   детей, с последующим оформлением нужной документации.

Сентябрь – октябрь

классные руководители

Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах.

Ноябрь - декабрь

классные руководители

  • Учёт посещаемости и успеваемости детей, состоящих на различных учётах.
  • Тестирование учащихся
  • Проведение занятий по формированию толерантности

В течение года

классные руководители

Привлечение   детей    группы    риска  к

участию       в       культурно-массовой       и

спортивной    работе.     Особое    внимание

уделять   их   читательским   интересам   и

вкусам

В  течение года

классные руководители

Организация ненавязчивого контроля за

проведением свободного времени.

В  течение года

классные руководители

Вовлечение в кружки и секции.

В  течение года

классные руководители

Проведение бесед на правовую тематику совместно с инспектором ПДН

В  течение года

классные руководители

Привлечение самих уч-ся к укреплению

правопорядка в школе

В  течение года

классные руководители

Принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.

В  течение года

классные руководители

Выявление   семей,   уклоняющихся   от воспитания детейhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59efb1894e60a/720420_2.png

В  течение года

классные руководители

Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

классные руководители

Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

классные руководители

Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

В течение года

классные руководители, психолог

Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

классные руководители

Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся, родителей;
  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании"
  • "Проба наркотика – шаг в пропасть"
  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"
  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

классные руководители


Работа с родителями

Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей

В течение первой четверти

классные руководители

Анкетирование родителей:

  • Определение методов семейного воспитания.
  • Воспитательное воздействие семьи на личность ребёнка
  • Взаимоотношения в семье

В течение года

классные руководители


Организация      тематических      встреч,

вечеров, родителей  с  работниками

образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

В  течение года

классные руководители

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе

Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса

Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Ожидаемые результаты

  • Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
  • Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
  • Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
  • Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
  • Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
  • Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся:
  1. знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;
  2. психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
  3. соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
  • Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
  • Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  • Укрепление положения детей в классном коллективе
  • Формирование положительной Я-концепции.
  • Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  • Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.







Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

  1. Какое положение занимает учащийся в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
  2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям? (благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

  1. Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
  2. Пользуется ли авторитетом в коллективе? (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом)
  3. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
  4. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
  5. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
  6. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)










Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

     «Лицей №94»  городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

 Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «___» __________2018 г.

   УТВЕРЖДАЮ          

Директор МБОУ «Лицей №94»            ___________/Н.В.Асеева/

Приказ №  ______________

    от «___» ___________ 2018 г.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Разработала программу:

Валеева Гузель Фахрисламовна,

учитель географии, кандидат педагогических наук

Уфа -2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей.   Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки.  Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.  Одна из форм  защиты для этой категории детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ являются опека и попечительство.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Приемная семья – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. В данной форме сочетается долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Лица, супруги или отдельные граждане, взявшие на себя воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Данная форма создана по инициативе Советского детского фонда в 1988 году и изначально носила название “семейный детский дом».

Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.

Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.

Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.

 Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников,  которые,  взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.

Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

-проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;

 -выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;

 -постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

 -включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.

         К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится  психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту  деятельность заместитель директора по воспитательной работе.

Цель программы

Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.

  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.

  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.

  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.

  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  •         Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.

  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

  • Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;

  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;

  • помощь детям при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;

  • развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;

  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;

  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;

  • установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;

  • уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;

  • реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.

Этапы реализации программы

Первый этап  диагностический, формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

  1. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  • изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
  • изучение личности подопечного;
  • установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

3.Контроль:

  • за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
  • за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
  • за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;

  • за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

  • за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках
  • секциях, летний отдых);

  • за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;

  • за исполнением обязанностей опекунами.
  1. Организация педагогической помощи подопечному:
  • помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • помощь в выборе (записи) кружка или секции;

5.Защита прав и законных интересов подопечных; Второй этап - деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

  1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты). Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

4.Правовое просвещение подопечных.

Работа с семьей:

1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.

3.Правовое просвещение опекуна.

4.Педагогическое просвещение опекуна.

5.Привлечение специалистов.

Третий этап  анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций.

Содержание программы

п/п№

Мероприятие

Срок

Ответственные

выполнения

I этап

1.

Проведение сверки списка опекаемых

Август, сентябрь

классный

детей, учет вновь прибывших и

руководитель,

оформление необходимого пакета

социальный педагог,

документов на них.

специалисты отдела

опеки и

попечительства

района

2.

Сбор информации, документации для

сентябрь

социальный педагог,

социального паспорта школы о детях

классный

данной категории

руководитель

3.

Составление и корректировка банка

сентябрь, январь

классный

данных обучающихся и семей,

руководитель,

сопровождаемых специалистами

социальный педагог,

службы

педагог-психолог

4.

