Особенности проявления буллинга у подростков с разным социальным статусом
статья

В современном мире всё больше замечается тендленция к агрессии среди подростков, которая, к сожалению, зависит и от их социального статуса. Подверженность данному явлению или же наоборот, становление буллером так или иначе зависит от положения в социуме. Дети, которые чувствуют свое превосходство среди окружающих, не редко становятся обидчиками, в то время как забитые, скромные дети являются их "грушей для битья". Почему же так происходит и что с этим делать?.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проявления буллинга у подростков с разным социальным статусом

Прежде чем перейти к особенностям буллинга у подростков с разным социальным статусом, нужно понять, что вообще такое социальный статус подростка. Сам социальный статус и критерии для его определения изучал Д. Д. Бадараев.

Статус в психологии не что иное, как положение в коллективе, который определяет его права, а также обязанности. Социальный статус обусловлен факторами, такими как, мнение группы, успешность в различных видах деятельности. Отсюда следует вывод, что социальный статус подростка означает его положение в системе межличностных отношений. Социальный статус подростка отражает привлекательность индивида для других, его влиятельность, например для одноклассников .

Социальный статус для подростков очень важен для физического и эмоционального благополучия. В целом статус подростка является показателем того, как его воспринимают сверстники.

Социальный статус среди сверстников может изменяться на протяжении всего времени. Подростки приобретают навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми – это помогает им приобрести популярность в коллективе. К популярным подросткам тянутся окружающие, это может вызывать зависть и даже ненависть у других.

Но социальные статусы подростков разнообразны, например, можно выделить лидеров, предпочитаемых лиц, пренебрегаемых и изолированных.

Иногда буллинг может быть проявлением социального статуса. По мере того, как в подростковом возрасте конкуренция за статус сверстников становится все острее, у некоторых подростков развивается чувство неуверенности в отношении своего социального положения среди сверстников (т. е. неуверенность в социальном статусе). Эти подростки иногда используют агрессию для защиты или продвижения своего статуса. Поскольку подростки все чаще используют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), они могут также рассматривать эти технологии как еще один способ достичь более высокого социального положения, а именно использование кибербуллинга для повышения своего социального статуса.

Когда возрастает беспокойство по поводу статуса сверстников, некоторые подростки могут защищать или продвигать свой статус, участвуя в агрессивном поведении. Выявлена положительная связь между неуверенностью в социальном статусе подростков и совершением ими физической и реляционной агрессии, а также отрицательную связь между неуверенностью в социальном статусе и социальным поведением.

Популярные дети часто высмеивают менее популярных детей. Популярность также может привести к тому, что дети будут распространять слухи и сплетни, пристыжать других.

Между тем, дети, которые пытаются подняться по социальной лестнице в школе или получить некоторую социальную власть, могут прибегнуть к издевательствам, чтобы привлечь внимание. Они также могут запугивать других, чтобы принизить социальный статус другого человека.

Лидеры как правило пользуются авторитетом среди сверстников, являются эталонами, пользуются успехом среди одноклассников, имеют много друзей и обладают уверенность. Таких детей часто относят к зачинщикам ситуации буллинга. Их отличает высокая и иногда завышенная самооценка, стремление быть в эпицентре внимания.

Предпочитаемые же не далеко ушли от лидеров, они также обладают высокими навыками коммуникации, у них много друзей, к ним тянутся сверстники. Их еще можно назвать преследователями. Характеристикой таких подростков является несамостоятельность, безынициативность, они не склонны брать на себя ответственность, им присуща трусость и озлобленность.

А вот пренебрегаемые и изолированные подростки как правило имеют низкую популярность среди сверстников, они стеснительны, закрыты, у них мало друзей или же их вообще нет. Часто именно они становятся предметом насмешек и травли сверстников. Такие дети обладают низкой самооценкой, они не уверенны в себе.

Ю. Д. Волков считает, что в зависимости от социального статуса подростка, можно говорить об особенностях проявления агрессии и насилия, ведь он напрямую влияет на их поведение и отношение к другим.

Подростки способные к самореализации, находящиеся в благоприятной атмосфере понимания, обладающие навыками коммуникации, обладают интересом к проявлению буллинга. Они как правило понимают, что последствий травля за собой не несет и пользуются этим. Но все же не стоит утверждать стопроцентно, что именно такие подростки всегда являются буллерами. Редко, но все же случается, что подростки, имеющие высокий социальный статус среди сверстников, могут выступать в качестве свидетелей буллинга, отстраненно реагировать на издевательства над жертвой, занимать позицию нейтралитета.

Те дети, которым не удается достичь успехов в реализации себя или же в общении с другими более подвержены к насмешкам и травле. Это возникает из-за чувства неудовлетворения собственной жизни, в потребности принятия окружающими, в данном случае сверстниками, такие подростки не могут постоять за себя, их уверенность подорвана, они чувствуют бессильность в такой ситуации.

Стоит также отметить, что среди пренебрегаемых и изолированных все же есть подростки, которые прибегают к проявлению агрессии и насилия, как правило они ведут не здоровый образ жизни, отличаются асоциальным поведением, стоят на школьном учете и требует больше внимания со стороны взрослых к сложившейся ситуации.

Стресс, напряжение и агрессия приводят к ухудшению отношений с окружающими. Подростки чувствуют злость и зависть, к тем, у кого, получается достичь определенных успехов в учебной и общественной деятельности, отсюда исходит их агрессия и травля. Также причиной могут послужить взаимоотношения с родителями и учителями. Эмоциональное состояние подростка неустойчиво, на это стоит обращать внимание всем участникам процесса обучения, а также предотвратить проявление издевательств.

Но не стоит забывать, что все зависит от самого подростка, не всегда его социальная роль может оказать влияние на включение в процесс буллинга. Проявлять злобность может каждый подросток вне зависимости от количества его друзей и успехов. Важно вовремя предотвращать враждебность среди подростков, проводить мероприятия, посвященные данной теме для избегания буллинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Изучение взаимосвязи интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса...

«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом, от занимаемого социального статуса зависит успешност...

"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...

Дипломная работа "Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности"

Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности...

Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления одиночества у подростков

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюб...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...