РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА БЕЗ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ, ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
материал

Березнюк Валентина Трофимовна

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА БЕЗ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ,

ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
https://content.schools.by/sad81vitebsk/library/609629_html_m64ee3bb.jpg

Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения,

непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.

         Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижи-гание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алко-голя, наркотиков, а также отравляющих веществ или  медицинских препаратов, вызывающих одурманивание

         Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей бросили около мусорного бака, подбросили и т.д. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.

Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые.

Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также измене-ния в эмоциональном состоянии ребёнка.

   Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, голов-ная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная воз-будимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.

   Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрес-сию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родствен-никам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.

   Побег из дома.  Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.

Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.

         Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить на-силие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохо-жим.

         Асоциальное поведение.  Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).

       Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.

       Трудности в построении будущих семейных отношений.  Люди, подвергав-шиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи. 

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример: Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои чувства ребенку.

2. Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

4. Учитесь владеть своими чувствами. Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание. Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?

Родителям о наказании

- Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

- Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

- Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

- Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами, похвалой. Они более эффективны, чем наказание.

Четыре заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы чело-век одинаково хорошо всё знал и умел, но наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…».

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил пожилому человеку, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети вы-росли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвую-щее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Способы выражения родительской любви:

Несмотря на то, что эти способы на первый взгляд кажутся очень простыми, но они очень необходимы ребенку:

- называйте ребёнка ласковыми именами;

- как можно больше ласкайте своего ребёнка;

-  разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне ваших глаз;

Письмо родителям от ребёнка:

Дорогие мама и папа! Для того, чтобы я вырос здоровым и счастливым человеком мне очень нужно, чтобы вы помнили о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

1. Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть и я стану еще лучше.

2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.

3. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле, неповторимый.

4. Больше думайте о том,  какие чувства я испытываю, чем о том,  как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего эмоционального состояния.

5. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчай-тесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.

6. Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя ма-леньким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслужи-вали меня.

7. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помо-гите мне осознать,  в чем их ощутимый для меня вред.

8. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?

9. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире, поэтому не бейте меня сейчас, от этого я не стану лучше.

10. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить.

11. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.

12. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю,  почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать,   чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим.

13. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах.

14. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из -за тебя в моей жизни ничего не складывается! Из-за тебя в доме скандалы!". Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.

15. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.

16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

17. Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете меня, когда делаете замечания и пр. Если одобряете - одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое - я это вижу и испытываю смятение и неуверенность во всем.

18. Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похо-жую на вас.

19. За проявление моих чувств не хвалите и не ругайте меня, помогите мне осоз-нать, что чувства просто есть и испытывать их может каждый, чувствовать не запрещается и не стыдно.

20. Дарите мне каждый день хотя  бы полчаса времени своей жизни, и пусть эти полчаса будут принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Этим вы заполните мой эмоциональный вакуум и я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен.

21. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной об этом наедине.

22. Заботьтесь обо мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения

В работе представлено нормативно-правовая база по вопросу, причины, формы, виды отвественности и особенности влияния на детей. К тектовому файлу прилагается презентация....

Организационно правовые меры государства по защите детей от жестокого обращения

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более актуальной. Масштабы распространения насильственных отношений к несовершеннолетним диктуют необходимость принятия радикальны...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания.Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Р...

Консультация для родителей «Методические рекомендации по воспитанию ребенка без физического наказания»

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей....