Организация учебной деятельности в инклюзивном классе начальной школы
методическая разработка

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Вводная часть.

Своё выступление на данную тему  «Организация учебной деятельности в инклюзивном классе »  хотелось бы начать с письма одной мамы. Её впечатления, эмоции они непередаваемы, но так как себя повели воспитатели, учителя, низкий им поклон.

Перечислим восемь принципов инклюзивного образования.

  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • 2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • 4. Все люди нуждаются друг в друге.
  • 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

2. Основная часть

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования всеми детьми без исключения.

  Цель учителя  - создать оптимальные условия для развития потенциала всех обучающихся.

Задача учителя начальной школы – обеспечить доступное и качественное образование всех учащихся при организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе.

-В чем же особенность работы в инклюзивном классе?

Грамотная организация интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для образовательного учреждения.

В условиях образовательного учреждения реализуется модель обучения. При реализации этой модели учитывается особая роль урока и учителя.

Прежде всего, обозначу несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание учителю, работающему в инклюзивном классе.

Необходимо знать особенности «своего» ученика с ОВЗ. Составление плана работы.

№  п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Создание банка данных детей с ОВЗ

Сентябрь

Соц.педагог

2

Изучение состояния здоровья, возможностей  детей с ОВЗ по карте ИПР.

Сентябрь

Кл.рук. Арисланова Л.М.

Соц.педагог

3

Составление плана работы с детьми с ОВЗ     

Сентябрь

Соц.педагог

4

Определение уровня и своевременности проведения индивидуальных занятий с  обучающимися

Сентябрь

Зам. директора  по  УВР

5

Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ

сентябрь

Кл.рук.

Арисланова Л.М.

6

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность

Сентябрь

Кл.рук.

Арисланова Л.М.

7

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

В течение учебного года

Кл.рук.

Арисланова Л.М.

8

Посещение уроков с целью наблюдений за обучающимися

1 раз в четверть

Зам. директора по УВР;  педагог-психолог

9

Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ)

Октябрь

педагог-психолог

10

Отслеживание прохождения   учебных  программ

В  течение  года

 Зам. директора по УВР;

 

11

Встреча с родителями, консультации

Ноябрь, апрель

Педагог- психолог,

 

12

Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ

В  течение  года

Кл.рук.

Арисланова Л.М.

13

Усвоение образовательных программ детьми с ОВЗ

Ноябрь

Зам. директора по УВР;

 

14

Выявление отставания в прохождении учебных программ

Март

Зам. директора по УВР;

 

15

Предпрофильная подготовка  (анкетирование, собеседование, организация предпрофильной подготовки)

Март-апрель

ПМПк, кл. рук.Арисланова Л.М.

16

Подготовка к итоговой аттестации и учащихся с ОВЗ: урочная, внеурочная, консультации учащимся, родителям, педагогам

Март - апрель

Учащиеся, педагоги, родители

17

Отслеживание динамики состояния здоровья детей данной категории

Май

 кл. рук.Арисланова Л.М.

 

18

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни  (Беседы, семинары, публикации в школьной  прессе)

В  течение  года

Учащиеся, их родители, педагоги ОУ

19

Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей  с  ОВЗ

В  течение  ода

Кл.  рук., педагоги, специалисты, общественность

20

Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ: выставки художественного творчества;

спартакиада.

В  течение  года

Кл. рук.,

 Арисланова Л.М.

21

Мониторинг уровня здоровья

По итогам четверти

Врач,

 кл. рук.Арисланова Л.М.

 

 В ходе консультаций с узкими специалистами, бесед с родителями, при обсуждении динамики учебных достижений собирается информация об учащемся. Это позволяет мне определить зону актуального развития – то, что ребенок делает самостоятельно, и наметить зону ближайшего развития – то, что он может выполнить с разными видами помощи. В свою очередь, зона ближайшего развития – не только ориентир для учителя, но и критерий для отбора содержания и средств обучения. Поскольку часто дети с ОВЗ из категории детей с задержкой психического развития, то также необходимы 2) знания о характерных особенностях детей с задержкой психического развития и 3) знание методики коррекционно-развивающей работы с ними.

В нашей школе работает целая система специалистов по работе с детьми разной категории. Я тесно сотрудничаю со специалистами: диффектологом, логопедом, психологом.

В ходе работы с детьми ОВЗ разрабатываю совместно с группой специалистов, родителей (законных представителей) программы индивидуального развития ребёнка каждой категории.

Динамика роста качества знаний обучающихся с ОВЗ. ( слайд 3)

Ресурсный класс

2015-2016г.

1 класс

2016-2017г.

2 класс

2017-2018г

1уч.

2уч.

3уч.

Как видно из таблицы, динамика роста качества знаний обучающихся с ОВЗ на конец, 2017-2018 учебного года 3 из 3 обучающихся.

На каждого ученика составляется портфолио. Портфолио помогает нам (родитель + ученик + учитель + специалисты) представить отчёт по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. 

Далее хотелось бы остановиться на организации режима урока в инклюзивном классе.

В плане урока поэтапно  отражается вид деятельности учеников с ОВЗ.

Тема урока общая, а закрепление и отработка строится на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном, или уменьшается объем задания, в зависимости от целей урока.

  Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно это важно для ребенка с ОВЗ.

  Усвоение нового знания на уроке необходимо организовывать через деятельностные технологии, способствующие развитию УУД.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся. ( слайд 4)

Как  нормировать задания, выходить из проблемной ситуации по «выключению» из образовательного процесса во время урока, детей с ограничением здоровья и слабоуспевающих учеников? ( слад 5)

Применяю на каждом уроке ряд технологий по работе с детьми ОВЗ.( слайд 6)

На каждом уроке продумываю свою работу так, чтобы ученики чувствовали себя успешными. Даю разноуровневые задания для каждой категории обучающихся: ОВЗ, слабоуспевающим и одарённым ученикам. Учащиеся работают по карточкам, планшетам, ноутбукам, МИМИО пультам.

Выделяют взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования.  Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

  Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех, а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций. ( Привести пример работы в группе по технологии «Карусель», когда дети с ОВЗ трёх категорий включены в работу с дифференцированными заданиями).

  Работая с детьми с ограниченными  возможностями, необходимо учитывать  и их психологические особенности. При объяснении нового материала учитывать темп объяснения, более широко использовать наглядные средства обучения. Чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждение.

Мотивация учебно-познавательной деятельности

 Мотивация деятельности представляет собой сложную систему побудителей, включающую потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

( Привести пример уникального случая по запоминанию таблицы умножения)

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебно-познавательную деятельность. В структуре учебной мотивации психологи выделяют интерес к учению и изучаемым наукам и познавательные потребности и потребности в достижениях, отношение учащегося к учению и к учителям, к цели учения. Установлено влияние на учебную мотивацию уровня умственного развития учащегося, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности, методов обучения, использования различных стимулов и личности преподавателя.

Мотивационный компонент процесса обучения непосредственно связан с личностью обучаемого. Он характеризуется отношением обучаемого к учению, интересом к изучаемой специальности, учебным предметам, стремлением овладеть знаниями и умениями.

В результате этих исследований установлено, что развитию познавательного интереса у обучаемых способствуют следующие условия:

1) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

2) организация обучения на оптимальном уровне развития учащихся

3) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учащихся:

4) благоприятное общение в учебном процессе. 

3. Вывод.

Краткий анализ мотивационного компонента и путей реализации в учебном процессе показывает, что формирование у обучаемых положительных мотивов учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач преподавательского состава учебного заведения. Для ее успешного решения необходимо использовать психолого-педагогические и организационно-методические средства.

  В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер. У каждого ученика есть справочник, где записаны правила. При выполнении домашнего задания ученики при необходимости пользуются ими.

  Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода.

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, АНАЛИЗ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И ВЫВОДЫ....

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка

Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...