Сверка банка данных со специалистами

сентябрь, январь

социальный педагог

отдела опеки и попечительства города.

Контроль за организацией питания,

наличие учебников.

5.

Диагностические мероприятия на

классный

начало учебного года: анкетирование,

сентябрь-октябрь,

руководитель,

тестирование, опрос.

социальный педагог.

Динамическая диагностика

январь

6.

Формирование пакета документов по

сентябрь-октябрь

классный

сопровождению обучающегося,

руководитель,

состоящего на учете

социальный педагог,

педагог-психолог

7.

Координационный совет  по

октябрь, январь

классный

определению и корректировке

руководитель,

индивидуального маршрута

социальный педагог,

обучающихся проживающих под

координатор

опекой и попечительством.

профилактической

работы

8.

Планирование индивидуального

сентябрь-октябрь

классный

сопровождения несовершеннолетнего

руководитель,

данной категории

социальный педагог,

педагог-психолог,

координатор

профилактической

работы

II этап

9.

Семинары для классных руководителей

октябрь-апрель

социальный педагог,

по сопровождению обучающихся

координатор

данной категории

профилактической

работы

10.

Индивидуальные беседы с

сентябрь-май

классный

обучающимися на профилактические

руководитель,

темы

социальный педагог.

11.

Правовое просвещение опекуна по

сентябрь-май

классный

воспитанию и содержанию

руководитель,

подопечного.

социальный педагог,

специалисты отдела

опеки и

попечительства

района

12.

Привлечение опекунов к участию в

октябрь-май

классный

школьной жизни детей, школьные и

руководитель,

классные мероприятия

социальный педагог,

координатор

профилактической

работы

13.

Анкетирование обучающихся и

октябрь, декабрь,

социальный педагог,

родителей по вопросам ЗОЖ и детско-

апрель

педагог-психолог

родительских отношений

14.

Анализ степени готовности детей

октябрь-май

классный

данной категории к учебному году

руководитель,

(внешний вид, наличие учебников,

социальный педагог

тетрадей, учебных принадлежностей)

15.

Групповые профилактические беседы

2 раза в месяц по

классный

специалистов СПС, классные часы и

отдельному плану

руководитель,

беседы с приглашением специалистов

социальный педагог

профилактических структур

16.

Разработка материалов

октябрь-май

социальный педагог,

профилактической направленности для

педагог-психолог

родительских собрании и классных

часов

17.

Обследование условий проживания и

Сентябрь, май

классный

воспитания семей опекаемых детей с

руководитель,

целью выявления необходимой

социальный педагог

моральной и материальной помощи.

18.

Правовое просвещение опекунов через

октябрь-май

социальный педагог

СМИ

19.

Вовлечение подростков в

октябрь-май

классный

общественную жизнь школы и класса

руководитель,

через ученическое самоуправление и

социальный педагог,

волонтерское движение

координатор

профилактической

работы

20.

Вовлечение во внеурочную

октябрь-май

классный

деятельность, занятия в кружках и

руководитель,

секциях, летний отдых,

социальный педагог

трудоустройство

21.

Контроль  за занятостью обучающихся

октябрь, январь,

классный

во внеурочное время

руководитель,

апрель

социальный педагог

22.

Активные формы профилактической

ежемесячно

социальный педагог

работы: проектная деятельность,

круглые столы по пропаганде ЗОЖ,

игры-викторины, выставки плакатов и

рисунков обучающихся и т.д.

23.

Анализ успеваемости и посещаемости

1 раз в четверть

классный

обучающихся

руководитель,

социальный педагог

24.

Совместная работа с классными

январь, май

классный

руководителями по отчету о

руководитель,

проведенной работе проведенной с

социальный педагог,

обучающимися

педагог-психолог

25.

Взаимодействие с городским ЦСЗН по

апрель, май

классный

вопросу летнего отдыха и

руководитель,

трудоустройства обучающихся

социальный педагог

III этап

26.

Координационный совет  по

май

классный руководитель,

результатам индивидуального

социальный педагог,

сопровождения обучающихся и

педагог-психолог,

приемной семьи в течение учебного

координатор

года

профилактической

работы

27.

Диагностические мероприятия на

май

классный руководитель,

конец учебного года: анкетирование,

социальный педагог,

тестирование, опрос.

педагог-психолог

28.

Планирование работы на следующий

май

классный руководитель,

учебный год

социальный педагог,

педагог-психолог,

координатор

профилактической

работы

Список литературы:

  1. Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4,№6. Москва 2017г

  1. Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2015

  1. Н.И.Еременко,С.В.Коледова «Копилка классного руководителя».Изд.Панорама 2017.

                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

ШНОР Материалы по реализации мероприятий дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+

Папка содержит мероприятия, отчёты по реализации дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+...

Адресная помощь различным категориям обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся...