09.05.2025 Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в

настоящее время – одна из самых актуальных задач современного общества и

одновременно одна из самых сложных. Сегодня в российском образовании

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как

«физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий». Согласно Федеральному образовательному

стандарту к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

- глухие дети;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в

настоящее время – одна из самых актуальных задач современного общества и

одновременно одна из самых сложных. Сегодня в российском образовании

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как

«физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий». Согласно Федеральному образовательному

стандарту к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

- глухие дети;

- слабослышащие и позднооглохшие дети;

- слепые дети;

- слабовидящие дети;

- дети с тяжелыми нарушениями речи;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- умственно отсталые дети;

- дети с расстройствами аутистического спектра.

      Для каждой категории детей в ФГОС представлены примерные адаптивные основные общеобразовательные программы, а также прописаны

требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их

обучения без использования специальных программ, а также без создания

специальных условий, независимо от вида и типа образовательной

организации, в которой он обучается или собирается обучаться.

       Под специальными условиями для получения образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются

условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

использование специальных образовательных программ и методов

обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и

дидактических материалов;

1. использование специальных технических средств обучения коллективного

и индивидуального пользования;

2. предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь;

3. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

4.  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и др.

      Кроме того, в образовательной организации предусматривается

создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих

возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ и

инвалидностью в здания и помещения образовательной организации и

обеспечения их комфортного пребывания и обучения в ней (включая

пандусы, специальные подъемники и лифты, специально оборудованные

туалетные комнаты, специальные средства ориентации в образовательном

учреждении – для слепых и слабовидящих, для глухих и др.), специально

оборудованные учебные места, предназначенные для конкретной категории

детей с инвалидностью (для слепых, для слабовидящих, для лиц с

нарушениями опорно-двигательной системы и т.д.), специализированное

учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и технические

средства.

       В определении стратегии и тактики обучения ребенка с теми или

иными особенностями здоровья чрезвычайно важную роль играет не только

создание специальных условий, но и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Во-первых, в заключении комиссии,

заполненном на бланке, указываются обоснованные выводы о наличии либо

отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом

развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования,

коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе

специальных педагогических подходов. Во-вторых, в заключении даются

рекомендации по определению формы получения образования,

образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и

методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных

условий для получения образования.

          Для ребенка с нарушенным слухом рекомендации ПМПК могут

включать:

- перечень необходимых специалистов и направления их деятельности

(необходимость занятий с сурдопедагогом по формированию необходимых

учебных навыков, занятий с учителем-логопедом по развитию

коммуникативной функции речи, пониманию речи, коррекции

специфических нарушений устной и письменной речи, занятий с педагогом психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков

социального функционирования);

- перечень необходимого оборудования, например, использование

беспроводных систем (FM-системы) для индивидуальной и групповой

работы в классе;

- разработку для его обучения адаптированной образовательной программы с

использованием адаптированной основной образовательной программы для

глухих детей (программы для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I вида).

           

        Ребенку с нарушением зрения могут рекомендоваться:

- занятия с тифлопедагогом по формированию необходимых учебных

навыков;

- занятия с учителем-логопедом по развитию коммуникативных функций

речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи;

- занятия с педагогом-психологом по формированию коммуникативных

навыков, навыков социального функционирования;

- сопровождение тьютором на протяжении учебного дня для слепого ребенка

или частичное сопровождение для слабовидящего ребенка;

- учебные пособия и литература, выполненная шрифтом Брайля, аудиокниги

с учебным содержанием; рельефно наглядные пособия, тифлоприборы для

письма;

- обучение по адаптированной образовательной программе, разработанной с

использованием адаптированной основной образовательной программы для

слепых или слабовидящих детей (программы специальных (коррекционных)

учреждений III вида (для слепых детей) (русский язык, математика,

природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая

культура, трудовое обучение); или программам специальных

(коррекционных) учреждений IV вида (для слабовидящих детей)

(коррекционная работа в начальной школе).

         

             Рекомендации ПМПК для детей с ортопедической патологией, не

имеющих выраженных нарушений психических функций, могут определять

только необходимость психологической поддержки на фоне

систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего

индивидуального двигательного режима. В связи с тем, что у детей с детским

церебральным параличом могут выявляться нарушения зрения, слуха,

пространственной ориентации, особенности формирования и развития

психических функций (изменение темпа, фрагментарность,

недифференцированность), расстройства устной и письменной речи,

перечень специальных условий для детей с ДЦП должен включать:

- рекомендации врача к определению режима нагрузок при организации

образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения

ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения

физкультурных пауз и т.д.);

- работу дефектолога и психолога по коррекции нарушенных психических

функций и формированию навыков самообслуживания и гигиены;

- организацию логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

- сопровождение тьютором на уроках и ассистентом (помощником),

предоставляемым для детей с инвалидностью системой социальной защиты

населения, оказывающим ребенку помощь в передвижении и выполнении

гигиенических процедур.

           При необходимости в рекомендациях определяется возможность

питаться измельченной или принесенной из дома специальной пищей, а

также необходимость использования приборов или средств альтернативой

коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура,

свитч кнопки и др.), устройств для чтения, с кнопками, которые не нужно

держать руками, электронных книг, лупы (если есть зрительные нарушения).

             У всех детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими

для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в

общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в

окружающем мире и стереотипности собственного поведения. Из-за

трудностей переключения с одного действия на другое, проявляющихся в

особенностях формирования двигательной, речевой и интеллектуальной

сфер, у детей с РАС ограничены когнитивные возможности. Аутичному

ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая

социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к

отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без

помощи взрослого, поэтому тьюторское сопровождение для некоторых детей

может стать самым необходимым условием для получения образования,

которое должно быть прописано в рекомендациях ПМПК. Кроме этого,

может быть определена необходимость:

- создания индивидуального учебного плана (для дозирования учебной

нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного

включения ребенка в образовательный процесс);

- создания адаптированной образовательной программы, в том числе для

использования в психосоциальном развитии ребенка имеющихся

избирательных способностей;

- работы дефектолога по формированию необходимых учебных навыков и

проведению занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО);

- работы психолога по организации взаимодействия ребенка и его родителей

со всеми участниками образовательного процесса;

- работы учителя-логопеда по коррекции речевых расстройств и развитию

коммуникативной функции речи;

- зонирования пространства класса с выделением учебной зоны, зоны отдыха

и/или игровой и создания четкой и упорядоченной образовательной среды,

поддерживающей учебную деятельность ребенка;

- индивидуальной организации питания (по заявлению родителей –

принесенной из дома пищей с использованием одноразовой или личной

посуды). В связи с тем, что адаптированной основной образовательной

программы для этой категории детей не существует, ребенок с РАС может

обучаться по адаптированной образовательной программе (в

общеобразовательном классе) или, если школа создает отдельный класс для детей с РАС, по разработанной самой школой адаптированной основной

образовательной программе, учитывающей особенности детей.

          Для обучающихся с умственной отсталостью специальные

образовательные условия должны обеспечить максимальное преодоление

недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы,

подготовку к участию в производительном труде и социальную адаптацию.

Поэтому в заключении ПМПК должна предусматриваться работа

олигофренопедагога, учителя-логопеда, психолога и, при необходимости,

тьютора и обучение по адаптированной образовательной программе с использованием программы школ для детей с умственной отсталостью

(специальное коррекционное образовательное учреждение VIII вида).

           

          Таким образом, формирование модели инклюзивного образования

детей с ОВЗ – это создание для них беспрепятственной среды обучения,

приспособление образовательной среды к их нуждам и обеспечение для них

необходимой поддержки в целях совместного обучения (воспитания) детей с

ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений.

Реализация инклюзивного образования как инновации общего образования

требует от учителя, психолога, социального педагога не только, и не столько

знаний о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, умения

работать в разнородных и разноуровневых средах, построения

индивидуального учебного плана для любого учащегося, адаптивных

методов и приемов осуществления педагогической деятельности, реализации

компетентностного подхода в образовании. Для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо

разработать адаптивную образовательную программу, учитывающую

индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в

основу которой будет положена основная общеобразовательная программа

школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основная

общеобразовательная программа для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья.

Индивидуальный учебный план и адаптированные образовательные

программы

        Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе

основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной

основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ к которой

относится ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат

программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные

средства и формы организации обучения; формы организации учебного

процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые

образовательные потребности (способы организации коллективной учебной

деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения

заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы

контроля и оценки знаний, компетенций и многое другое).

           Адаптированная образовательная программа также предусматривает

включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования (индивидуальные и групповые

занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в

соответствии со специфическими психофизическими особенностями и

образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; при

необходимости включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая

ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

          Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ

может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных

потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ), а именно:

- индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы

организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и

психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые,

групповые);

адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной

образовательной программы организации;

- программы коррекционно-педагогической и психологической

направленности в соответствии со специфическими психофизическими

особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ

(программа логопедической работы, программа работы психолога,

программа работы дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога,

тифлопедагога), программы дополнительного образования детей,

включающие элементы программ специфических учебных предметов,

необходимые для компенсации нарушений.

Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и

индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с

рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами

психолого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога,

учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в

определении не степени готовности или неготовности ребенка, а

возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего

развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения. Учитель

создает условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать

самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью

учителя или одноклассников, т.е. должно происходить постоянное

преодоление грани между актуальным уровнем развития и «зоной

ближайшего развития ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и преп...

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы....

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...