Доклад "Восстановительный подход в работе с семьей"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Подвигина Наталья Марсиловна

Использование восстановительного подхода особенно актуально в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Восстановительные программы – это эффективная методика профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Материал обобщает опыт использования восстановительных программ в образовательном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovitelnyy_podhod.pptx148.73 КБ
Файл vosstanovitelnyy_podhod.docx93.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстановительный п одход в работе с семьей

Слайд 2

Восстановительные программы применяются Семейные конфликты Процесс адаптации ребенка в замещающей среде Правонарушения несовершеннолетних Уходы из дома несовершеннолетних Определение места жительства ребенка Семья самостоятельно не может помочь подростку преодолеть причины противоправного поведения, успешно адаптироваться

Слайд 3

Типы применяемых программ Программа примирения в семье Программа заглаживания вреда Семейная конференция «Круг забот»

Слайд 4

Принципы восстановительного подхода Активное слушание Концентрация на состоянии собеседника Попытка ориентироваться в его системе ценностей, в его точке зрения, отражать чувства и состояние собеседника

Слайд 5

Принцип центрального положения ребенка, семьи Принцип толерантного ( безоценочного ) отношения к клиенту

Слайд 6

Принцип направленности на будущее Принцип посредничества куратора Принцип принятия ответственности

Слайд 7

Принцип передачи полномочий Принцип добровольности Принцип конфиденциальности Включение сообщества в процесс р еабилитации семьи



Предварительный просмотр:

Н.М. Подвигина , куратор ШСМ МКОУ СОШ № 1г. Лиски

Доклад

на тему «Восстановительный подход в работе с семьей»

Использование восстановительного подхода особенно актуально в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Критериями для установления статуса семьи, находящейся в социально опасном положении, являются либо ненадлежащее отношение родителей к своим родительским обязанностям, либо серьезно отклоняющееся от нормы поведение детей из этих семей. Как известно, причины отклоняющегося поведения подростков нередко кроются именно в семье. Часто, нерешенные внутрисемейные проблемы или конфликтные отношения между родителями и детьми не дают возможности подростку решать задачи его успешной школьной и социальной адаптации.

Восстановительные программы – это эффективная методика профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Ситуации, в решении которых возможно применение восстановительных программ:

  • Семейные конфликты;
  • Процесс адаптации ребенка в замещающей семье;
  • Правонарушения несовершеннолетних (кражи, драки, в том числе в семье);
  • Уходы из дома несовершеннолетних;
  • Жестокое обращение в семье;
  • Определение места жительства ребенка («раздел» ребенка между значимыми взрослыми – опекуном и кровным родителем, между родителями в разводе)
  • Семья самостоятельно не может помочь подростку преодолеть причины противоправного поведения, успешно адаптироваться.

Типы программ, используются в решении вышеперечисленных ситуаций:

Программа примирения в семье. Как и стандартная программа примирения, предусматривает работу с двумя участниками конфликтной ситуации, рассматривается конкретный случай. Часто это родитель и подросток и конфликтные отношения, непонимание является причиной проблем адаптации подростка. Результат – разрешение конфликта, налаживание отношений, смена разрушительного способа взаимодействия в семье на конструктивный.

Программа заглаживания вреда. Программа предусматривает работу со случаем, если нанесен какой-либо вред, ущерб. Работа начинается с явного обидчика (тот, кто нанес ущерб), правонарушителя. Возможно, ситуация остается внутри семьи, возможно, в разрешении ситуации участвуют сотрудники полиции, КДН. Результат – возмещение ущерба, как морального, так и материального. Возможно восстановление отношений.

Семейная конференция. Организуется, когда необходимо решить проблемы, касающиеся несовершеннолетних, их адаптации, а родители самостоятельно не могут это сделать. В процедуре проведения восстановительной программы и в разрешении ситуации участвует расширенная семья.

