Индивидуальный план профессионального развития и самообразования социального педагога
материал

Иванова Анжела Александровна

     В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей, требующих повышенного контроля, неуклонно растет. 

      В школе имеются учащиеся, проживающие в неблагополучных  семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей, семьи, находящихся в социально-опасном положении. Появилась категория семей, в которых родители в поисках хорошо оплачиваемой работы уезжают за пределы района, а детей оставляют на попечение бабушек, близких родственников.       Ни для кого не является секретом, что данная категория обучающихся в силу исторически сложившихся условий имеет склонность к совершению правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_plan_razvitiya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пичаевский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Индивидуальный план

профессионального развития и самообразования

социального педагога

Ивановой Анжелы Александровны

2021-2023 г.

План

  1. Перспективный план самообразовательной деятельности.
  2. Обоснование выбора темы.
  3. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
  4. Направления самообразования.
  5. Теоретическая часть.
  6. Заключение.
  7. Использованная литература.

  1. Перспективный план самообразовательной деятельности

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая

деятельность

Диагностический

Углубленный и всесторонний анализ профессиональной деятельности, определение форм и методов организации индивидуально-профилактической работы с обучающимися

сентябрь-декабрь 2021 г.

-Чтение педагогических периодических изданий;

-чтение методической литературы;

- прохождение курсов повышения квалификации;

-участие в работе  городского методического объединения социальных педагогов;

-обзор информации по проблеме в Интернете;

-изучение нормативно-правовой базы

Информационно-мотивационный

Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности

2021-2024 г.

-Посещение и активное участие в работе семинаров, конференций, МО;

 -совещания, обмен опытом с коллегами;

-активное использование информационно- компьютерных технологий

Практический

Внедрение опыта работы

Применение современных технологий  

2021-2024 г.

-Выступление на заседании МО социальных педагогов;

-родительские лектории;

-выступление на заседании  педагогического совета;

-участие в конкурсах профессионального мастерства;

-проведение тематических классных часов.

Обобщающий

Итоги работы

Обобщение опыта работы

2021-2024 г.

-Выступление на заседании РМО социальных педагогов;

-проведение открытых занятий;  

-творческие отчеты

Внедренческий

Распространение опыта работы

2021-2024 г.

-Публикации и  размещение на персональном  сайте методических разработок, статей.

«Индивидуальный подход в работе с трудными подростками»    

Работа над темой начата в 2021-2022учебном году.

Предполагается закончить работу над темой в 2023-2024 учебном году.

  1. Обоснование выбора темы:

Условия возникновения данной проблемы

     Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, произошедшими в нашем обществе. Обесцениваются духовно–нравственные идеалы, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.

Актуальность:

     В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей, требующих повышенного контроля, неуклонно растет. 

      В школе имеются учащиеся, проживающие в неблагополучных  семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не занимаются воспитанием детей, семьи, находящихся в социально-опасном положении. Появилась категория семей, в которых родители в поисках хорошо оплачиваемой работы уезжают за пределы района, а детей оставляют на попечение бабушек, близких родственников.       Ни для кого не является секретом, что данная категория обучающихся в силу исторически сложившихся условий имеет склонность к совершению правонарушений.

      В результате ослабления института семьи, его воздействия на воспитание детей растет число безнадзорных и беспризорных детей.

Постановка проблемы:

     Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм, методов и приемов обучения и воспитания, которые позволяют распознать в каждом «трудном» подростке его индивидуальные особенности и на этой основе оказать ему социально-педагогическую помощь.

    Реализация программы предполагает создание  комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, направленной на оказание социальной помощи подросткам.

  1. Цель:

 Изучение основных теоретических подходов и выработка практических умений и навыков, необходимых в работе социального педагога с детьми, требующими повышенного контроля.

Задачи:  

1. Изучение приоритетных вопросов современной социальной педагогики, передовых технологий воспитания;

2. Анализ причин, условий, предпосылок и факторов зарождения отклоняющегося поведения у детей и подростков;  

3. Поиск путей повышения эффективности индивидуально-профилактической работы;

4. Внедрение инновационных технологий.  

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с отклоняющимся поведением.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет;
  • медиа-информация на различных носителях;
  • семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

  1. Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.
  2. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через издания и Интернет.

