Работа с "неблагополучными семьями"
материал

Румянцева Инна Николаевна

Акт обследования семьи, карта обучающегося состоящего на внутришкольном учете, карта-график проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, карточка учета "неблагополучной семьи", социальная карта семьи, план работы с детьми "группы риска", социальный паспорт класса, презентация "Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

____________________________________________________________________

 (Ф.И.О., дата рождения, класс)

Составлен  «_____» _____________ 20___года.

1. Санитарное состояние помещения:

   а) в помещении чисто (грязно);  б) свежий воздух  (неприятный запах);

   в) вещи находятся в определённом порядке  ( в беспорядке);

   г) удовлетворительно (неудовлетворительно).

2.  Условия для занятий несовершеннолетнего:

    а)  в помещении грязно;                     б) стойкий неприятный запах;

    в ) помещение не проветривается;   г) наличие грязных вещей;

    д) имеется (не имеется) письменный стол для занятий;

    е) наличие (нет в наличии) необходимых канцелярских принадлежностей;

    ж) имеются (не имеются) книги и игрушки соответствующие возрасту ребенка;    

    з) наличие (нет в наличии) предметов для творческой деятельности ребенка

       (краски, карандаши, пластилин конструктор и т.д.)

3. Условия для отдыха несовершеннолетнего:

     а) занимает отдельную комнату;

     б) занимает комнату совместно с другими детьми;

     в)  имеет (не имеет) отдельное место для сна;

     г)  наличие   (нет в наличии) необходимых постельных принадлежностей,

          постельного белья;

     д) наличие (нет в наличии) места для хранения одежды ребёнка.

4. Обеспеченность полноценным питанием:

      а) мясо;   б)  крупы;   в) хлебобулочные изделия;   г) макаронные изделия;

      д) фрукты;    е) овощи;    ж) другие продукты___________________________

      з) на момент проверки продукты питания в достаточном количестве;

      и) на момент проверки продуктов практически нет.

 5.  Обеспеченность одеждой:

      а) наличие (нет в наличии) нижнего белья;

      б) наличие (нет в наличии) домашней одежды;

      в) наличие (нет в наличии) спортивной одежды;

      г) наличие (нет в наличии) верхней одежды по сезону;

      д) наличие (нет в наличии) сезонной обуви;

      е) наличие (нет в наличии) одежды для школы.

      ж) имеющаяся одежда является чистой, пригодна для носки;

      з)  грязная неопрятная;      и)  не пригодна для носки.

Выводы:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт составили: 1._____________________________________       _____________

                                                   Ф.И.О.                                                           подпись

                             2._____________________________________      ______________

                                                        Ф.И.О.                                                    подпись



Предварительный просмотр:

КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

состоящего  на  внешкольном (внутришкольном) учете

ФИО______________________________________________________________

дата рождения_________________________________________________________________

класс _______________________________ МОУ «Гимназия № »

Классный руководитель_________________________________________________________

                                                                                   (Ф.И.О.)

                           ______________________ 20_______года.

                               дата заполнения карты

Сведения о семье учащегося (статус семьи) ______________________________________

         Домашний адрес:_________________________________________________________

         Телефон:_________________________________________________________________

         Адрес регистрации_________________________________________________________

Мать: _______________________________________________________________________

         Место работы:____________________________________________________________

         Должность:_______________________________________________________________

         Рабочий телефон:__________________________________________________________

         Образование:_____________________________________________________________

       

Отец:________________________________________________________________________

         Место работы:____________________________________________________________

         Должность:_______________________________________________________________

         Рабочий телефон:__________________________________________________________

         Образование:_____________________________________________________________

С кем проживает учащийся (с родителями, матерью, отцом, другими родственниками (сведения о них)):______________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

Сведения о других детях в семье________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бытовые условия жизни учащегося (общие условия, условия для занятий, отдыха)_____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Круг интересов членов семьи (хобби)____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями и другими членами семьи:

а) отношения в семье дружелюбные, тёплые, доверительные, есть взаимопонимание;  

б) отношения отчуждённые, нет взаимопонимания.  

Особенности семейного воспитания

   а) строгий контроль за поведением ребёнка;

   б) ограничение самостоятельности;

  в) большая самостоятельность ребёнка;

  г) родители сотрудничают с учителями;

  д) родители вступают в противоречие с учителями;

  е) родители ненадлежащим образом выполняют родительские обязанности.

Формы участия членов семьи в жизни класса, школы: __________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

КАРТА-ГРАФИК  ПРОВОДИМЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В отношении семьи _____________________________________________________

На период_____________________________________________________________

Обследование (патронаж) семьи

Цель:

1.  Диагностика. Определение индивидуального проблемного поля семьи.

2.   Выявление фактов асоциального влияния родителей на несовершеннолетних.

      Устранение данного влияния.

3.   Составление акта материально-бытовых условий.

4.   Контроль за поведением в быту.

5.   Сбор данных, характеризующих семью.

6.  Оказание родительской поддержки. «Семейное» консультирование.

7.  Формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни, воспитанию и

     обучению детей.

8.   Работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

9.   Выявление фактов противоправного поведения родителей, неисполнения

      обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, а также фактов

      жестокого обращения.

Характеристика дисфункциональной  семьи

  1. Тип:  а)  полная;  б) неполная;  в) семья с недостатком материальных

                     ресурсов;  г) «условно благополучная» семья;  д)  проблемная семья

                     или семья «группы риска».

2.  Асоциальное поведение родителей (одного из них):

    а)  злоупотребляют(ет) наркотическими препаратами;

    б)  Злоупотребляют(ет)  алкоголем;      в) наличие судимости.

3.  Эмоциональная атмосфера семьи:   а) равнодушие к ребенку;

    б) отношения ровные, но без эмоциональной близости;

    в) атмосфера взаимопонимания;

    г) неуважение, грубость, агрессия;

    д) конфликт между родителями, напряженность в отношениях;

    е) нездоровая  нравственная атмосфера.

4.  Педагогическая некомпетентность родителей:  

    а)  воспитание по типу  неприятия;  б) сверхсоциализация;  в) эгоцентризм;   

     г) тревожно-мнительный  тип.

Основные направления работы с семьей:

1.    Восстановление контактов между членами семьи.

2.    Восстановление или создание связи «семья-школа».

3.    Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

4.    Привлечение к семье внимания  ОДН УВД, КДН и ЗП, Управления опеки и

       попечительства, Управления социальной защиты населения.

5.   Привлечение к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.

6.    Привлечение к уголовной ответственности по ст. 150, 151, 156 УК РФ.

7.   Оказание материальной помощи через УСЗН.

8.   Оказание юридической помощи семье.

9.    При наличии оснований, предусмотренных ФЗ № 120от 1999 года оформление

       документов в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

10.    Организация сопровождения семьи психологом, социальным работником.

11.  Временное изъятие ребенка из семьи и проведение профилактической работы с

       родителями.

12.Сбор документов, характеризующих данных, свидетельских показаний для решения

      вопроса о лишении родительских прав.

Ранее проводимая профилактическая работа.

Меры административного воздействия

Дата

Статья КоАП РФ

Мера наказания

Реабилитационный этап

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

Аналитический этап

Эффективные формы работы с семьей: ________________________________________

__________________________________________________________________________

Реабилитационная динамика:_________________________________________________

__________________________________________________________________________

Отсутствие позитивного результата обусловлено:________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение:

1.   Продолжение профилактической работы.

2.   Привлечение к семье внимания ОДН УВД, КДН и ЗП, Управления опеки и

      попечительства, Управления социальной защиты населения.

2.   Изъятие ребенка из семьи и помещение его в________________________________

3.   Направление материалов в суд для решения вопроса об ограничении родительских

     прав.

4.   Направление материалов в суд для решения вопроса о лишении родительских

      прав.



Предварительный просмотр:

План работы с детьми « ГРУППЫ  РИСКА»

Первый этап. Организационные мероприятия:

  1. Составление социального паспорта класса.
  2. Составление характеристик на детей «группы риска».
  3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. организация встреч учителей и специалистов школы с родителями.
  5. Составление административных писем, ходатайств и др. документов.
  6. Организация досуга и кружковой деятельности.
  7. Осуществление связи с КДН и ЗП, ОДН и др. социальными службами.
  8. Составление индивидуальной карты развития ребёнка.
  9. Организация летней занятости.

Второй этап. Работа с учащимися:

  1. Контроль посещаемости занятий.
  2. Контроль текущей успеваемости.
  3. Вовлечение учащихся в кружки и секции.
  4. Направление на консультации к психологу и др. специалистам.
  5. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.
  6. Проведение  профилактических бесед.
  7. Разбор конфликтных ситуаций.
  8. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
  9. Работа в органах ученического самоуправления.
  10. Проведение психодиагностики.
  11. Приглашение на совет по профилактике бродяжничества и правонарушений.
  12.  профилактика социального сиротства.

Третий этап. Работа с родителями:

  1. Посещение семей группы риска.
  2. Проведение консультаций.
  3. Приглашение на совет по профилактике бродяжничества и правонарушений.
  4. Выступление на родительских собраниях.
  5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку? Румянцева И.Н.

Слайд 2

Цель социально-педагогической деятельности Создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении , т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Слайд 3

Задачи: Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем Выявление причин возникновения у учащихся - проблем в обучении, - проблем в поведении, - правонарушений и принятия мер по их устранению Оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости

Слайд 4

Социальный педагог Учащиеся из неблагополучных семей Учащиеся, находящиеся под опекой Учащиеся с ограниченными физическими возможностями Учащиеся из многодетных семей Учащиеся с девиантным поведением Учащиеся из социально уязвимых семей

Слайд 5

Структура социально-педагогической деятельности

Слайд 6

Факторы риска низкая самооценка; застенчивость; плохая успеваемость; нарушение дисциплины; положительные установки по отношению к психотропным веществам конфликты в семье; безнадзорность; родители, употребляющие алкоголь ; физическое и психологическое насилие в семье; отсутствие дисциплины плохая успеваемость ; низкий моральный уровень учеников ; конфликты с педагогами Индивидуальные Школьные Семейные

Слайд 7

Факторы риска В группе сверстников В обществе нежелание учиться; давление сверстников; дружба с подростками, употребляющими алкоголь жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя; отсутствие поддержки со стороны общества ; нищета и экономическая нестабильность

Слайд 8

Выявление детей, нуждающихся в специальной помощи Социально-педагогическая помощь 1 этап Профилактическая и реабилитационная деятельность 2 этап

Слайд 9

Документация социального педагога на детей «группы риска» Карточка учёта неблагополучной семьи План работы с детьми «группы риска» Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» Карта учащегося, состоящего на учёте Социальный паспорт класса Акт обследования семьи Социальная карта семьи Карта-график проводимых мероприятий

Слайд 10

Трудности детей «группы риска» 1 2 3 4 5 Мало- обеспе чен ность семей Успевае-мость и посещае-мость детей Безнад-зорность детей во внеучеб-ное время Наличие вредных привычек и совершение правона-рушений Профориентация подростков

Слайд 11

Формы и методы работы с семьёй План работы «Семья и школа» Органи зация социально- психологической службы Индиви - дуальная работа с семьями Изучение и диагностика семей Организация лектория для родителей Совместная деятельность гимназии и родителей

Слайд 12

принципы Принципы общения с детьми «группы риска» коллективной деятельности диалога согласования разумной требовательности педагогической поддержки связи с реальной жизнью уважения индивидуальности ребёнка возрастного подхода стимулирования самовоспитания

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Слайд 14

Используемые ресурсы Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г. Л. Я. Олиференко , Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г. Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г. Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.

Слайд 15

М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, « Владос », 2000 г. Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3, 2009 г. Шаблон презентации. http://docer.wps.cn/threadview/wdid-9942.htm Используемые ресурсы



Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Социальный педагог и неблагополучная семья.  Как помочь ребёнку?

 (слайд 2)

Основная задача образования – дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

     Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в  учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение).

     (слайд 3)

Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:

     - изучение психолого – педагогических особенностей личности, условий    

       жизни  обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и

      проблем;

     - выявление причин возникновения у учащихся

                        - проблем в обучении,

                        - проблем в поведении,

                        - правонарушений

                                                          и принятия мер по их устранению;

   - оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к   различным  категориям социальной незащищённости.

(слайд 4)

В центре внимания социального педагога  находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

    (слайд 5)

 Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую  со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.

     Внутри учебного заведения социальный педагог  организует совместную  работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с  вопросами  по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете.  Одна из функций социального педагога  - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.    

      Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:

       - совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;

      - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

       Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.

       Взаимодействие с ЭСРЦН «Доверие» позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.

       Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы  и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни  и профилактике вредных привычек.

      Предоставление дважды в год  и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях,  помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.

.

Подробнее расскажу о   работе

социального педагога с неблагополучными семьями.

       Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с  детьми «группы риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

     (слайды 6, 7)

Факторами риска  при этом являются следующие:

Индивидуальные особенности ребёнка

Семейные

Школьные

В группе сверстников

В обществе

-низкая самооценка;                                                                      -застенчивость;

-плохая успеваемость;

-нарушение    

 дисциплины;

-положительные

 установки по

 отношению к    

 психотропным  

 веществам

-конфликты в семье;

-безнадзорность;

-родители, употребляющие                         алкоголь;

-физическое и        

психологическое                  

насилие в семье;

-отсутствие            

    дисциплины

-плохая

успеваемость;

-низкий  

  моральный  

    уровень  

       учеников;

-конфликты с  

     педагогами

-нежелание  

        учиться;

-давление

      сверстников;

-дружба с

 подростками,  

употребляющими  

        алкоголь

-жизнь в обществе,

способствующем

 употреблению

 табака, алкоголя;

-отсутствие

 поддержки со

 стороны общества;

-нищета и

 экономическая  

  нестабильность

    Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

   (слайд 8)

 Алгоритм  оказания ребёнку социально-педагогической  поддержки  включает в себя два этапа:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап –  координация и осуществление профилактической и реабилитационной  деятельности.

   

     Расскажу об организации этой работы в нашей гимназии (это только один из возможных вариантов). 

(слайд 9)

      Ежегодно в начале учебного года  корректируются списки детей по категориям,   формируется  банк информации об учащихся  «группы риска». Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, ЭСРЦН «Доверие», КДН и ЗП,  УВД или из ОДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.      

      На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена «Карточка учёта»,  в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье. На  обороте карточки отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в УВД, ходатайства в ЭСРЦН «Доверие» и т.д.).   Сформирована  картотека учащихся по категориям.  

     В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети «группы риска» требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому  классный руководитель составляет «план индивидуальной работы» с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося.  План и  следующие документы  находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.

     Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого–педагогического сопровождения обучения детей группы риска,  которая включает в себя  характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность  и характеристику межличностного общения   (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося,  место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)

      На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

      На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте,   заполняется карта учащегося, содержащая  сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

       Часто для  определения  причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность  необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

       Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения   позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье  внимание психологов, медиков, социальных работников.  

    На каждую проблемную семью можно составить социальную карту, которая содержит подробную информацию о семье и карту-график профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

    Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

   

  (слайд 10)

 Трудностей у детей «группы риска» действительно много,   и  риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных.  Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.  

  1 проблема – малообеспеченность семей.

    Дети «группы риска» - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

      1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то  социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание,  как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

     2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

     3) Взаимодействие  с ЭСРЦН «Доверие» и Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации  семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

  1. проблема – успеваемость и посещаемость детей.

     Родители в таких семьях часто равнодушно относятся  к проблемам детей в  учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

   Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно  успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией гимназии, инспектором ОДН.

    После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость  этих учащихся.   В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь  с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.

     Если  проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации гимназии, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

  1. проблема – безнадзорность детей во внеучебное время.

     Находясь  без присмотра со стороны взрослых,  учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

    Для профилактики безнадзорности опрашиваем и  контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (студия  детского прикладного  творчества «Радуга», секции баскетбола, волейбола, мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем  бесплатные занятия в ЭСРЦН «Доверие», СЮТ, центре «Поколение».

    Особое внимание уделяем занятости детей  в каникулы. Ежегодно собирается  информация о   занятости в летний период детей  группы «риска»; подаются заявки в отдел  опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.  

       В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и психологом можно  провести  площадку   для учащихся «группы риска», на которой для детей осветить  правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни.  Это даст возможность ребёнку  не только   расширить свой кругозор, но и  открыть  в себе положительные качества, которые необходимо развивать  в дальнейшем.