«Круг забот». Та же ситуация, что в случае проведения семейной конференции. В данном случае к разрешению ситуации привлекаются представители расширенной семьи, специалисты, в компетенции которых есть возможность оказать помощь этому ребенку и семье, представители сообщества.

Восстановительные технологии позволяют самим участникам конфликта обсудить причины и последствия случившегося, а также возможные пути исправления ситуации и, что главное, развития дальнейших отношений. При этом целью является, во-первых, оказать помощь пострадавшему, во-вторых, не найти и наказать "правонарушителя", а помочь осознать ему всю ответственность за свои поступки, дать возможность возместить причиненный ущерб, при этом не отделяя его от общества, не лишая его обычного в нем положения.

Особенности реализации восстановительных процедур в семьях. Большинство наших семей имеют проблемы внутрисемейного взаимодействия. Это могут быть явные конфликты между родителями и детьми, может быть и скрытая враждебность, непонимание, проявляющаяся только как холодность в отношениях, или отсутствие этих отношений. Создание в семье эмоционально теплого и богатого положительными эмоциями климата - необходимое условие для нормального развития ребенка. По многим объективным причинам для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, эта задача бывает недостижимой. Не имея возможности удовлетворения жизненно необходимой потребности в любви, поддержке, безопасности, дети, находясь в ситуации повышенной тревожности, часто испытывают трудности в школьной и социальной адаптации. Конфликт заключается в следующем. Взрослые недовольны тем, как ведет себя подросток: «не слушается, грубит, ничего не делает по дому, плохо учится, в свободное время только слушает музыку, дружит с плохими ребятами, из-за него меня вызывают в школу, мы ссоримся с супругом и т.д.». Примерно такой перечень проблем обозначают родители. Вот то, что говорят дети: «с моим мнением не считаются, заставляют приходить домой в 8 часов, когда все мои друзья гуляют до 10, меня постоянно называют дураком, говорят, что из меня ничего не получится, не дают денег на карманные расходы». С одной стороны, налицо традиционный конфликт отцов и детей, который когда-нибудь закончится, с другой, неразрешенное противостояние может привести к уходу из дома, суицидальному поведению подростков. Это можно увидеть, когда прежде чем предъявить претензии родителям дети проговаривают следующее: «меня не любят, я им не нужен, они меня ненавидят, я им мешаю, они унижают меня, я уйду от них».

Увидеть такую ситуации может специалист – куратор, который постоянно патронирует семью, при условии выстроенного доверия с семьей и особенно с ребенком. И в этом его уникальная роль, в своевременном выявлении и предотвращении опасных ситуаций. Но вот вовремя предотвратить негативное развитие этой ситуации, удается не каждому. Восстановительные технологии помогают специалистам овладеть действительно эффективным инструментом разрешения таких сложных конфликтов. Специалисты, овладевшие технологией, показывают стойкий результат апробации программ примирения в семье.

Участниками программ примирения в семьях были: родитель – родитель, или родитель, проживающий отдельно от ребенка; родители – родные дети; родители

– неродные дети; дети – замещающие родители и их родные дети; мать и дедушка несовершеннолетнего; бабушка-опекун – подросток; опекун и родной отец ребенка; дети – родственники, проживающие совместно.

Восстановительные процедуры позволяют не только решить конфликтную ситуацию в семье, но выйти на новые конструктивные формы взаимоотношений в семье. Но, необходимо учитывать, что при достижении договоренности об изменениях в отношениях членам семьи необходима поддержка в реализации их решений, поддержка со стороны ближайшего окружения, в том числе со стороны куратора семьи, который в свою очередь и организует эту поддержку семье от других.

