Доклад «Профилактика и коррекция девиантного поведения»
статья

Одной из актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным поведением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад
«Профилактика и коррекция девиантного поведения»

Специальность Педагогика и психология девиантного поведения - специалитет  по направлению 44.05.01

Выполнила социальный педагог Шеремет И.И.

 Основные направления и формы профилактики

девиантного поведения

Одной из актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным поведением. В профессиональной среде можно встретить самые разные взгляды на сущностные основания понятия «дети с девиантным поведением».

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. 

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.
Одной из причин такого положения является существенное снижение воспитательной роли семьи и школы. 

Профилактическая работа ‒ это комплексное мероприятие,

наиболее эффективное в форме воздействия на условия и причины,

вызывающие развитие отклоняющегося поведения на ранних этапах

появления проблем в поведении. Профилактика девиантного поведения — деятельность субъектов профилактики по реализации системы общих и специальных мероприятий на различных уровнях организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического воздействия, социальной поддержки,

психологической помощи. В целом в системе воздействий на отклоняющееся поведение можно выделить два направления:

1. Превенция (предупреждение, психопрофилактика).

2. Интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Профилактика (превенция) отклоняющегося поведения

Профилактика девиантного поведения ‒ это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. ВОЗ предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а так-

же на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов

(успешна при работе с подростками).
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с группой «риска» (например, подростки со склонностью к формированию отклоняющегося поведения, но не имеющего такового в данное время).
Третичная профилактика направлена на устранение нервно- психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведением.

Выделяют следующие формы профилактической работы.

1. Организация социальной среды. Поскольку среда может оказывать влияние на формирование отклоняющегося поведения, то,

воздействуя на нее, можно предотвратить нежелательное ее влияние

на поведение личности. Виды воздействия:

‒ влияние на общество в целом через формирование негативного общественного мнения на отклоняющееся поведение (работа с семьей, социальной группой: школа, класс, коллектив или конкретная

личность);

‒ использование социальной рекламы с целью формирования

установок на здоровый образ жизни (специальные программы,

направленные на борьбу с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением).

2. Информирование. Осуществляется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.

Цель ‒ воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности к принятию конструктивных решений в сложных ситуациях (обязательно учитывать возраст, пол, социально-экономические характеристики).

3. Активное социальное обучение социально важным навыкам.

Реализуется чаще всего в виде групповых форм работы ‒ тренинги

резистентности к негативному социальному влиянию, тренинги ассертивности, тренинг формирования жизненных навыков.

Основные задачи социального обучения:

‒ научить противостоять негативным влияниям среды (в частности, умению говорить «нет»);

‒ развить умение выражать приемлемым образом свои эмоции;
‒ повысить самооценку, привить навыки принятия соответствующих адекватных решений и др.;

‒ сформировать умение ставить цели, отстаивать свою позицию

и интересы, общаться, конструктивно разрешать конфликты и др

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному

поведению.
В основу положено предположение, что люди используют

девиантное поведение до тех пор, пока не получат взамен что-то луч-

шее. Исходя из данного предположения, можно применять альтернтивные формы активности: путешествия; значимое общение; творчество; различного рода деятельность (профессиональная, благотворительная, религиозно-духовная и др.).
Большое значение имеет формирование позитивных потребностей в семье ‒ воспитание устойчивых интересов, формирование умений занять себя и трудиться, развитие способности любить и быть любимым и пр.

5. Организация здорового образа жизни. Каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье, жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. Здоровый стиль жизни предполагает

здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение ре-

жима труда и отдыха, отказ от вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем, приема наркотиков и др.).

6. Активизация личностных ресурсов предполагает наиболее

полное раскрытие способностей (общих и специальных) и интересов

человека ‒ творческих, спортивных, музыкальных, художественных и

др., что обеспечивает активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям.

7. Минимизация негативных последствий девиантного по-

ведения.

Данная форма применяется при уже сформировавшемся отклоняющемся поведении. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий (в зависимости от формы отклоняющегося поведения ‒ применение медицинских, социально-

психологических способов воздействия). Данный аспект в большей

степени относится к интервенции отклоняющегося поведения.

Чтобы добиться позитивных результатов, при проведении профилактических мероприятий важно соблюдать ряд принципов:

‒ личная заинтересованность, добровольность и ответственность

самих людей с отклоняющимся поведением;

‒ комплексность ‒ организация работы на различных уровнях:

медицинском, при необходимости социальном, психологическом;

‒ адресность (учет возраста, пола, социальных и психологических характеристик);

‒ массовость ‒ приоритет групповых форм работы;

‒ позитивность информации;

‒ минимизация негативных последствий;

‒ максимальная активность самой личности;

‒ устремленность в будущее (оценка последствий отклоняющегося поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения)

Воздействие (интервенция) на отклоняющееся поведение

Интервенция отклоняющегося поведения подразумевает социально-психологическое и медицинское (при необходимости) вмешательство в личностное пространство для стимуляции позитивных изменений.

Особенность интервенции ‒ наличие желания самой личности,

ее готовность к предстоящим изменениям. В противном случае позтивных результатов получено не будет.

Основная трудность ‒ как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям, несмотря на негативность последствий своего отклоняющегося поведения.

Основные задачи социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения:

1) формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;

2) стимулирование личностных изменений;

3) коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;

4) создание благоприятных социально-психологических условий

для личностных изменений или выздоровления.

В случае социально-психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия (часто те же, что и в профилактической работе):

‒ различные виды психотерапии (индивидуальная, групповая,

семейная)
‒ психологическое консультирование;
‒ психологический тренинг;
‒ организация терапевтической среды.
Наиболее популярной формой работы является консультирование в сочетании с психотерапией.
Поведение человека детерминировано в обществе. Поэтому дляустановления границ нормального поведения нужны, главным образом, социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.

В повседневной жизни приходится постоянно сталкиваться с

необычными поступками, реакциями или целой системой отклоняющегося поведения детей и подростков.
В подавляющем большинстве случаев отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации. Если не предупреждать подобного типа реакции, они закрепляются и могут стать причиной как асоциального, так и антисоциального поведения.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа

жизни, а также современных социально адаптивных стратегий по-

ведения у взрослой части населения ‒ родителей, педагогов ‒ не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие,

психологическую и социальную поддержку.

Профессионалы (социальные педагоги, социальные работники,

психологи, работники правоохранительных органов), работающие с

детьми и подростками, должны взять на себя ответственность за решение вопросов предупреждения отклоняющегося поведения и преступности среди детей и подростков, найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения...

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...