Канистерапия
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Матвеева Кристина Бесикиевна

Канистерапи́я (от Сanis — собака + Θεραπεία — лечение) — метод лечения и реабилитации  с использованием специально отобранных собак. Его используют в медицинской и социальной реабилитации.

Канистерапия – буквально «лечение собаками». Этот метод используется с детьми неусидчивыми, невнимательными. Занятия проходят в качестве совместных прогулок, проведением элементарных приемов дрессировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanisterapiya.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Канистерапия.

Канистерапи́я (от лат. Сanis — собака + греч. Θεραπεία — лечение) — метод лечения и реабилитации  с использованием специально отобранных собак. Его используют в медицинской и социальной реабилитации.

Канистерапия – буквально «лечение собаками». Этот метод используется с детьми неусидчивыми, невнимательными. Занятия проходят в качестве совместных прогулок, проведением элементарных приемов дрессировки.

Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Однако, само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приёмов он заметил, что, присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя и общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе. В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

Попытки использования элементов канистерапии в России известны достаточно давно. Ещё в 40-е годы XX века многие увлеченные собаководы использовали интерес детей и подростков к собакам при работе с «трудными подростками». Многочисленные клубы юных собаководов частично использовали принципы канистерапии, «пёсотерапию». Термин канистерапия и первые попытки работы в этом направлении появились в 90-е годы XX века одновременно в Москве, Петербурге, Мурманске и других городах России. Первые попытки организовать применение канистерапии, в соответствии с медицинскими представлениями о нейрореабилитации, двигательной, психологической и социальной реабилитации были предприняты с середины 2000 некоторыми специалистами совмещавшими медицинское образование и интерес к данному методу.

Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяется на пассивную и активную. При пассивной деятельности пациенты не контактируют непосредственно с собаками. В этом случае терапевтическое воздействие достигается путём наблюдения за животными в вольерах, природных парках — пациенты могут получать ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия. При активной деятельности во время общения с собаками терапевтический эффект достигается за счёт вовлечения животных в совместные игры с пациентами, а также процесс ухода за ними (расчёсывание, кормление).

Лабрадор – ретривер - является одной из самых популярных пород собак. С хорошим характером, очень подвижный. Легко адаптирующийся, преданный компаньон. Смышлёный, проницательный и послушный, ласковый, настоящий друг. Добрый по натуре, без следа агрессии или чрезмерной робости. Поэтому именно с лабрадором занимаются наши воспитанники. Его зовут Атлант Бест Кинг (Тим), он является участником и призером многих выставок, прошел общий курс дрессировки, имеет все ветеринарные документы о профилактических прививках, что позволяет использовать его в качестве канистерапевта (приложение 7). Лабрадор — охотничья собака, которая благодаря своим уникальным качествам может использоваться как компаньон, канистерапевт, поводырь, спасатель и для поиска наркотиков.

Основные цели, назначения занятий по канистерапии в рамках Социальной гостиницы.

  • Развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
  • Улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
  • Избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;
  • Развитие общительности и дружелюбия;
  • Значительное улучшение физического состояния ребенка.

В рамках Социальной гостиницы канистерапия используется для реабилитации, коррекции и адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития, помогает снять ощущение неполноценности, стабилизировать эмоциональное состояние, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.

Многочисленные положительные отзывы о лечении с помощью канистерапии подтверждают тот факт, что собаки действительно способны значительно улучшить состояние детей. Маленькие пациенты достаточно быстро начинают контактировать с животными, проявлять к ним интерес и заботу (приложения 8).

Мной разработан цикл занятий для воспитанников социальной гостиницы:

1.Занятие. Знакомство.

Форма занятия: прогулка с собакой.

Цель: знакомство с собакой, беседа о породах собак, общение с животным.

2 занятие. Экскурсия в ветеринарную клинику.

Форма занятия: посещение ветеринарной  клиники.

Цель: познакомить детей с профессией ветеринарного врача, объяснить необходимость своевременного посещения клиники с животным , ежегодной вакцинации.

Детям проводится экскурсия в хирургическое и терапевтическое отделения, доктор отвечает на вопросы детей.

3 занятие. Общий курс дрессировки (ОКД).

Форма занятия: беседа о животных, живущих в городе с демонстрацией основных приемов ОКД.

Цель: объяснить детям о необходимости социализации животного, необходимости изучения команд, необходимых для жизни животного в городских условиях, общение с животным.

4 занятие. Обучение командам необходимым для животного, живущего в городе.

Цель: Научить детей давай простейшие команды, управлять собакой.

-«Рядом»,

-«Сидеть, лежать, стоять»,

-«Фу, нельзя»,

-«Ждать».

5 занятие. Посещение читального зала районной библиотеки.

Форма занятия: совместное чтение и просмотр литературы по кинологии.

Цель: расширение кругозора, знакомство с многообразием пород собак.

6 занятие. Игра.

Цель: общение с собакой, расслабление, получение положительных эмоций.

Форма занятия: совместные игры детей с собакой. Кто сильнее!?(дети по очереди перетягивают канат с собакой),Кто быстрее!?(Ведущий прячет игрушку, а дети наперегонки с собакой ищут ее).

7 занятие. Доверие. Цель: научить ребенка доверять собаке, общение с собакой.

Дети учатся доверять собаке (Дети с закрытыми глазами идут за собакой, ей предварительно дана команда, по которой она должна подойти к хозяину, которого дети не видят. В результате собака аккуратно, обходя препятствия, приводит ребенка в указанное место).

8 занятие. Фотосессия с собакой.

Форма занятия: фотографирование детей с собакой на улице и в помещении.

Цель: общение с собакой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР.

Канистерапия является очень популярным и перспективным и оздоровительным  направлением в зоомедицине, при котором лечение осуществляется при помощи собак....

Познавательное интервью: "Опыт дефектологической работы с детьми с ОВЗ с применением метода канистерапии».

Своим опытом по включению метода канистерапии в свою работу сегодня с нами делятся:учитель-дефектолог, канистерапевт, специалист высшей квалификационной категории с многолетним опытом работы Барабанов...