Проект "Экопарк - своими руками"
проект

Шурунова Ирина Леонидовна

Одна из главных задач проекта - экологическое просвещение, вовлечение учащихся школы в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую деятельность, профориентацию в сфере экологии и природопользования.

В проекте мы выделяем основную целевую группу: учащиеся МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области и вторую целевую группу: родители учащихся. Это те, кто будет создавать экопарк, развивать и ухаживать за ним.

Считаем, что решая вопрос озеленения школьных участков, путём создания новых эко-инфраструктур за весь период обучения у учащихся формируются такие качества как: любовь к природе и прекрасному, а так же возникает потребность стать частью экологической зелёной истории школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx119.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. О проекте

1. Название проекта

 ЭКОПАРК  -  СВОИМИ  РУКАМИ  

2. Краткое описание проекта (пояснительная записка)

Любовь к родной стране без любви к её природе невозможна - К.Г. Паустовский.

В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденной Президентом в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие эко-образования и воспитания приводятся в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития (http://kremlin.ru/events/president/news/15177).

В современных условиях любого города очищающая роль растений не так уж велика: они сами по себе не в состоянии обеспечить нас тем количеством кислорода, в котором мы нуждаемся. На первое место выходит декоративная, эстетическая роль зеленых насаждений, художественный уровень искусственных посадок.

С помощью городских зеленых насаждений разного типа вносятся элементы природы в город, сохраняется связь человека с природой, обогащаются городские ландшафты, декорируя неинтересные поверхности и сооружения.

Одна из главных задач проекта - экологическое просвещение, вовлечение учащихся школы в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую деятельность, профориентацию в сфере экологии и природопользования.

В проекте мы выделяем основную целевую группу: учащиеся МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области и вторую целевую группу: родители учащихся. Это те, кто будет создавать экопарк, развивать и ухаживать за ним.

Считаем, что решая вопрос озеленения школьных участков, путём создания новых эко-инфраструктур за весь период обучения у учащихся формируются такие качества как: любовь к природе и прекрасному, а так же возникает потребность стать частью экологической зелёной истории школы.

Общими усилиями создаётся уникальный экопарк, в работе над которым  каждая группа,  учавствуя в дальнейшем в благоустройстве и озеленительных мероприятиях, внесет свой существенный вклад в улучшение экологической обстановки.

Проект состоит из нескольких этапов:

  1. Организационно-подготовительный:
  • Выпуск цикла информационных блоков в новостях и соцсетях с предложением учащимся и родителям школы присоедениться к реализации Проекта;
  • Разноплановые встречи - обсуждения по информированию о проекте и объединению ресурсов с командой Проекта, исполнителями и соисполнителями;
  • Подготовка ресурсной части для экопарка (вспашка, привоз земли, приобретение садового инструмента и другое);
  1. Опытно-практический этап:
  • Создание ландшафтного дизайна, разбивка экопарка;
  • Разработка земельного участка на пришкольной территориии разбивка экологических площадок (земляные работы) под экопарк;
  • Создание реестра посадочного материала: деревья, кустарники, декоративные кустарнички, хвойные, многолетники, лекарственные растения и др. с учетом климатических условий, особенностей расположения пришкольного участка, необходимой численности (количества), определения способов его приобретения (накопления), в т.ч. организация школьной ярмарки-выставки растений;
  • Высадка деревьев, кустарников и другого посадочного материала – эта часть образовательного проекта проводится в полевых условиях на пришкольном участке площадью 330 м2;
  • Встречи практической направленности с экологом, архитектором, агрономом и другое;
  1. Проектно-исследовательская деятельность:
  • Поиск в интернете необходимых материалов по Проекту;
  • Написание теоритической части Проекта;
  • Фото и видеосъемка, создание фотобазы и видеороликов;
  • Размещение информации о Проекте и его мероприятиях на сайте школы, в ВК, Telegram и другое;
  • Вёрстка Проекта – для размещения в сети интернет полной информации о Проекте;
  1. Практико-ориентированная и профориентационная деятельность в сфере экологии, природопользования и здорового образа жизни:
  • Информационно-мотивационная и просветительская работа в области экологии, архитектуры, прикладной информатики, экономики, озеленения городской среды, создание зеленых зон в черте города подростками и молодежью;
  • Разработка и описание экомаршрутов, экотуристских квестов на территории экопарка;
  • Организация занятий, квестов, экопутешествий для учащихся 1-6 классов школы по территории созданного экопарка;
  1. Итогово-обобщающий:
  • Краткое описание хода выполнения Проекта и полученных результатов;
  • Подготовка и защита Проекта;
  • Размещение Проекта в полном объеме на «сайте»;
  • Презентация Проекта на муниципальном уровне.

