«Наши руки и уход за ними»
методическая разработка (5 класс)

Иванцова Мария Владимировна

Гигиена в жизни человека занимает важное место. Чистота рук - залог здоровья, и не только. Важно знать как проводить гигиену рук, научиться и применять в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_konspekt_zanyatiya_ruki.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Наши руки и уход за ними»

Цель: Формировать знания о строении рук и их функциях.

Задачи:

  1. Расширять представление о значении рук в жизни человека и правилах ухода за ними
  2. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, обобщении, умении делать выводы.
  3. Воспитывать аккуратность, потребность систематического мытья рук и ежедневного ухода за ними.

Оборудование:

  • Картинки
  • Фотографии
  • Средства ухода за руками: мыло кусковое, мыло жидкое, полотенце бумажные, тканевые полотенца, крем
  • Варежки, перчатки
  • Книги
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Проектор

Использованная литература:

Роберт Ротенберг «Расти здоровым»,

Платонова О.Э. Энциклопедия для девочек. – СПб: Респект, 2007

О Вакса Все, что должны знать девчонки. – М., 2006

Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. – СПб-Москва, 2007

Программа «Азбука здорового образа жизни»

Раздел «Охрана здоровья»


ХОД ЗАНЯТИЯ

Части занятия

Действия педагога

Действия учащихся

Вводная часть

Воспитанницы сидят за столами, на которых лежат предметы, необходимые для занятия

Организационный момент

Начинаем наше занятие.

Отгадайте загадки и из ответов вы узнаете, о чем будет наше занятие:

У одной матери –пять детей,

Все дети разные, все к матери привязаны

руки

«У двух матерей по пятеро детей

руки

«Они без дела не бывают –

Рисуют, пишут, вышивают.

Они без дела не сидят,

А иногда они шалят»

руки

Вывод

Значит, о чем мы будем говорить

О руках

Да, сегодня на занятии мы будем говорить о наших руках, о их функциях, т.е. для чего они нужны человеку. Посмотрим как устроена рука, из каких частей она состоит.

Узнаем, какие болезни рук существуют, от чего они возникают, и как их защищать от болезней. Поговорим, почему важно тщательно мыть руки и как правильно ухаживать за ними, какие средства ухода за руками существуют.

Основная часть

Посмотрите на доску. Кто изображен на этих картинках?

Человек и животное

Сравните позу человека и позу животного. Чем они отличаются?

Человек стоит вертикально, а тело животного расположено горизонтально.

Да, у человека есть руки. И мы будем говорить о том, для чего человеку нужны руки, что он ими делает

Функции рук.

Перед вами лежат книги. Попробуйте перевернуть ее страницы без помощи рук.

Учащиеся пробуют перевернуть страницы при помощи дыхания и используя нос.

Легко вам это сделать без рук?

нет

Как вы без рук пытались перевернуть страницы?

Дули

с помощью носа

А теперь попробуйте перевернуть страницы руками

Учащиеся выполняют задание

Какой вывод мы можем сделать?

Без помощи рук нам очень сложно перевернуть страницы у книги?

Задание «Мяч»

«Как можно быстрее поднимите мяч одной рукой и двумя руками»

Одна девушка поднимает мяч с пола используя только одну руку, другая двумя руками

Кто быстрее поднял мяч?

Катя

Почему?

Она поднимала мяч двумя руками, а так сделать легче

Задание «Молния»

Как можно быстрее застегните молнию.

Одна девушка выполняет задание используя только одну руку, вторая использует обе руки

У кого получилось застегнуть молнию?

У Инны, потому что она использовала две руки.

Есть люди, у которых в результате травм отсутствует одна рука, или рука теряет подвижность в результате болезни, возможно, что человек рождается с одной рукой. Это люди с ограниченными возможностями. Они не могут делать то, что здоровый человек с двумя руками.

Какой мы можем сделать вывод?

Таким людям необходима помощь

А сейчас мы послушаем с вами стихотворения, проанализируем их, и сделаем вывод для чего нам руки, что мы ими делаем.

Чтение стихотворений наизусть

Стихотворение «Поначалу в жизни нашей было все не так как надо…»

Девушки наизусть читают стихотворение

О чем говорится в этом стихотворении?

О том, что раньше не было ничего, что нас окружает сейчас в повседневной жизни, не было орудий труда, у человека были только руки и благодаря труду и своим рукам человек создал все, что мы имеем.

Дополните эти строки:

«Любят труд, не терпят скуки

Все умеют наши…»

руки

Что же умеют наши руки мы узнаем из стихотворения:

«Что умеют наши руки?»

Руки могут все достать

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать,

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек,

Кошку гладить, обнимать

Или людям помогать.

Девушки наизусть читают стихотворение

Проанализируйте, что могут наши руки

Девушки анализируют стихотворение

«Рука человека»

Люди, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дело наших рук,

Села, мосты, города и дома –

Все наши руки! Все наши руки!

Умные руки – основа успеха,

Руки – это лицо человека.

Руки! О многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят!

Проанализируйте это стихотворение

Девушки анализируют стихотворение

«Само же само»

Ничто никогда не выходит само.

Само не приходит к нам на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно.

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет вариться варенье.

Само не напишется стихотворенье.

Мы делать обязаны сами –

Своей головой и своими руками

Проанализируйте это стихотворение

Девушки анализируют стихотворение

Вывод

Что мы можем сказать о наших руках, разобрав все стихотворения?

Руки – наши пощники

Руки – труженики

Все сделано руками человека.

Работа с интерактивной доской

Давайте посмотрим на доску на фотографии и скажем как помогают нам руки в повседневной жизни

Учащиеся комментируют и анализируют фотографии

пословицы

Существуют пословицы о руках, давайте их разберем:

«На то даны руки, чтобы работать»

«Ноги носят, а руки кормят»

«Без него, как без рук»

О чем говорят эти пословицы?

О том, что руки ниши помощники, и что без рук мы ничего не можем.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки

Не бывает скуки, коли заняты руки

Кто на все руки, у того нет скуки

Как вы понимаете эти пословицы?

Никогда человеку не бывает скучно, если у него есть занятие

У нас многие девушки умеют шить, вышивать, вязать, рисовать, складывать пазлы. Им некогда скучать, т.к. у них умелые руки и они умеют себя занимать

Продолжите стихотворение:

«Чтобы знать, хотеть уметь,

Рисовать и строить, петь,

Извлекать из скрипки звуки,

Вдаль на лайнере лететь,

Бодрым быть и не болеть,

И не мучиться от скуки,

Разным навыкам владеть-

У людей есть ум и …

руки

Давайте поиграем. Игра называется «Что сделано руками человека». Я называю слова, среди них названия предметов, сделанных руками человека, если вы их услышали, вы должны хлопнуть в ладоши:

«Луна, бумага, хлеь, брюки, камень, самолет, лес, солнце, река, лодка, ветер, кровать, платье, брюки…»

Девушки выполняют задание

Работа с интерактивной доской

Функции рук:

  1. Руки – орган труда

А теперь закройте глаза и попробуйте определить предмет на ощупь.

Девушки определяют предмет

Потрогайте руки друг друга. Какие они?

Мягкие, теплые

Какая вторая функция рук?

Руки – орган осязания

Наши руки участвуют в состоянии равновесия тела. Как помогают нам руки, если мы идем по узкой дощечке

Помогают не упасть

Назовите все функции рук

Руки это

орган труда, осязания, равновесия

Строение руки

Мы выяснили, что без рук мы не можем ничего делать, руки – это очень важная часть тела человека.

Давайте посмотрим как устроена наша рука

Работа с интерактивной доской

Показ на доске строения руки:

Надплечье, плечо, предплечье, кисть.

Покажите у себя плечо, предплечье, кисть

Девушки показывают части руки

Отгадайте загадки:

Пятерка братьев неразлучны

Им вместе никогда не скучно

Они работают пером

Пилою, ложкой топором

Пальцы руки

Пять братьев – годами равные, а ростом разные.

Пальцы рук

Сколько всего пальцев на руках человека?

Десять

Работа с интерактивной доской

Как они называются?

Назовите и покажите

Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Палец с древности называли «перст», отсюда сейчас мы можем слышать слово «перстень»

Давайте посмотрим, почему пальцы так называются.

Большой – он самый толстый и находится не в ряду с другими пальцами.

Указательный – от слова указывать, мы иногда им указываем на что-либо.

А можно ли указывать на людей?

Нет, это неприлично

Средний – этот палец длиннее других и находится посередине.

Безымянный – от слова «имя», т.е. без имени. На нем супруги носят обручальные кольца

В древней Руси «мизинец» называли младшего сына.

Мизинец – от слова мизерный (маленький). Он самый гибкий

Что мы можем делать пальцами?

Брать, удерживать, сжимать, осязать.

Правая и левая рука

Две руки прекрасные помощницы, но они не могут работать одинаково хорошо.

Как называются наши руки

Правая и левая

Поднимите правую руку, а теперь поднимите левую руку

Девушки выполняют задание

Чтение стихотворений наизусть

«Водят поезда, правая и левая,

Строят города – правая и левая

Могут шить и штопать – правая и левая

Могут громко хлопать – правая и левая

За окошком ходит ночь, руки так устали

Правая и левая спят на одеяле.

Девушки наизусть читают стихотворение

Пальчиковая гимнастика

А теперь:

  1. Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки
  2. Левой рукой – пальцы правой

Разотрем каждый пальчик, каждый сустав. Пальцы рук связаны с мозгом, и внутренними органами.

  1. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Рукам также как и телу необходима гимнастика. При длительной работе следует прерываться и делать упражнения.

Продолжаем:

Разогреваем пальцы – трем руки сильно, чтобы усилить кровообращение зон, отвечающих за память и внимание.

Похлопаем в ладоши, чтобы снять напряжение с кистей рукю

А сейча самое сложное задание:

Делаем на одной руке кукиш, на другой большой палец поднимаем вверх одновременно, затем меняем положение пальцев поочередно

Девушки выполняют задания

Игра «Ласковые слова»

А теперь поиграем. Посмотрите на доску. На ней будут появляться картинки, на которых люди выполняют разные действия своими руками. Вы должны назвать действие и подобрать ласковое слово.

Работа с интерактивной доской

Штангист. Какие у него руки?

Руки удерживают тяжелую штангу.

Сильные руки

Вязальщица. Какие у нее руки?

Руки вяжут. Это умелые руки

Ребенок с кошкой. Какие у нее руки?

Руки гладят кошку. Это ласковые, добрые руки

Пианист. Какие у него руки?

Руки пианиста играют на пианино. У него ловки, быстрые, грациозные руки.

А какими словами мы еще можем охарактеризовать руки человека?

Добрые, теплые, мягкие, красивые…

Уход за руками

Чтобы руки оставались такими, как мы сказали красивыми и здоровыми за ними надо правильно и постоянно ухаживать.

Как и лицо, руки нуждаются в заботе (уходе), причем постоянно, а не от случая к случаю. Самое главное мы должны постоянно и тщательно мыть руки.

В каких случаях мы моем руки?

  • Руки моем утром, когда просыпаемся
  • Перед сном и сами моемся
  • Перед посещением туалета, а потом и после посещения туалета.
  • Перед и после еды
  • После прогулки
  • После работы
  • После уборки
  • Перед и после приготовления еды
  • После поездок в магазины, в город

А во время поездок, чем вы пользуетесь, чтобы руки были чистыми?

Влажными салфетками (показ)

Почему мы должны следить за чистотой рук и тщательным образом их мыть?

На грязных руках много болезнетворных микробой, которые при попадании в организм вызывают расстройство желудка или воспаление кишечника, боль в животе, понос.

Если случайно потереть глаза грязными руками, они могут воспалиться.

Работа с интерактивной доской

«История появления мыла»

В начале посмотрим, чем мыли руки наши предки?

До изобретения современно мыла, человек пользовался тем, что давала ему природа. В древней Руси для мыться рук использовали древесную золу. Зола – это порошок, образовавшийся от сгорания дерева. Ее заливали водой, настаивали сутки, вода становилась мыльной, этим и мыли руки.

В качестве моющего средства также использовали глину.

Видите, как сложно раньше было ухаживать за руками, а сейчас столько средств по уходу, которыми мы должны систематически пользоваться.

Мыло появилось в 8 веке. Его изобрели арабы.

В Европу оно попало в 17 веке. Это был очень дорогостоящий продукт. Промышленность по производству мыла появилась в 19 веке. Его получали путем вываривания животного жира с содой и добавлением ароматизаторов. Жидкое мыло появилось в Нью-Йорке в 1865 г.

Чем мы сейчас моем руки?

мылом

Какое бывает мыло?

Кусковое и жидкое

Давайте рассмотрим фотографии, чем и как вы моете руки?

Девушки анализируют фотографии на доске

Расскажите последовательность мытья рук

  • Сильно намочить руки
  • Намылить с обеих сторон и между пальцами
  • Потереть руки
  • Хорошо прополоскать
  • Насухо вытереть руки полотенцем

Какие полотенца вы используете?

Индивидуальные для рук. Нельзя использовать чужое полотенце

А какие еще бывают полотенца?

Бумажные

Где вы пользуетесь ими?

Мы ими пользуемся в общественных местах, в туалетах (в театрах, кино, музеях)

Чтобы наши руки были ухоженными, мягкими, чем вы пользуетесь ежедневно?

Мы пользуемся кремами для рук

А какие еще кремы существуют?

Крем для лица, для ног, для тела

Работа с интерактивной доской

Какие ремы для рук существуют?

Питательный (от слова питание. Эти кремы питают кожу рук, предотвращают старение.

Увлажняющий (от слова влага) эти кремы защищают кожу от пересыхания, увлажняют и смягчают ее.

Защитный (от слова защита) эти крема защищают руки от негативного воздействия окружающей среды, от химических средств, которыми мы пользуемся

Когда вы используете кремы для рук?

После уборки

Перед сном

Как правильно наносить крем?

На чистую кожу рук. Руки моем, насухо вытираем их полотенцем и наносим крем, хорошо втирая, пока он не впитается.

Выбери лишнее

Посмотрите на стол, здесь лежат различные моющие средства.

Выберите средства по уходу за руками

Девушки выполняют задание

Давайте сделаем вывод для чего нужно ухаживать за руками?

Чтобы не болеть, чтобы инфекции не попали в наш организм.

Болезни рук

По состоянию рук можно определить болезни человека.

Если руки всегда холодные, то возможно у человека не совсем здоровое сердце.

Влажные руки у того, кто эмоционально неуравновешен, т.е. постоянно нервничает, часто плачет.

Если за руками не ухаживать, то может появиться такое заболевание как цыпки. Какие признаки?

Кожа краснеет

На коже появляются трещинки

Чувствуется жжение, зуд, пощипывание

Появляется ощущение стянутости

Почему появляются цыпки?

Пребывание в морозную погоду без перчаток

Мытье рук перед выходом на улицу

Плохо вытертые руки после мытья

Мытье полов, чистка раковины без защитных перчаток.

Еще одно достаточно частое заболевание рук – это бородавки. Бородавки – это образование на коже рук. Они быстро размножаются. Надо обратиться к врачу и лечить.

Нельзя бородавки обрезать и обкусывать.

Почему они появляются?

Если вы контактировали с человеком, у которого бородавки.

Если не соблюдать правила личной гигиены: нельзя пользоваться чужой одеждой, средствами личной гигиены, полотенцами.

Чтобы не заболеть надо соблюдать правила личной гигиены.

загадки

Отгадайте загадки

Дали братьям теплый дом

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился и отдельно поселился

варежки

Разошлись пальчики

В теплые чуланчики

Каждый мальчик

В свой чуланчик

перчатки

Скажите для чего нам нужны варежки и перчатки

Зимой и в холодную погоду чтобы защищать руки от холода и ветра.

Работа с интерактивной доской

Какие перчатки существуют?

Анализ фотографий

Зимние, осенние, рабочие, чтобы защищать руки от воздействия моющих средств

спортивные

Итог.

Сегодня на занятии мы с вами разобрали функции рук, поговорили о строении руки, вспомнили строение кисти и поговорили о првилах ухода за руками. Вы молодцы. Занятие закончено. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зубы и уход за ними

Внекелассное мероприятие....

Коса – не только русская краса. Интересные факты о волосах и уходе за ними.

Еще на Руси коса была не просто способом укладки волос, но и показателем красоты. Здоровые и блестящие волосы лучше слов могли рассказать о ее обладательнице. Чем длиннее и крепче коса, тем привлекате...

воспитательное занятие "Комнатные растения и уход за ними"

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями...

Урок по биологии "Зубы и уход за ними"

Содержание урока повествует о более глубоком знании о сстроение зубов и главноепрофилактика ухода....

Презентация к уроку СБО в 7 кл. по теме "Волосы и уход за ними". " Прическа должна быть к лицу".

Презентация содержит материал о влиянии формы лица при выборе прически, о наиболее популярных прическах. Может использоваться на уроках СБО, классных часах, уроках технологии....