Семьи, которые находятся в социально опасном положении, неоднократно взаимодействовали с различными специалистами субъектов профилактики, и скорее имеют негативный опыт этого взаимодействия. Поэтому люди, чаще сопротивляются вмешательству в их семейное пространство, уходят от разговора о проблемах и возможной помощи. Специалистам достаточно трудно найти подход к этим людям, выстроить доверительные отношения. Найти точки соприкосновения, установить контакт с семьями, создать условия безопасности клиентов помогают принципы и техники восстановительного подхода: активное слушание, концентрация на состоянии собеседника, попытка ориентироваться в его системе ценностей, в его точке зрения, отражать чувства и состояние клиента. Это значит не перебивать, не оспаривать мнение собеседника, не навязывать свою точку зрения. Предлагая поговорить, ведущий указывает на то, что ему очень важно услышать его точку – исходить из потребностей собеседника, разделять его состояние.

С людьми, где культурный уровень недостаточно высокий, с первых минут общения не стоит объяснять, что такое восстановительные технологии. Только тогда, когда установлен контакт, люди ощущают безопасность и доверие к ведущему, можно рассказать о принципах и правилах проведения восстановительных программ, предлагать участие в программе примирения.

Работая с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, специалисты отмечают, как им иногда трудно выразить свои эмоции, мысли, потребности. Известные пути разрешения конфликтов кажутся им знакомыми и единственно эффективными. Поэтому для подготовки и проведения примирительной встречи

здесь требуется больше времени, чем в отношении с другими типами семей. Восстановительные процедуры, применяемые в работе с семьей, позволяют не только решить конкретную конфликтную ситуацию в семье, но выйти на новые конструктивные формы взаимоотношений в семье. Самой семье приобрести собственный опыт разрешения тех проблем, которые ранее казались не разрешаемыми.

Анализ эффективности традиционных методов профилактической работы. Освоение и внедрение восстановительных технологий в практику работы с семьями помогает проанализировать эффективность существующих методов профилактической работы с семейным неблагополучием. Существующая система профилактической работы не всегда бывает эффективна. Традиционные методы воздействия на проблемных детей, их семьи сводятся к следующим задачам: обозначить проблему, поставить на вид, предупредить, что если ситуация не изменится, то последуют карательные санкции, и далее осуществление этих санкций. Такая стратегия профилактической работы, во-первых, еще больше усугубляет закрытость этих семей, затрудняет работу с ними, во-вторых, не предусматривает рассмотрение причин сложившейся ситуации, а значит и не направлена на их предотвращение или коррекцию, тем самым не решает проблемы ни семьи, ни школы. В результате таких мероприятий, ухудшаются взаимоотношения в семье, а также отношения семьи со школой. Такими методами мы не сможем добиться отношений сотрудничества семьи и школы, которые предусматривают равные позиции партнеров, не могут основываться на контроле и угрозе санкций.

Как известно, дети из неблагополучных семей, семей так называемой «группы риска» часто имеют трудности в школьной и социальной адаптации, отличаются проявлениями девиантного поведения, тем самым привлекают внимание педагогов. Изначально, основная задача педагогов – выявить, то есть поставить на вид, негативно обозначить, объявить об этом всем, дать понять, что это повлечет за собой контроль со стороны.

Казалось бы, эта задача любого педагога. Оставаться в стороне недопустимо. Однако имеется другое мнение. «Человек становится таким, каким его видят и соответственно характеризуют другие. И видимо, неважно, выносит эту оценку тот, кто наказывает, или тот, который перевоспитывает. В любом случае на поведение, вызывающем неодобрение, акцентируется внимание. Настойчивое внушение, даже с самыми добрыми намерениями, приносит вред, поскольку влечет за собой то негативное поведение, которое стремится подавить».

Объявив о том, что ребенок является «проблемным» (это очень мягко сказано, обычно применяются другие определения, такие как хулиганка, драчун, правонарушитель), мы начинаем «с этим работать». Вызываем родителей, приглашаем на совет профилактики, ставим на внутри школьный учет, ходатайствуем в комиссию по делам несовершеннолетних о привлечении законных представителей к административной ответственности. Все наши традиционные меры профилактики говорят о «ненормальности» ребенка.