Опыт проведения озеленительных работ силами учащихся и их родителей заслуживает особого внимания. Он, несомненно, послужит дополнением, при воплощении Проекта в жизнь.

Проект поможет осуществить грамотное озеленение г. Вязьма, увеличит размеры красивых зелёных площадок, являющихся уникальным природным ингалятором, который снижает раздражение, нервную усталость, избавляет от депрессий.

Благодаря работе проекта, его команде, волонтёрам, активистам, родителям, всех кто станет свидетелями ростков нового экологического мышления, наш экопарк, выполняя свою главную задачу - воспитание у подрастающего поколения любви к прекрасному, неминуемо, станет составным элементом дальнейшего благоустройства пришкольной территории, с соответствующей инфраструктурой, с подключением в его состав опытно-экспериментального питомника.

За время реализации Проекта будет разработана памятка «Экопарк на школьной территории» с перечнем декоративных растений и рекомендациями по его благоустройству, созданию школьного экспериментального питомника с целью экологического и трудового воспитания.

Будет проведено 2 акции по экологическому просвещению для учащихся школы и их родителей.

Критерием результативности Проекта станет показатель того, что Проект будет выполнен в соответствии с его планом и графиком; продукт проектной деятельности будет полезен окружающим и позволит решить основную проблему, указанную в Проекте.

Экопроект по содержанию метапредметный, относящейся к нескольким областям знаний и  областям деятельности , по виду социально-прикладной, по результату – нацеленный на проведение мероприятий, решающих несколько проблем:

  • Создание экопарка на пришкольной территории;
  • Разработка экомаршрутов и экотуристких квестов;
  • Создание экологического объединения, состоящего из учащихся и родителей МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области для дальнейшего развития Проекта.

Результатом проекта станет озеленение территории вокруг школы, создание экопарка для комфортного времяпровождения, увеличится количество зеленых насаждений, благодаря чему учащиеся смогут дышать чистым воздухом, заниматься физической культурой и отдыхать в благоприятных условиях.

3. Дата начала реализации проекта*

01.10.2022

4. Дата окончания реализации проекта*

30.06.2024

5. Целевые группы проекта*

Учащиеся и родители МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области

6. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта*

Экологическое воспитание, просвещение – одна из основных задач современного общества. Долгое время человек увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая в ней поддерживать биологическое равновесие.

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных, тревожных проблем. Поэтому важной задачей общества является формирование экологического мышления человека, его подрастающего поколения. Именно такие цели ставят перед обществом "Государственная политика в области экологического развития"(Документ утверждён Президентом РФ 30.04.12г.) https://base.garant.ru/70169264/; "Экологическая доктрина"(2002).

В.В. Путин, Президент РФ, в Послании Федеральному Собранию в 2019 году подчеркнул, что "Решение проблем в сфере экологии-одна из главных задач, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включится в эту работу и молодёжь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучную страну, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России".

По данным опрос-исследования РБК https://www.rbc.ru/politics/06/02/2019/5c59b1709a79478082250bcb, лишь 20% опрошенных граждан считают, что за экологию в своём населённом пункте несут ответственность сами люди.

По результатам исследования PISA-2015 у российских восьмиклассников изменился индекс удовлетворенности изучением естественнонаучных предметов (за период с 2006 по 2015 годы его значение составляет минус 0,12). Главной причиной невысокого рейтинга России по данным исследования PISA2015 по-прежнему является недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.

