Аспекты духовно-нравственного воспитания. Противоречия и проблемы.
статья

В статье идет речь и современных трудностях в деле духовно-нравственного воспитания детей в семье, о трудносттях в образовательном сообществе, понимании роли педагога в контексте современных противоречий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспекты духовно-нравственного воспитания. Противоречия и проблемы.

            Светлана Евгеньевна Афанасьевна,

социальный педагог, Г(О)БУ «Центр «СемьЯ»

      Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что воспитание в классическом понимании переживает кризис. Свидетельством и проявлением этого является утрата многих гуманистических воспитательных традиций прошлого, падение нравственности в молодежной среде, нивелирование духовных ценностей в обществе, и как следствие ослабление институтов семьи, рост социального сиротства, детской преступности.

      Семья для человека – это эмоциональная насыщенность и эмоционально позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность  и стабильность отношений, совместная деятельность и сотрудничество, поддержка и инициирование к созидательной деятельности. Все это делает семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного, духовно-нравственного и интеллектуального развития каждого члена семьи, а главное ребенка, воспитывающего в ней.

     По утверждению современной психолого-педагогической науки нет неправильного воспитания, имеет место быть разное воспитание, которое играет решающую роль в формировании личности и характера ребенка. По сути все зависит от ценностей, которые есть в семье и обществе.

      Объективная оценка государством активной социальной роли семьи и семейных ценностей в воспитании детей позволяет говорить о том, какое будет новое поколение. От того какие формы и методы воспитательных воздействий на ребенка будут использовать родители в конечном итоге зависит каким взрослым человеком и будущим родителем станет ребенок.

      Следует отметить, что в последние годы поддержка, оказываемая государством семье и гражданам, имеющим детей, постепенно вовлекает и мотивирует родительское и образовательное сообщество на получение психолого-педагогической помощи, чаще информационного и просветительского характера. Данные меры потенциально  будут способствовать самопониманию, саморазвитию  родителей  и  педагогов.

     Однако, духовно-нравственное оскудение общества происходит быстрее, чем закладываются и формируются ростки истинных ценностей семьи и доброго христианского мировоззрения. 

      Начиная с 2012 поставлены ориентиры «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Для образовательного и родительского сообщества есть Концепция духовно-нравственного развития.

           А что в реальности?

          Ценностные противоречия сегодня – это то, когда пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. 

          Мы подчас сталкиваемся с оправданием вседозволенности, распущенности  духа и тела, идеализацией собственного Я, корыстью, стяжательством, превосходством материального благополучия над духовным.

          Ежедневный разный информационный поток по неволе формирует мировосприятия  у ребенка и взрослого человека. В обыденной жизни все труднее говорить об истинных человеческих, христианских ценностях, так как идет постоянная подмена понятий. Быстрее  принимается то, что проще и дает удовольствие, когда необязательно думать и понимать.  

      2016 год. В послании Президента Федеральному Собранию идет упор на то, что «образование должно быть подчинено воспитанию». «Воспитание - это, в первую очередь, прививка нравственности», назрела необходимость «создания у обучающихся навыков жизни в нравственной атмосфере» (Д. С. Лихачев).

      В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 29.12.2012 № 273-ФЗ, излагающем государственную политику в образовательной сфере, нечетко прописаны задачи образовательных организаций в области воспитания, отсутствует смысловое определение понятия «духовно-нравственное воспитание», не прописана роль и обязанности образовательных организаций, прежде всего школы, в деле духовно-нравственного воспитания детей.

       Однако, статья 87 закона говорит о включении в «образовательные программы модулей, дающих знания об основах духовно-нравственной культуры, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях…», что является значительным шагом вперед в деле духовно-нравственного просвещения.

       Утвердился стойкий стереотип, что духовно-нравственное воспитание - это прерогатива церкви, и никто другой им заниматься не может. А кто же будет этим заниматься в образовательных организациях, в состоянии ли церковь охватить каждую школу и каждый класс? Ответ очевиден – нет.

       Система образования во все времена берет за основу воспитания какую-либо  философию и идеологию. Оказалось,  что  начиная с  90-х  годов,   единственно приемлемым стал являться западный  вариант либеральной   идеологии,  фундаментом которой является философия постмодернизма. Это было принято, это было удобно, это стало насаждаться в нашем обществе. Никто не стал разбираться в том, что эта идеология противоречит ментальности нашего народа, что она ведет ожесточенную борьбу с религией и религиозной философией.

        Философия и идеология либерализма вобрали в себя материалистические и атеистические идеи Д. де Сада, К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда, ставших еще при жизни пророками  новых отношений  между людьми.  Возможно, что  некорректно  Д. де Сада ставить рядом с К. Марксом? Но они с одинаковым пылом требовали уничтожения религии, морали и семьи. В современное время философские идеи либерализма уже воплощены в жизнь в европейском сообществе.