Метод обязательной оценки «плохой – хороший», и не поступка, а именно ребенка является одной из отличительных черт нашего советского наследия. Нельзя сказать, что необходимо совершенно избегать оценок. Но оценивать нужно действие, проявлять свою нетерпимость к поступку, а не к личности.

Важной чертой подобного рода ритуалов является их необратимый характер. Никто позже не позаботится о том, чтобы объявить о хороших качествах ребенка, его достижениях, его «нужности для нас» так же как мы объявляли о его «ненормальности», отверженности от коллектива, общества.

Ребенок безвозвратно вытеснен из нашей культуры. И в этом проявляется связь между «навешиванием ярлыка» и присоединением подростка к девиантной среде.

Дело в том, что порождаемые обществом отверженные имеют общую судьбу и общие потребности. Окружающие реагируют на «клейменого» человека как на преступника. Он чувствует свою отчужденность, но он по-прежнему нуждается в общении, поддержке. Он находит их в различного рода мини-сообществах, субкультурах, отличающихся социально отклоняющимся поведением. Далее такое поведение становится способом существования, от которого уже трудно отказаться.

Присоединение себя к девиантной среде у подростков, так называемой, группы риска имеет еще одно объяснение. Известно, что по нескольким причинам, эти дети редко пользуются авторитетом у одноклассников, могут занять должный статус в школьной иерархической лестнице. Такая неудача порождает чувство стыда и вины, а так же обиду. Проблему со статусом можно решить только одним способом. Объединившись с такими же, как он, создать свою шкалу ценностей, свою систему статусов. Примыкая к девиантной среде, плохо успевающие ученики обретают возможность улучшить собственную самооценку, отвергая ценности тех, кто отверг их самих.

Необходимо признать и нашу долю участия и ответственности за то, что дети «выходят» из норм общества, стремятся присоединиться к негативной социальной среде.

Все эти виды профилактической деятельности направлены на предотвращение проявлений девиантного (социально не одобряемого) поведения детей. Если мы будем бороться с подобными проявлениями, привлекая к ответственности родителей, путем наказания, устрашения, применения каких-либо санкций, опираясь на "страх и силу", наша работа не будет направлена на выявление, а значит и решение причин этого отклоняющегося поведения и, следовательно, будет неэффективна.

Технология кураторства семей находящихся в СОП на основе восстановительного подхода.  Восстановительный подход, как и сама технология, серьезно востребованы специалистами, работающими с семьями. Наши семьи, имея негативный опыт общения с педагогами и специалистами, которые только осуждали и пугали их различными санкциями, не доверяют теперь никому. Родители не верят сами в возможность изменения той ситуации, в которой находятся и нередко открыто сопротивляются вмешательству в их дом и жизнь посторонних людей.

Необходимо признать, что работа с немотивированными семьями представляет трудность еще и потому, что специалисты не владеют теми методиками и технологиями, которые помогут им выстраивать с семьями эффективное взаимодействие, мотивировать родителей на изменение ситуации. Этим инструментом профессиональной деятельности специалистов, работающих с семьей, становятся восстановительные технологии.

Восстановительный подход может быть положен в основу организации и технологий работы с семьей при условиях:

  • Соблюдение определенной «нейтральной» позиций специалистов в отношениях с семьями, которых сопровождают с целью ее реабилитации
  • Соблюдение принципов восстановительного подхода
  • Соблюдение определенного алгоритма действий.

Принципы восстановительного подхода – принципы работы с семьей.

Принцип центрального положения ребенка и семьи устанавливает приоритет интересов семьи и ребенка в деятельности специалистов в разработке индивидуальных программ реабилитации. Может показаться, что этот принцип и так всегда лежал в основе реабилитационной работы.

