Конспект семинара-практикума для педагогов детских домов на тему: «КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»
план-конспект

Смирнова Елена Владимировна

В содержании раскрыт алгоритм работы воспитателей детского дома по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_praktikuma_po_proforientatsii.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ «КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»

(для педагогов ГУ ЯО «Детский дом «Волжский»)

                                           автор составитель:

                                                                 Смирнова Елена Владимировна

                                              социальный педагог

                                                                      ГУ ЯО «Детский дом «Волжский»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов  в вопросах профессионального самоопределения воспитанников. Задачи: ознакомить педагогов с особенностями периода профессионального самоопределения в 2025 году в Ярославской области; предоставить практические советы и рекомендации педагогам  по оказанию помощи в профессиональном самоопределении воспитанников.

Форма проведения: семинар-практикум.

Ход мероприятия:

  

                                                                    «Выберите себе работу по душе,

                                                                и   вам не придётся работать

                                                               ни одного дня в своей жизни». 

Конфуций, древний мыслитель и

 философ Китая (551–-479 до н.э.)

Выбор профессии – основа самоутверждения человека в обществе. Одно из главных решений в его жизни.

Подумайте и ответьте на вопрос: Что нужно воспитанникам, чтобы сделать правильный и осознанный выбор?

Предположительные ответы: они должны знать сами себя, осознавать, чего хотят от жизни, понимать, что у них получается лучше всего, знать, какие профессии, относящиеся к сфере их интереса, позволят в будущем наилучшим образом реализоваться, требования, которые профессия предъявляет человеку.  

Ярославская область одна из передовых в области воспитания и образования подрастающего поколения, подготовки высококлассных специалистов.

 Одной из задач поставленной президентом РФ В.В. Путиным является защита суверенитета государства  в различных сферах жизни. Одними из которых являются промышленность и образование.

Многие предприятия перепрофилируются на нужды обороны, промышленности.

 Некоторые стратегически важные направления развития промышленности, по прогнозам экспертов на 2025 год:

Развитие высокотехнологичных отраслей: производство электроники, медицинского оборудования и систем автоматизации;  атомное и нефтегазовое машиностроение, авиационная промышленность и инфраструктура для воздушных перевозок, энергетическое машиностроение и услуги в сфере энергетики; цифровизация, фармация.

Много специалистов стали участниками СВО. Имеется острая нехватка в кадрах. В связи с чем, программы профессиональной подготовки студентов были пересмотрены, сроки обучения сокращены, значительно увеличено время на практику, преимущественно на базе потенциальных работодателей, увеличились целевые наборы, бизнес вкладывается в закупку современного оборудования.

В 2025 году Министерство образования увеличило контрольные цифры бюджетных мест на профессии, в которых остро нуждаются ведущие промышленные предприятия  региона: оператор-наладчик станков ПУ, мастер слесарных работ, сварщик, электромонтажник, специалисты в области IT технологий, конструктора и другие, сократив профессии гуманитарного характера и индустрии красоты: парикмахеров,  специалистов ногтевого сервиса, администраторов, специалистов в области туризма и гостеприимства.

Эти профессии вынесены на внебюджет, контрольные цифры которого, строго регламентируются Министерством образования Ярославской области.

По всей России вырабатывается единый стандарт профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов. Одним из проектов является «Билет в будущее», который уже интегрировал в образовательное и вне урочное пространство подрастающего поколения.

Создана платформа, информационный ресурс, которым могут пользоваться школьники, родители и педагоги, а также партнеры и работодатели https://bvbinfo.ru/profminimum

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей интегрированы в общее образовательное пространство, но имеют свою специфику: низкая мотивация, узость мировоззрения,  ограниченные возможности здоровья, социализированное расстройство поведения, отрицательный пример родителей, вредные привычки,  противопоказания к овладению профессией.

Профориентационную работу начинаем вести с 6 класса. Выбор профессии состоит из следующих этапов:

1 этап. Знакомство с миром профессий.  

Совместно с детьми обсуждаются:

  1. Какие профессиональные сферы существуют  
  2. Ключевые профессии в этих сферах
  3. Какие специалисты востребованы на рынке труда
  4. Какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям

           2 этап. Выявление личных интересов и склонностей

                Подумать о том:

  1. Чем Вы увлекаетесь
  2. Какая деятельность вызывает интерес
  3. Какой работой хотели бы заниматься

          3 этап. Определение собственных способностей, умений и навыков

                Выявить:    

  1. Отличительные способности
  2. Черты характера
  3. Особенности организма

          4 этап. Формулирование своих требований к будущей профессии

               Составить перечень личных ожиданий (образование, соответствие  профессиональному стандарту,  предприятие, режим  рабочего времени, ожидаемая зарплата, рабочее место, престиж работы).

          5 этап Выделение внешних и внутренних ограничений по выбору профессии.

             Определить:

  1. Особенности и противопоказания, связанные со здоровьем
  2. Ограничения, связанные с обстановкой в семье
  3. Место проживания, наличие общежития, возможность снимать жилое помещение.

         6 этап Формирование списка подходящих профессий

  1. Профессии, которые нравятся, по которым хотелось бы работать.
  2. Профессии, которые вызывают интерес, при этом, список может оказаться обширным.

         7 этап. Выбор наиболее удовлетворяющей профессии

  1. Проанализировать каждую профессию, попавшую в список из п. 6 по пунктам 2-5
  2. Начислить по 1 баллу за каждое совпадение
  3. Определить, какая из профессий наиболее близка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Привести примеры для каждого этапа.

Работа по профессиональному самоопределению подростков это комплексная работа всего педагогического коллектива. Активная работа по выбору профессии и учреждения образования, выстраивания образовательного маршрута начинается для обучающихся 8-9 класса.

В этот период в большом количестве организуются экскурсии на предприятия города, в учебные заведения, мастер-классы и профессиональные пробы, позволяющие расширить представления детей о многообразии профессий, касающихся различных профессиональных сфер.

Диагностикой личных интересов, склонностей и способностей, определением умений и навыков занимается педагог- психолог, который дает рекомендации воспитателям для ознакомления детей с профессиональными сферами и перечнем профессий.

Воспитатели знакомят несовершеннолетних с профессиональными сферами деятельности, профессиями; навыками и способностями, которые необходимы для овладения конкретной профессией, учебными заведениями региона, информационными ресурсами по поиску информации по профессиональному самоопределению.

1. Государственное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки  «Ресурс», (4852) 72-95-00;   Почтовый адрес:  150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, д.13/67. https://vk.com/prof_resurs

2. Платформа «Билет в будущее» , https://bvbinfo.ru/profminimum

3. Сборник «Куда пойти учиться? 2024-2025 гг»

4. сайты учебных заведений, колледжей, в разделе приемная кампания ( или абитуриенту), где указаны контрольные цифры бюджетных и внебюджетных мест, аннотации профессий, с иллюстрацией рабочего места и особенностями работы.

        Задача социального педагога, на основе психологического заключения, разобрать  с подростком наиболее подходящие профессии, учесть все «подводные камни», а именно:

  • медицинские противопоказания к овладению профессией, допуску к ней.
  • наличие общежития
  • возможности снятия жилого помещения
  • оценка личных возможностей подростка, его интересов, склонностей и способностей
  • востребованность профессии на рынке труда, возможность последующего трудоустройства
  • наличие бюджетных мест в учебных заведениях
  • перечень документов, необходимых для зачисления ( наличие аттестата/ свидетельства для ОВЗ 8 вида, справок 86-у формы и т.п.)
  • вступительные испытания
  • проходной балл воспитанника
  • возможность параллельно проходить практику (дуальное обучение), получить дополнительную профессию
  • оформление раздельного проживания с законным представителем
  • взаимодействие с учебными заведениями по вопросам компенсации выплат за питание, проезд
  • определение основного и запасного вариантов поступления
  • сбор пакета документов для основного и запасного вариантов поступления.
  • устройство в колледжи и вузы.

Важно помнить, что воспитанники переходят на следующий жизненный этап, испытывают стресс и растерянность, страх перед неизвестным будущим. Поэтому очень важна поддержка и внимание со стороны каждого  взрослого.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума "Как поставить детский танец"

Конспект семинара-практикума в помощь  работникам культуры сельских Культурно-досуговых объединений при подготовке танцевальных коллективов к районному фестивалю-конкурсу "Хочу стать звездой"...

Конспект семинара-практикума для педагогов по проектированию исследовательской деятельности

Конспект актуален для педагогов основного и дополнительного образования, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью с учащимися....

Памятка родителям .Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении?

В сложный период  в жизни подростка,  когда он сталкивается  с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути необходима помощь родителей. В памятке подробно расписаны действия родителей ...

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.

Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...