        Вместо понимания свободы как необходимого условия для развития творческих способностей и сил человека в стремлении к добру придумали другое ее понимание - нигилизм, отрицание всех норм морали, устремленность к злу. Для оправдания безнравственности создана теория этического релятивизма, в которой добро и зло не имеют принципиальных различий. Господствующий индивидуализм в корне изменил понимание гуманизма, которое трансформировалось из любви к людям в любовь к себе.

Эта философия, утверждая размытость критериев добра и зла, дезориентирует педагога, делая процесс воспитания невозможным. В современной общественной мысли господствует убеждение о необходимости избегать оценочных характеристик. По сути дела это проявление этического релятивизма в действии.

          Современное время дало нам возможность начать пожинать плоды абсолютной свободы, вседозволенности, безответственности, махрового индивидуализма и удовольствия как единственной цели жизни.

          Мы хотим найти подтверждения? А как мы прожили 2020 год? Что-то пошло не так? Да, мир стал другим, не таким открытым  и безопасным .

          Сегодня актуальным для педагогов становится вопрос о привитии молодежи мировоззрения оптимистического или пессимистического, главное, которое дает оценку. Педагог вообще не может избегать оценки добра и зла. Он просто обязан давать свою оценку наркомании или безнравственному поведению, благородству или подлости.

           Христианская этика все расставляет по местам. Она называет добром все, что способствует жизни и утверждению подлинного гуманизма. Философы: . А. Спиркин, Э. Фромм, В. Соловьев, Н. Бердяев.

      Возможным выходом из ситуации является широкое использование возможностей светского направления духовно-нравственного воспитания. Подавляющее число культурных людей считает священные религиозные книги выдающимися памятниками мировой культуры.

      Европейская цивилизация формировалась как цивилизация христианская. Никто не навязывает обучающимся религиозные догмы. Религия - свободный выбор каждого, но знание этических истин, которые были даны человечеству религиозными учениями тысячи лет назад, это реализация принципа свободы совести.

      Необходимо признать духовно-нравственное воспитание главным содержанием воспитательной работы. Стандарт воспитанности молодого человека советской школы определял «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Даже тогда без колебания оставили в стороне интеллектуальное развитие, которому сегодня придается первостепенное значение, а основной упор сделали на духовность и нравственность.

Ориентиры для образовательного и родительского сообщества в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

  • Родители (законные представители), близкие люди призваны выполнить миссию наставника в духовно-нравственном развитии и становлении личности ребенка, в сотворении им собственного достойного «пути жизни».
  • Большинство исследователей признают определяющее влияние семейной среды на непосредственное формирование ценностно-потребностной и духовно-нравственной сферы личности ребенка, так как родители первые эмоционально близкие люди и взрослые, с которыми дети идентифицируются, особенно в период дошкольного детства. Несформированные у детей в дошкольном возрасте духовно-нравственные идеалы и ценности еще больше отдаляют ребенка от родителей в подростковом возрасте. Взрослым необходимо объективно оценить всю меру своей ответственности за формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка, его ценностных ориентиров, начиная с раннего детства.
  • Обиды, упреки, черствость, эмоциональная глухота, раздражение, нетерпение… -   все это нарушенное общение, когда подчас мы раздражаемся, не замечая, как переходим на крик… и вообще перестаем слышать и понимать друг друга в семье. Умение любить, терпеть и прощать – это  каждодневный,  порой ежечасный труд над собой.
  • «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно». Л.Н. Толстой.
  • Опора на христианские ценности и ориентация на оптимистические философские воззрения. Постепенные усилия в ослаблении направленности  на материальные ценности и бездумное потребление посредством самовоспитания и ориентации на творческую деятельность.
  • Осознание собственной не идеальности. Понимание соотношения  70% доброго и  30% злого в человеческой природе, принятие противоречий и внутренней борьбы, поиска истины необходимой для духовно-нравственного совершенствования. Иоанн Кронштадтский.
  • Роль матери, женщины как посредника соединяющего ребенка с окружающим миром.  Любовь матери олицетворяется с домом и её любовь безусловна и она призвана давать ребенку чувство безопасности в этом мире.
  • Определяющая роль отца как главы семьи и  необходимости мужского воспитания детей в семье.  Отцовская любовь как пример родительского поведения ребенка в будущем, формирование жизненной и полоролевой позиции и она помогает ребенку ориентироваться в мире и твердо идти по дороге жизни.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...

Методологические аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка

Рассмотрены методологические аспекты повышения духовно-нравственного воспитания обучающихся через изучение зарубежной культуры, на примере английского языка....

Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....

Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"

     В настоящее время   в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в ...

доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет

Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания» Ф.И.О. автора (по...

Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Публикация: "Патриотизм – один из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания современного школьника....