  1. проблема –  наличие вредных привычек  и совершение правонарушений.

       В  гимназии  профилактическая работа ведется в этом направлении  посредством:

    - реализации   плана работы   по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

    - проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских психологов наркологического отделения;

    - организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра лечебно-восстановительного отделения детской поликлиники  и  педагога медико- социального отделения детской городской поликлиники;  

      - индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН.

  1. проблема –  профориентация подростков «группы риска» (устройство после окончания гимназии).

      Совместно с психологом проводим диагностику  учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность  этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем  городе и ближайших городах. По необходимости готовлю ходатайство от гимназии.

      Если дальнейшее обучение в гимназии для учащегося, достигшего 15 лет,  по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю  его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.

(слайд 11)

2 направление – работа с семьёй.

       Работа с детьми группы риска   строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она  предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями.  Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

       В этом направлении в гимназии  работа ведётся по плану  «Семья и школа», который  успешно реализуется   с 2002 года.  Работа  направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Направления работы:

Совместная деятельность гимназии и родителей

Организация лектория

для родителей

Изучение и диагностика  семей

Организация социально-психологической службы

Индиви-

дуальная

работа с семьями

-классные часы с приглашением родителей;

-спортивные конкурсы;

-  праздники «День матери», «Последний звонок»;

-поездки, экскурсии.

-университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников УВД, специалистов опеки

-социальный паспорт класса;

-изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами;

-проведение дня открытых дверей для родителей.

-индивидуальные консультации психолога для детей и родителей;

-реабилитационная работа с проблемными семьями;

-консультации по профориентации для учащихся и родителей.

-выявление проблемных семей;

-организация рейдов в семьи,  бесед с родителями,

-по необходимости привлечение внимания УВД, Управления опеки, КДН и ЗП, ЭСРЦН «Доверие» и т.д.

       В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи.        С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия,        социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

  

         (слайд 12)

Дети «группы риска», часто их называют «трудными детьми» доставляют много забот классному руководителю и педагогам.    Поэтому очень важно социальному педагогу суметь подобрать   нужные   слова,  стать ребёнку мудрым советчиком.   Для этого необходимо соблюдать   следующие принципы:  

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны  иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что,  действуя в контакте с административными и юридическими  службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные  силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку – в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

(слайд 13)

(слайды 14,15)

Литература.

1) Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога»,  Москва,  «Школа пресс», 2003 г.

2) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного

    учреждения», Москва, 2003 г.

3) Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.

4) Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и  

    правонарушений подростков», Москва, 2000 г.

5) М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.

6) Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.

7) Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3,    

    2009 г.



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА СЕМЬИ

Несовершеннолетнего________________________________________________________

                                                                                           (Ф.И.О. ребенка)

                       учащегося___________________________класса  МОУ «Гимназия № ».

1.Адрес фактическогопроживания:____________________________________________

 

    Домашний телефон:________________________________________________________

    Другие контактные телефоны (сотовые, тел. соседей, родственников)______________

    ________________________________________________________________________________

   Адрес регистрации__________________________________________________________

Тип жилья:

    а)  благоустроенная квартира в каменном доме;         в) типа общежитие;

    б)  благоустроенная квартира в деревянном доме;      г) комната в коммунальной квартире;

    д) аренда квартиры. 

2. Сведения о родителях.

 Ф.И.О. мамы  ______________________________________________________________

Дата рождения:______________________________________________________________

      Образование:

         а)   общее среднее;         в)   среднее профессиональное;  д)  высшее.

        б)   полное среднее;         г) среднее техническое;

Место работы (должность):____________________________________________________

Служебный телефон:_________________________________________________________

Ф.И.О. папы_________________________________________________________________

Дата рождения:______________________________________________________________

   Образование:

         а)   общее среднее;         в)   среднее профессиональное;  д)  высшее.

        б)   полное среднее;         г) среднее техническое;

Место работы (должность):_____________________________________________________ Служебный телефон:_________________________________________________________

3. Совокупный доход семьи составляет:

         а)  менее 3000 руб.;                            в) от 5000 руб. до 10000 руб.;

         б) от 3000 руб. до 5000 руб.;              г) свыше 10000 руб.