Т.к. сейчас наше общество столкнулось с различными экологическими проблемами этот проект особенно актуален для городских детей, которые наиболее «оторваны» от природы.

Важным результатом должно стать изменение отношения людей к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.

В системе образования остро стоит ситуация соединения теории и практики: дети, изучая биологию, совершенно не имеют представления о простых «житейских» знаниях – как выглядят деревья и растения, о которых пишется в книгах, как собирать и использовать лекарственные травы, как выглядит, к примеру «симбиоз» в жизни и т.п.

Таким образом, существует явная необходимость в экологическом просвещении школьников и дополнительном образовании в сфере экологии, лесного хозяйства, а также профориентации в этом направлении.

А для создания качественного, красивого городского общественного пространства, места массового отдыха или ландшафтного дизайна пришкольного участка, который является визитной карточкой каждой школы стало необходимым и актуальным разработка и реализация данного Проекта: создание экопарка, организация в нём экологических маршрутов и квестов, создание экологических объединений учащихся и родителей школы для развития и поддержки жизнеспособности парка, в последующем, создание питомника. Всё это будет способствовать таких качеств личности как умение любить и сохранять природу.

7. Цель проекта*

Формирование у подрастающего поколения основ экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы, повышение экологической устойчивости путем создания экопарка на территории школы.

8. Задачи проекта*

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области об экологии через активные социальные практики, организацию и проведение обучающих семинаров для учащихся, педагогов и родителей.

2

Создать школьный экспериментальный экопарк городских растений для экологического и трудового воспитания, профессиональной ориентации подростков и дополнительного образования

3

Создать потребность и навыки сохранения и развития зеленых территорий у учащихся МБОУ СШ №2 г Вязьмы Смоленской области через развитие практических навыков по посадке и уходу за зелеными насаждениями, социализации и профориентации учащихся.

4

Тиражировать успешные практики по формированию у учащихся школ г. Вязьма и Вяземского района навыков сохранения и развития зеленных территорий посредством передачи методики в другие образовательные учреждения, а также через размещение публикаций на сайтах и в социальных сетях.

5

Привлечь население г. Вязьма и Вяземского района  к решению проблем экологии и повышение его повседневной экологической культуры

9.  Ожидаемые результаты проекта*

9.1 Количественные результаты*

1. Создание экопарка на пришкольной территории площадью 330 м2, общее количество высаженных растений - …

2. Разработка памятки «Экопарк на школьной территории» - 1 ед.

3. Разработка методик организации экологических маршрутов и проведения эколого-туристских квестов – 2 ед.

4. Создание экологического объединения – 28 чел.

5. В мероприятиях Проекта примут участие – 340 чел., в т.ч. 60 родителей

9.2 Качественные результаты и способы их измерения*

1. Изменение отношения учашихся и родителей школы к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.

2. Для учебного процесса будет сформирована модель соединения теории и практики …

3. Приобретение простых «житейских знаний» как выглядят деревья и растения, как собирать и использовать лекарственные и полезные растения, как создать ландшафтный дизайн на участке.

4. Создание качественного, красивого городского общественного пространства, ландшафтного дизайна пришкольного участка как внешней визитной карточки школы.

10. Партнеры проекта

Партнер

Вид поддержки

11. Как будет организовано информационное сопровождение проекта*

12. Дальнейшее развитие проекта

13. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем

  1. Руководитель проекта

Шурунова Ирина Леонидовна

  1. Команда проекта

ФИ участника проекта

класс

Калинина Карина

10М

Баранова Кристина

10М

Дергилева Камилла

10М

Бабаян Герман

10М

Поздняков Дмитрий

10М

Голубев Роман

10М

Машков Никита

10М

Росинский Александр

10М

Петров Михаил

10М

Панченкова Полина

10В

Панченков Иван

10В

Кузьмина Валерия

10В

Бекряшова Анна

10В

Зикеев Никита

10В

Егоров Дмитрий

10В

Мишин Михаил

10В

Федиченков Даниил

10А

Пуцикин Даниил

10А

Иванов Иван

10А

  1.      Календарный план

Дата начала реализации проекта*

01.10.2022

Дата окончания реализации проекта*

30.06.2024

п\п

РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА

МЕРОПРИЯТИЕ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ,

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

Этап №1 Организационно-подготовительный:

5

Выпуск цикла информационных блоков в новостях и соцсетях по проактивному предложению учащимся и родителям школы присоедениться к реализации Проекта

ноябрь 2022 – март 2023

5

Разноплановые встречи - обсуждения по информированию о проекте и объединению ресурсов с командой Проекта, исполнителями и соисполнителями;

октябрь 2022 – февраль 2023

5

Подготовка ресурсной части для экопарка (вспашка, привоз земли, приобретение садового инструмента);

октябрь 2022 – март 2023

Этап №2. Опытно-практический этап:        

1

Создание схемы-плана ландшафтного дизайна, разбивка экопарка

декабрь 2022 – март 2023

1

Разработка земельного участка на пришкольной территориии разбивка экологических площадок (земляные работы) под экопарк

апрель 2023 – июнь 2023

1

Создание реестра посадочного материала: деревья, кустарники, декоративные кустарнички, хвойные, многолетники, лекарственные растения и др. с учетом климатических условий, особенностей расположения пришкольного участка, необходимой численности (количества), определения способов его приобретения (накопления)

ноябрь 2022 – февраль 2023

5

Подготовка и проведение школьной ярмарки-выставки растений;

май 2023

2

Высадка деревьев, кустарников и другого посадочного материала – эта часть образовательного проекта проводится в полевых условиях на пришкольном участке площадью 330 м2

апрель – июнь 2023

3

Встречи практической направленности с экологом, архитектором, агрономом и другое

декабрь 2022 – март 2023

Этап №3. Проектно-исследовательская деятельность

3

Поиск в интернете необходимых материалов по Проекту

ноябрь 2022 – октябрь 2023

3

Написание теоритической части Проекта

октябрь 2023 – февраль 2024

4

Фото и видеосъемка, создание фотобазы и видеороликов

в течении всего периода реализации Проекта

4

Размещение информации о Проекте и его мероприятиях на сайте школы, в ВК, Telegram и другое

в течении всего периода реализации Проекта

4

Вёрстка Проекта – для размещения в сети интернет полной информации о Проекте

октябрь 2023 – март 2024

Этап №4. Практико-ориентированная и профориентационная деятельность в сфере экологии, природопользования и здорового образа жизни

1

Информационно-мотивационная и просветительская работа в области экологии, архитектуры, прикладной информатики, экономики, озеленения городской среды, создание зеленых зон в черте города подростками и молодежью

октябрь 2022 – февраль 2024

2

Разработка и описание экомаршрутов, экотуристских квестов на территории экопарка

февраль – апрель 2024

2

Апробирование (проведение) на территории экопарка экологических маршрутов, туристско-экологических квестов для учащихся 4-6 классов

сентябрь 2023

3

Организация занятий, квестов, экопутешествий для учащихся 1-6 классов школы по территории созданного экопарка

октябрь 2023, май-июнь 2024

3

Создание экологического объединения, состоящего из учащихся и родителей школы

октябрь 2023 – ноябрь 2023

4

Разработка памятки «Экопарк на школьной территории»

ноябрь 2023 – февраль 2024

Этап №5. Итогово-обобщающий

4

Краткое описание хода выполнения Проекта и полученных результатов

октябрь 2023 – февраль 2024

1

Приемка экопарка экспертной комиссии (практическая часть)

октябрь 2023

1

Подготовка и защита Проекта

сентябрь 2023 – апрель 2024

4

Размещение Проекта в полном объеме на «сайте»;

июнь 2024

4

Презентация Проекта на муниципальном уровне

май-июнь 2024



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ковры своими руками (презентация)

работа с синтетической пряжей....

Презентация к уроку технологии: новогодняя елка своими руками

Дидактический материал к урокам технологии....

План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...

Презентация "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках Москвоского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания -2012, номинация ...

Прекрасное своими руками.

Сценарий внеклассного мероприятия....

Творческий проект "Театр своими руками"

Работа с детьми над созданием теневого и кукольного театра....