регулярно

регулярно

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии.

регулярно

Методическое

  1. Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания.
  2. Принимать активное участие в работе районного МО социальных педагогов.
  3. Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работах, олимпиадах.
  4. Изучать опыт работы лучших учителей.
  5. Проводить открытые уроки, мероприятия, посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  6. Участвовать в заседаниях школьного Совета профилактики, общешкольных родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях при директоре, планерках.
  7. Планировать  работу с трудными учащимися и их семьями.
  8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  9. Проводить работу с родителями (консультации, беседы, анкетирования, памятки).
  10. Создать собственную базу лучших сценариев, уроков, классных часов, интересных приемов и находок.
  11.  Взаимодействовать с органами профилактики и вести работу по совместным планам.

Регулярно

По плану МО

Регулярно

Регулярно

По плану школы

По плану школы

Ежемесячно, ежегодно, по мере необходимости

Ежеквартально, ежегодно

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Информационно-технологические мероприятия

  1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный и воспитательный процесс.
  2. Обзор в интернете информации в области социальной педагогики, возрастной и педагогической психологии.

Регулярно

Регулярно

Охрана здоровья

  1. Пропагандировать среди учащихся и родителей ЗОЖ, проводить воспитательную работу с трудными учащимися и их семьями.

Регулярно

  1. Теоретическая часть.

     Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи архиважна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали.  В практике работы школ таких учащихся называют  “трудными”.

         Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.

     Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.

     Изначально моя работа с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях. 

     Самое главное условие успешной работы с педагогически запущенными подростками - приобщение их к активной жизненной деятельности ученического коллектива.

     Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную микросреду, которая становится одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Поэтому задачу профилактики и реабилитации трудных детей мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье.

      Индивидуальный подход к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах, основные из них - это оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в выборе кружков, секций. Индивидуальные беседы на различные житейские темы и т.п., так как во время учёбы каждый учащейся проявляется по своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему педагога. Главное во всех индивидуальных контактах с учащимися - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу,

    Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.

Индивидуальный подход предполагает:

  • глубокое изучения личности трудного подростка Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности
  • разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия Учитель должен знать механизмы убеждения, формирования адекватной самооценки, особенности влияния на развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитания.
  • Привлечение к определенному виду деятельности, в котором трудному подростку гарантирован успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка
  • Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

Специальные формы работы:

  • с учениками: индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств
  • с родителями: консилиумы; школа для родителей
  • с учителями: развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя.

  1. Заключение.

     Таким образом, ведущими условиями эффективного воспитания «трудных» подростков следует считать: хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально - полезную деятельность, где она бы могла проявиться и развивать имеющиеся у нее необходимые положительные качества; нейтрализация, а затем устранение вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром; повышение учебно-воспитательной работы в школе. Цель этой огромной постоянной работы педагогов - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе, а цель определяет и сущность воспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее всесторонних потребностей.

  1. Список использованной литературы
  1. Алемаскин М.А., Потанин Г.М., Науч. ред.: Анисов М.И.Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Учебное пособие. – М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 1987. – 87 с.
  2. Бойко В.В.  Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб, «Сударыня», 1998.
  3. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Минск, 2003.
  4. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Собр. соч. Т 5. – М, 1983.
  5. Грищенко Л. А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск: 2006.
  6. Дети с отклонениями в поведении // Под ред. M. С. Певзнер. – M.: 2001.
  7. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: 2000.
  8. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными. Пер. с нем. – М, 2000.
  9. Журнал «Классный руководитель» 2009 г
  10.  Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.
  11.  Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994г
  12.  Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
  13.  Абраменко В.И., Селецкий А.И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности. – 1973. – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога.

Данное методическое пособие познакомит вас с теоретическими  основами разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. Поможет разработать свою версию индивидуального плана р...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...

Индивидуальный план профессионального развития в условиях введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ c учетом темы самообразования

Индивидуальный план профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС ООО в деятельность ОУ с учетом темы самообразования «Использование информационно- коммуникативных т...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя технологии МБОУ «Гимназия № 9» г. Казани Лазаревой О.Н.

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования разработан на пять лет....

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя русского языка и литературы.

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя русского языка и литературы на 2017-2023 учебный год....

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования учителя английского языка...