Ролевая игра «На что мы имеем право»
учебно-методический материал

Брамсон Вера Сергеевна

Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление «трудных» детей может быть связано с районом проживания, с тем местом, где подросток обучается, с группой сверстников, с которыми он общается, с экономическим положением в семье, с состоянием здоровья. Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_rolevaya_igra_na_chto_my_imeem_pravo_2.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи «Доверие»

Правовая ролевая игра

для учащихся 4-х классов                                                                        «На что мы имеем право»

Составитель:

социальный педагог

Брамсон В.С.

Рязанская область, г. Касимов

 2017 г.

Ролевая  игра

«На что мы имеем право»

Введение: Окружающая  среда  значительно  влияет на  формирование  личности  школьника,  как  в  положительном,  так  и  в  отрицательном  отношении. Так,  появление  «трудных»  детей  может  быть  связано  с  районом  проживания, с  тем  местом,  где  подросток  обучается,  с  группой  сверстников, с  которыми он  общается,  с  экономическим  положением  в  семье,  с состоянием  здоровья. Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

        Такие  дети  имеют  и  проблемы  во  взаимоотношениях  с  родителями. Взрослых,  как  правило,  не   интересуют  проблемы,  переживаемые  подростком,  они  не  выступают  как  помощники    в  решении  этих  проблем.  Наоборот,  стремясь  добиться  от  ребенка  адекватного  поведения,  родители  сами  становятся  источником  проблем.  При  таком  поведении  обеих  сторон  происходит  состояние  противоречия  между  ними.  Неумение  общаться,  устанавливать  адекватные  межличностные  контакты  в  коллективе  часто  являются  первопричиной  отклоняющегося  поведения  подростка.  А  ведь  подросток  формируется  под влиянием взрослых  и  сверстников,  и  самое  тяжелое  для  него  наказание – одиночество.  Ребенок  в  таком  состоянии   испытывает  дефицит  в  любви,  нехватку  тепла,  теряет  интерес  к  своей  личности.  Это  верно  как  в  отношении  школы,  так  и  семьи.

 На протяжении нескольких лет социальным педагогом проводится мониторинг детей, выявленных по матрице определения обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка на ранних этапах, среди 4-х классов ОУ города (на переходе из начального  в среднее звено).   После проведения диагностики, создается банк данных детей предполагаемой «группы риска», выявленным по определенным критериям.   Анализ банка данных детей, выявленных по матрице определения обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка на ранних этапах выявляет проблемы учащихся в поведении и социализации. По выявленным проблемам  в течение многих лет социальным педагогом успешно проводится ряд профилактических мероприятий с данной категорией детей. Одним из них является  правовая ролевая игра «На что мы имеем право», направленная на усвоение и закрепление того «что можно делать» и того «что ни в коем случае делать нельзя».

Цель: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.

Объект: дети, выявленные по матрице определения обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка, на ранних этапах.

Возраст: 9-11 лет.

Материально-техническое обеспечение: таблички к игре «разрешается – запрещается»,  листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, карточки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Продолжительность: 60 мин.

План занятия:

1 .вступительная часть —5 мин.;

2. основная часть —45 мин.;

3. подведение итогов - рекомендации социального педагога в общении и

поведении с другими людьми - 10 мин.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем ролевую игру «На что мы имеем право». Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В итоге людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные  из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? Ответ детей: Да, есть.  Эти права  записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

2. Сейчас  мы с вами поиграем игру «Разрешается — запрещается», вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, на учебу, работу, отдых  и др. Для детей эти права изображены на знаках — разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Я буду говорить о каком – то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «разрешается» или «запрещается».  Идет обсуждение в игровой форме.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

(Социальный педагог  задает вопрос: «какой из знаков разрешается, а какой запрещается». Каждый правильный ответ обсуждается и анализируется с учениками.) Приложение 1.

Ребята, а каким вы представляете себе доброго человека. Давайте нарисуем «доброе лицо» и соответствующие ему добрые поступки (например, как дочь дарит цветы маме). (рисунки детей, изображающие доброго человека и его поступки,  обсуждение).

А каким вы представляете себе злого, жестокого человека?  Давайте нарисуем с вами «злое лицо» и соответствующее ему поведение, какие черты его лица, как он ведет себя? (например, нарисовать злую гримасу). После этого мы обсудим, как нужно поступать: «хорошо» или «плохо». (рисунки детей, изображающего злого человека и его поступки.)

Теперь мы рассмотрим картинки и обсудим, изображенные на них, ситуации положительного и отрицательного характера. Обсуждение.

( Социальный педагог  показывает карточки и просит детей выбрать те, на которых изображены хорошие поступки, обсуждение этих поступков с точки зрения детей). Приложение 2.

3. Подведение итогов - обсуждение рекомендаций, данных  социальным педагогом.

Вы живете не один, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми:

- умейте выслушать собеседника, не перебивая;

- умейте признавать, что были не правы;

- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

- говорите всегда только правду;

- радуйтесь успеху товарища;

- дал слово — держи его, дал обещание - выполни!

Я вам говорю: «До новых встреч!» и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека и не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

«Худо тому, кто добра не делает никому».

Библиографический список:

1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков, М., 2008;

2. Ляпина  Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Система работы образовательных учреждений, Волгоград: Учитель, 2008;

3. Никитина Н.И., Глухова М.Ф.  Методика  и  технология работы социального педагога, М. ВЛАДОС  2007.

4.  Овчарова Р.В.Справочник социального педагога, М., 2001;

5. Олиференко Л.Я.,. Шульга Т.И, Дементьева И.Ф..М.,2002;

6. Семенов  Г.С. Методика работы социального педагога, М. «Школьная пресса», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Мы имеем право"

Классный час «Ты имеешь право…» Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть...

Классный час на тему: Мы имеем право"

Классный час «Ты имеешь право…» Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть...

"Мы имеем право!!"

Молодежь- это будущее нашей страны, вы опора и поддержка ваших прадедов, дедов и отцов, а с другой стороны вы надежда бедующего поколения. И поэтому, чтобы наше будущее было в хороших руках, над...

Настольная игра "Мы имеем право"

Развивающая настольная игра «Мы имеем право» знакомит детей с «Конвенцией ООН О Правах ребенка»,  способствует развитию познавательной активности детей и  повышению правовой компетентности д...

Мы дети - мы имеем права.

Разработка классного часа в соответствии с ФГОС требованиями для учащихся 6-го класса по правам ребенка....

"Мы не имеем права забывать..." сценарий мероприятия, посвященного воинам - интернацоналистам

Разработка внеклассного материала посвящена воинам, участникам Афганской войны. Материал ориентировани для учащихся 8-11 классов. Содержит документальные материалы....

Учебно-игровое занятие: «На что имеем право»

•Право-это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.  Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и ра...