Принцип толерантного (безоценочного) отношения к клиенту выражается в безоценочном отношении к членам семьи и семейной ситуации и в принятии их всеми специалистами, взаимодействующими с семьей. Нетерпимое, оценочное отношение к людям, ситуациям неблагополучия, характерно как для специалистов, так и для российского общества вообще. Это проявляется в непринятии, осуждении всех, кто сталкивается с проблемами и не может самостоятельно их разрешить. При соблюдении принципа толерантности восстановительные процедуры будут действительно восстановительными, поскольку только в условиях равенства позиций того, кто может помочь и того, кому необходима помощь, возможно партнерство, эффективное взаимодействие. Научиться быть толерантным помогают техники безоценочного общения, активного слушания, регуляции собственного состоянии в ходе работы с семьей, обязательные в подготовке ведущих восстановительных программ.

Принцип направленности в будущее. Этот принцип заключается в том, чтобы все мероприятия, которые мы планируем, имели развивающий характер. Обсуждая ситуацию, в которой оказался несовершеннолетний, направляем усилия на поиск возможных путей выхода из данной ситуации, а не обсуждения, кто виноват в случившемся. Выяснить причины семейного или детского неблагополучия естественно, важно, но только с той целью, чтобы определить адекватную помощь. Программа сопровождения проводится с целью оказания помощи тем, кто не может самостоятельно разрешить своих проблем, а не определения «виновников» случившегося и их наказания, как это традиционно построено в системе профилактики. Искореняем из обсуждения следующие заключения: «Вот если бы раньше взяться за этого ребенка…», «Во всем виновата бабушка, ей надо было вести себя совсем по-другому…», «Здесь уже ни чем не поможешь, мы знаем эту семью многие поколения….».

Принцип посредничества куратора. Куратор семьи, как и ведущий восстановительных программ не является судьей, адвокатом или советчиком. Куратор - нейтральный посредник (то есть, не поддерживает ни одну из сторон) между семьей и специалистами, в компетенции которых оказать содействие в разрешении конкретных проблем ребенка или семьи. Куратор создает условия для принятия семьей возможной помощи, помогает наладить конструктивное взаимодействие семьи с социумом по поводу возможного разрешения ситуации. Специалист не может нести ответственности за то, что семья станет благополучной, полностью восстановит свои функции. Но он отвечает за то, чтобы потенциальные получатели помощи поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации. И самостоятельно сделали бы осознанный выбор - хотят ли они воспользоваться предложенным способом. Именно такая позиция позволяет переложить ответственность на семью и передать полномочия по решению этой ситуации самой семье. Позиция куратора не экспертная, а партнерская.

Принцип принятия ответственности. Задача куратора не указать на безответственное поведение родителей, а создать условия для осознания наших клиентов личной ответственности за ту ситуацию, в которой они находятся и понимания необходимости в изменениях. Активное участие самих членов семьи в реализации плана сопровождения. Как уже было сказано, чаще всего кураторство устанавливается над семьями, изначально «немотивированными». То есть специалист работает с теми, кто сам не просит помощи. Взяв на себя такую активную, инициирующую роль, ведущие или кураторы могут принять на себя чрезмерную ответственность за исход ситуации, да и нашим «клиентам» удобно, когда ответственность несут не они, а другие люди. Здесь куратору приходится постоянно заявлять и словами и действиями о своей нейтральной позиции.

Принцип передачи полномочий по разрешению семейной ситуации самой семье. Традиционно, специалист, вмешивающийся в ситуацию неблагополучия, выдавал конкретные рекомендации семье, что и как нужно сделать. Предполагалось, что сами люди, если они допустили такую ситуацию, не могут решить, и даже предположить, как им преодолеть эти трудности. В результате работы, простроенной таким образом, наши клиенты не могли почувствовать ответственность за свою судьбу, так как за них все решали посторонние люди. Мы не дали возможности людям самостоятельно разрешить ситуации, в которых они, волею или неволею оказались, и они разучились это делать. Важно самому специалисту верить, что люди сами в состоянии разрешать большинство собственных проблем. Некоторым необходимо только прояснить, как они это могут сделать, других необходимо постоянно поддерживать и стимулировать в достижении положительных перемен. Нам важно, чтобы участники программы могли получить собственный опыт разрешения своих кризисных ситуаций. Важно, чтобы получатели помощи перестали видеть в людях, пытающихся нарушить их неприкосновенность врагов, а начали бы видеть в них союзников. Передать полномочия семье по разрешению ситуации помогает принцип добровольности.

Принцип добровольности участия в программе сопровождения помогает принять на себя ответственность самих участников программ. В любой момент на любом этапе работы со специалистами, куратором, семья может отказаться от участия в программе сопровождения. Кроме того, если сами участники приняли решение, то мало вероятно, что они его не исполнят. Любое мероприятие, необходимое для выхода из кризисной ситуации, будет включено в план и будет реализовано только с согласия того, кто будет участвовать в этих мероприятиях. Это касается и членов семьи и всех других людей, которых необходимо привлечь в разрешении конкретных ситуаций. Нам необходимо определить возможных участников программы, заинтересованных в разрешении ситуации. Успех работы куратора в том, что он умеет выстраивать беседу с каждым из специалистов, и специалист добровольно соглашается на участие в программе реабилитации и поддержки семьи.

Принцип конфедициальности. Куратор, как и все специалисты, работающие с семьей, должны сохранять конфиденциальность информации, полученной в результате взаимодействия с семьей. Контролирующим органам (КДН, ОВД, Совету профилактики в школе) можно предоставить только заключенный Договор с семьей, либо информацию о снятии угрозы для несовершеннолетнего, разрешении конфликтной ситуации и способах педагогической поддержки учащегося в школе. При первом знакомстве с семьей, специалист обязательно проговаривает членам семьи о неразглашении информации, которую он получит в ходе работы с семьей. Взаимодействуя с каждым из участников процесса восстановления семьи, куратор семьи, объясняя каждому специалисту суть проблем ситуации, напоминает о необходимости соблюдения конфиденциальности полученной информации.

Включение сообщества в процесс реабилитации семьи. Для достижения действительно стойкого результата реабилитации, не обойтись без поддержки тех людей, которые представляют социальное окружение семьи. Необходимо, чтобы окружение семьи, которая преодолевает определенные сложности, восстанавливается, выступало не осуждающим, а поддерживающим стремление семьи измениться в лучшую сторону. Это возможно, при индивидуальной работе куратора с каждым из представителей этого социального окружения – с учителями, соседями, родственниками, друзьями. При правильно выстроенной беседе, благодаря куратору, каждый из этих людей верит в то, что семья, как и дети, может измениться в лучшую сторону, понимает сложность для семьи процесса реабилитации, свою роль в этом процессе, и готов участвовать в этом процессе.

Восстановительный подход основан на принципах гуманизма, согласно которым ядро каждой личности составляет позитивное начало, цель которого добиваться максимального развития своих потенциальных способностей, быть независимым, сознательно делать выбор между различными путями жизни и принимать на себя ответственность за этот выбор. Задача помощи со стороны – активизация внутренних ресурсов того, кому помогают. Помощь эффективна, если человек, кому она оказана, сам смог справиться со своими проблемами. При этом «развивающая» помощь не ставит своей целью утешить, облегчить страдания. Конфликты, ошибки, разочарования хотя и травмируют людей, вызывают тяжелые переживания, но и служат их благу, дают новый опыт, готовность к жизненным трудностям. Соучастие в освоении людьми этого опыта и есть помощь в личностном росте.

 Приложение- презентация PowerPoint  (7 слайдов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-информационный подход к изучению темы "Семья" по обществознанию 5 класс ФГОС

Подготовка к уроку по обобщающему материалу по теме "Семья"....

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Выступление на СЕМИНАР - ПРАКТИКУМЕ на тему: «Новые подходы в работе с родителями по развитию культа физкультуры и спорта в семье»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и восп...

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...