формирование коллектива
статья

Новикова ЕН

данная работа посвящена формированию  коллектива  вновь пришедших учащихся 5-го класса. Даны как методические разработки отдельных мероприятий, так и теоретические основы методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kollektiva.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование коллектива в 5 классе

  1. Актуальность темы.

. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в детском коллективе.

  1. Психологический климат в группе.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

 Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность;
  • защищённость;
  • мобильность;
  • креативность;
  • оптимизм;
  • инициативность;
  • работоспособность, свобода "я".

  При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

  Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала учащегося и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

  Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися,– все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. Таким образом, психологический климат в классе – важнейшее условие психического здоровья и детей, и взрослых.

 Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для воспитателя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
  • Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

 Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата являются следующие:

  • Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
  • Использование игры.
  • Формирование общих традиций.
  • Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
  •  Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу. 
  • Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
                Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

 

Методики исследования психологического климата класса:

Методика 1

Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.

Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.

МЕТОДИКА 2.

Определение референтной группы-класса

Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.

Сделать это можно так: при подготовке к комсомольскому собранию (пионерскому сбору) студент-практикант может сказать учащимся:  «Скоро у нас пойдет откровенный    разговор    друг о друге, но право высказать мнение о тебе предоставляется лишь трем одноклассникам. Напиши фамилии тех, чье мнение ты считаешь наиболее важным для себя».

МЕТОДИКА 3

Мотив выбора в системе межличностных отношений

Цель: Выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания).

МЕТОДИКА 4

Определение  ценностно-ориентационного единства коллектива 1

Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.

Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность,  внимательность,  активность,  решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.

Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.

МЕТОДИКА 5

Определение опосредованности межличностного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности

Учащимся класса предлагается список из 39 положительных и отрицательных качеств личности (в разбивку), в которых проявляется отношение к труду, этическим нормам и правилам поведения, и отношение к эмоционально-межличностным взаимоотношениям.

№ п/п

1 группа качеств

(отношение к труду)

2 группа качеств

(этические нормы и правила)

3 группа качеств

(качества эмоционально-психологического общения)

1

Любознательность 1

Скромность

Несдержанность

2

Нерешительность

Индивидуализм 2

Общительность  10

3

Старательность 7

Смелость

Развязность 1

4

Эрудированность 4

Безнравственность

Изворотливость

5

Увлеченность работой 6

Идейность 2

Непринужденность 1

6

Дисциплинированность 1

Верность слову 3

Воспитанность 7

7

Небрежность

Мужество 1

Гордость

8

Исполнительность 7

Вежливость 3

Уступчивость

9

Целеустремленность 11

Доброта 1

Застенчивость

10

Настойчивость 5

Принципиальность 1

Скрытность

11

Безынициативность 1

Снисходительность

Дружелюбие 8

12

Аккуратность 2

Находчивость 2

Взаимопомощь 6

13

Леность

Честность 9

Недоверчивость поведения

Каждому ученику предлагается выбрать из 39 качеств 5 (пять), которые он считает наиболее важным для личности как члена коллектива.

Подсчитывается число выборов качеств по всей группе. Если в число наиболее ценных попадет не менее 55 проц. тех качеств, которые связаны с учебной деятельностью, то делается вывод о том, что в эталоне межличностного восприятия в данной группе действительно доминируют качества, связанные с основным содержанием совместной деятельности.

Доминирование качеств II группы говорит о том, что хотя межличностное восприятие опосредовано содержанием социально-ценной деятельности, однако, она не является основной.

Доминирование качеств эмоционально-психологического общения говорит о том, что в группе преобладает личностно-значимая цель, а не общественно-значимая.

МЕТОДИКА 6

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Вывод:

УСПЕХ В УЧЕБЕ = ДРУЖБА + СПЛОЧЕННОСТЬ + УВАЖЕНИЕ + ПОДДЕРЖКА + ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

  1. Пути формирования благоприятного психологического климата класса.

Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в различных ситуациях; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.

        Рекомендации для сохранения и улучшения благоприятного психологического климата в классе:

 - Будьте всегда в отличном настроении, бодры и веселы;

  • - Умейте слушать и понимать друг друга;
  • - Относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью;
  • - Помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе;
  • - Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного»;
  • - Будьте справедливы ко всем ученикам класса;
  • - Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается;
  • - Больше времени проводите вместе, стремитесь к коллективному труду.

Успех вашего обучения во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в классе, от уровня сплоченности вашего классного коллектива!!! 

Используемая литература:

  1. tinlib.ruПсихологияТеория и методика воспитания
  2. knowledge.allbest.ruПедагогикаФормирование детского
  3. nsportal.ruШколаКлассное руководство
  4. uolobnya.rufiles/doc…metod/doklad2116112012.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Формирование коллектива

В данной презентации рассматриваются стадии развития сплоченности коллектива.    Для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, что  необходимо сделать?...

Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.

Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...

Статья "Игра как средство формирования коллектива"

Статья об игре как средстве формирования коллектива, о знакомстве с  русскими  народными  играми на занятиях в клубе "Родина"...

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.

Игра для него целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт. Игра – это форма деятельности детей, которую он принимает охотнее всего и больше всего любят. Поэтому я считаю жизнь младших шк...

Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью....