Игра викторина «Мои права и обязанности»
классный час (5 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры –викторины, можно организовать в виде игры по  станциям. Игра направлена на знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка,  формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания.  Занятие способствует  активизировать познавательные процессы учащихся,  формировать у участников умения применять свои знания на практике ,слушать собеседника, уважать его  права,  способствует формированию сплоченности в коллективе, развитию навыков межличностного общения. Активное применение ситуаций правовой ориентации в игре способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_moi_prava_i_obyazannosti_.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игра- викторина  «Мои права и обязанности»

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка

2.развитие умения отстаивать свои права;

3.воспитание чувства ответственности;

4.умение применять знание прав и обязанностей на практике. 

Ход занятия

Заранее класс делится на 3  или 4 команды.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Ребята! Готовы  вы к уроку?

На Вас  надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

   

Педагог: Ребята! Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

(Сегодня мы будем говорить о правах.)

- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах . Наше занятие я предлагаю провести в виде игры-викторины.

Вы уже разделились по командам. Каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. Во время игры я внимательно буду следить как вы будет работать команда, на  за дисциплину и сплоченность  команда может получить дополнительные 2  балла

 И так, начнем. Давайте разберемся в значении слов «право»и «обязанность». Как вы думаете, что эти слова означают? (ответы детей)

ПРАВО – ЭТО то, что ты можешь делать..Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона.

Педагог: Правильно, ребята. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями

ОБЯЗАННОСТЬ -  это действия,  которые мы должны обязательно выполнять .

Педагог: Как вы думаете всегда  ли дети имели права?

Нет, не всегда. Часто  с детьми обращались несправедливо, порой жестоко, раньше детей могли спокойно забрать у родителей, продать, жестоко наказывать. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Так появился документ «Конвенция о правах ребенка»,который защищает права детей,  принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране Конвенция вступила в силу с 1990 года

Давайте вспомним основные права ,которые есть у каждого ребенка

Это право на жизнь

Право на имя, фамилию,

Право  иметь родителей

Право на образование

Право на мед. обслуживание

Право на личную неприкосновенность

Право на всестороннее развитие. .

Право  свободно выражать свои взгляды

Право на собственное мнение

Право на защиту от всех форм насилия

Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях

Как вы знаете свои права, мы сейчас  и проверим

1 конкурс   «Литературно-правовой»

Педагог: В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.

1.Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

2.Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

3.Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

4.При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

5.Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

6.Героиня сказки «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение  по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

7.Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)    

8.Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Правом на свободный труд)

9. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/

10. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга)

11. Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/

12.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/

14. В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/

15. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности  совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят

16. В какой сказке нарушено право трех малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? «Три поросёнка».)

2 конкурс «Ответь сказочному герою»

 Педагог: Внимательно посмотрите на экран и пользуясь Конвенцией о правах ребенка, ответьте сказочному герою , чтобы он не нарушал права  другого героя.

1.Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

   Колобок: Согласно конвенции о правах ребенка, волк ты не имеешь право …( посягать на мою жизнь).

2.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

3.Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

4.Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

3 конкурс «Музыкальный»

Педагог: Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультфильмов.. Определите, о каких правах в них идет речь

1. «Песня бременских музыкантов» – (право на свободу передвижения,право на свободу мирных собраний.

2.«Песенка мамонтенка» (право жить и воспитываться родителями)

3. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие)

4.  «Учат в школ» (право на образование)

Молодцы, ребята! Я вижу вы хорошо знаете свои права. Но кроме прав, у нас еще есть обязанности.

4 конкурс «Физкультурный»

Сейчас мы проверим, различаете ли вы права и обязанности. Если я называю право – вы хлопаете, если обязанность – топаете

1. Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право - дети хлопают)

2. Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь врача. (Право - дети хлопают)

3. Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии. (Обязанность – топают ногами)

4. Дети учатся в школе. (Право и обязанность - хлопают в ладоши и топают)

5. Ежемесячно граждане отчисляют из своей зарплаты налоги. (Обязанность – топают ногами)

6. Родители воспитывают своих детей. (Обязанность – топают ногами)

7. Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право - дети хлопают)

8. Каждый школьник соблюдает правила поведения в школе. (Обязанность – топают ногами)

  1. конкурс «Право или обязанность»

Педагог: Перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

Иметь фамилию, имя, отчество

Делать уроки

Иметь друзей

Беречь школьное имущество

Ходить на кружок

Заботиться о животных

Жить с родителями

Мыть посуду

Высказывать свои мысли

Посещать школу

Отдыхать на перемене

Помогать родителям

Получать бесплатное образование

Делать зарядку

Лечиться в больнице

Соблюдать Устав школы

6 конкурс «О чем говорят рисунки»

Педагог: Сейчас я дам каждой команде листочек с рисунками (свидетельство о рождении, сердечко, книга, домик, конверт, красный крест, тетрадь, расческа, хозяйственная сумка)

Скажите, о каких правах или обязанностях говорят эти предметы.

Свидетельство о рождении – право на имя, фамилию, право на жизнь.

Сердечко – право на любовь и уважение.

Книга- право на образование.

Домик -право на дом, семью.

Конверт - право на тайну переписки.

Красный крест – право на медицинское обслуживание.

Тетрадь - обязанность хорошо учиться.

Расческа- обязанность быть опрятным.

Педагог: Вот и подошли к концу наши  конкурсы. (Подведение итогов, вручение грамот)

Ребята, мы сегодня  с вами поговорили о правах и обязанностях. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.  Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая викторина "Мои права и обязанности"

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·...

Викторина, «Наши права и обязанности»

Викторина, посвященная Дню прав человека....

План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"

Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку  броска в кольцо2.  Ведение мяча, передвигаясь ...

Игра «В стране Прав и Обязанностей»

Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...

Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста

Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей"  для детей старшего дошкольного возвраста...

Сценарий правовой викторины «Мои права и обязанности»

Цель мероприятия: правовое воспитание, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ....

Игра-викторина «Мои права и обязанности» Для обучающихся 9 класса

Игра-викторина  «Мои права и обязанности»Для обучающихся 9 класса...