4. Сколько несовершеннолетних детей в семье?_______________________________

   ФИО, дата рождения, место учёбы или работы_____________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Причина  постановки на учёт:_______________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Дополнительная информация: _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                Социальный паспорт класса

1.Всего учащихся:                                      

Количество мальчиков                                        

Количество девочек                                            

2. Возраст (год рождения )      девочек      

                                                           мальчиков        

3. Состав семьи:        

а ) полная

б ) неполная

в ) многодетная

г  ) благополучная

д ) неблагополучная

е ) имеет брата, сестру

ж ) воспит. ли ребенок – инвалид

з ) ребенок оставшийся без попечения родителей

и ) ребенок с девиантным поведением  

к ) ребёнка воспитывают бабушка, дедушка, др. родствен.

4. Жилищные условия (есть всё необходимое для роста и развития)

а ) комната в коммунальной квартире

б ) отдельная квартира

в ) общежитие

г  ) загородный дом  

д ) аренда квартиры

5. Доход в семье на 1 человека в месяц:

а ) до 2000 рублей

б ) от 2000 рублей до 7 300   руб. 

в ) от   7 300 руб. до 10 000 рублей

г  ) свыше 10 000 рублей

6. Возраст:

мама

папа

Всего:

а ) до 30 лет                     

б ) от 30 лет до 40 лет

в ) свыше 40 лет

7.Образовательный уровень родителей:                 

мама

папа

Всего:

а ) неполное среднее (9 классов)

б ) среднее (11 классов)

в ) среднее специальное ( ПУ)

г  ) среднее техническое (техникум)

д ) высшее ( ВУЗ)

8.  Перспективы образования для ребенка:

а ) неполное среднее (9 классов)

б ) среднее (11 классов)

в ) среднее специальное ( ПУ)

г  ) среднее техническое (техникум)

д ) высшее ( ВУЗ)

8. Место работы родителей:

мама

папа

Всего:                                                            

а ) рабочий

б ) служащий

в ) предприниматель

г  ) безработный, домохозяйка

д ) пенсионер

10. Состояние здоровья ребенка:

а ) практически здоров

б ) индивидуальное обучение

в ) хроническое заболевание

г  ) нарушение зрения

д ) нарушение осанки

11. Внешкольная деятельность учащихся:

а ) музыкальная школа

б ) спортивная секция, клуб

в ) театральная студия

г  ) танцевальная студия

д ) художественная изостудия

е ) школьный кружок, секция

ж ) другие виды деятельности



Предварительный просмотр:

Характеристика учащегося.      Учебная деятельность.

ФИО, класс_______________________________________________________________

Отношение к учебе:

  а) заинтересованность;       б)  увлечение;  в)  безразличное;   г)  отрицательное.

Формы выполнения учебной работы:

  а) старательность; б) аккуратность; в) организованность;  г) без старания.

Уровень развития внимания:

   а)  высокий;    б) средний;   в) низкий.

Запоминание учебного материала:

  а)  быстрое;     б) медленное;   в)  не запоминает.

По каким предметам испытывает существенные трудности:_____________________

____________________________________________________________________________

Причины затруднений:_______________________________________________________

Выполнение школьного режима и правил поведения на уроке:___________________

Реакция на критические замечания учителя и на оценки:

   а) спокойная;   б)  заинтересованная; в) пассивная; г) агрессивная; д) непредсказуемая.

Реакция на собственные неудачи в учебе:    а)переживание;  

б) подъем активности;   в) спад активности;  г) пассивность;   д) равнодушие.

Способность учащегося к самооценке своих способностей, успехов и неудач в учебе:   а)  завышена;   б) занижена;  в) адекватна.

Какими навыками и умениями учебной деятельности владеет учащийся: _________

____________________________________________________________________________

Творческие способности

Общие специальные_________________________________________________________

Предметы,  вызывающие повышенный интерес учащегося: _____________________

Причины интереса___________________________________________________________

Какая область знаний вызывает повышенный интерес учащегося, почему?_______

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Рекомендации

Проделанная работа

Дата

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Интерактивные формы работы с семьей"

Современному классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных метод...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

для работы с ВШУ. Карточка по работе с семьей

КАРТОЧКА индивидуальной работы с семьей учащегося...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....