Конспект семинара-практикума для педагогов детских домов на тему: «КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»
план-конспект
В содержании раскрыт алгоритм работы воспитателей детского дома по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ «КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»
(для педагогов ГУ ЯО «Детский дом «Волжский»)
автор составитель:
Смирнова Елена Владимировна
социальный педагог
ГУ ЯО «Детский дом «Волжский»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах профессионального самоопределения воспитанников. Задачи: ознакомить педагогов с особенностями периода профессионального самоопределения в 2025 году в Ярославской области; предоставить практические советы и рекомендации педагогам по оказанию помощи в профессиональном самоопределении воспитанников.
Форма проведения: семинар-практикум.
Ход мероприятия:
«Выберите себе работу по душе,
и вам не придётся работать
ни одного дня в своей жизни».
Конфуций, древний мыслитель и
философ Китая (551–-479 до н.э.)
Выбор профессии – основа самоутверждения человека в обществе. Одно из главных решений в его жизни.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что нужно воспитанникам, чтобы сделать правильный и осознанный выбор?
Предположительные ответы: они должны знать сами себя, осознавать, чего хотят от жизни, понимать, что у них получается лучше всего, знать, какие профессии, относящиеся к сфере их интереса, позволят в будущем наилучшим образом реализоваться, требования, которые профессия предъявляет человеку.
Ярославская область одна из передовых в области воспитания и образования подрастающего поколения, подготовки высококлассных специалистов.
Одной из задач поставленной президентом РФ В.В. Путиным является защита суверенитета государства в различных сферах жизни. Одними из которых являются промышленность и образование.
Многие предприятия перепрофилируются на нужды обороны, промышленности.
Некоторые стратегически важные направления развития промышленности, по прогнозам экспертов на 2025 год:
Развитие высокотехнологичных отраслей: производство электроники, медицинского оборудования и систем автоматизации; атомное и нефтегазовое машиностроение, авиационная промышленность и инфраструктура для воздушных перевозок, энергетическое машиностроение и услуги в сфере энергетики; цифровизация, фармация.
Много специалистов стали участниками СВО. Имеется острая нехватка в кадрах. В связи с чем, программы профессиональной подготовки студентов были пересмотрены, сроки обучения сокращены, значительно увеличено время на практику, преимущественно на базе потенциальных работодателей, увеличились целевые наборы, бизнес вкладывается в закупку современного оборудования.
В 2025 году Министерство образования увеличило контрольные цифры бюджетных мест на профессии, в которых остро нуждаются ведущие промышленные предприятия региона: оператор-наладчик станков ПУ, мастер слесарных работ, сварщик, электромонтажник, специалисты в области IT технологий, конструктора и другие, сократив профессии гуманитарного характера и индустрии красоты: парикмахеров, специалистов ногтевого сервиса, администраторов, специалистов в области туризма и гостеприимства.
Эти профессии вынесены на внебюджет, контрольные цифры которого, строго регламентируются Министерством образования Ярославской области.
По всей России вырабатывается единый стандарт профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов. Одним из проектов является «Билет в будущее», который уже интегрировал в образовательное и вне урочное пространство подрастающего поколения.
Создана платформа, информационный ресурс, которым могут пользоваться школьники, родители и педагоги, а также партнеры и работодатели https://bvbinfo.ru/profminimum
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей интегрированы в общее образовательное пространство, но имеют свою специфику: низкая мотивация, узость мировоззрения, ограниченные возможности здоровья, социализированное расстройство поведения, отрицательный пример родителей, вредные привычки, противопоказания к овладению профессией.
Профориентационную работу начинаем вести с 6 класса. Выбор профессии состоит из следующих этапов:
1 этап. Знакомство с миром профессий.
Совместно с детьми обсуждаются:
- Какие профессиональные сферы существуют
- Ключевые профессии в этих сферах
- Какие специалисты востребованы на рынке труда
- Какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям
2 этап. Выявление личных интересов и склонностей
Подумать о том:
- Чем Вы увлекаетесь
- Какая деятельность вызывает интерес
- Какой работой хотели бы заниматься
3 этап. Определение собственных способностей, умений и навыков
Выявить:
- Отличительные способности
- Черты характера
- Особенности организма
4 этап. Формулирование своих требований к будущей профессии
Составить перечень личных ожиданий (образование, соответствие профессиональному стандарту, предприятие, режим рабочего времени, ожидаемая зарплата, рабочее место, престиж работы).
5 этап Выделение внешних и внутренних ограничений по выбору профессии.
Определить:
- Особенности и противопоказания, связанные со здоровьем
- Ограничения, связанные с обстановкой в семье
- Место проживания, наличие общежития, возможность снимать жилое помещение.
6 этап Формирование списка подходящих профессий
- Профессии, которые нравятся, по которым хотелось бы работать.
- Профессии, которые вызывают интерес, при этом, список может оказаться обширным.
7 этап. Выбор наиболее удовлетворяющей профессии
- Проанализировать каждую профессию, попавшую в список из п. 6 по пунктам 2-5
- Начислить по 1 баллу за каждое совпадение
- Определить, какая из профессий наиболее близка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Привести примеры для каждого этапа.
Работа по профессиональному самоопределению подростков это комплексная работа всего педагогического коллектива. Активная работа по выбору профессии и учреждения образования, выстраивания образовательного маршрута начинается для обучающихся 8-9 класса.
В этот период в большом количестве организуются экскурсии на предприятия города, в учебные заведения, мастер-классы и профессиональные пробы, позволяющие расширить представления детей о многообразии профессий, касающихся различных профессиональных сфер.
Диагностикой личных интересов, склонностей и способностей, определением умений и навыков занимается педагог- психолог, который дает рекомендации воспитателям для ознакомления детей с профессиональными сферами и перечнем профессий.
Воспитатели знакомят несовершеннолетних с профессиональными сферами деятельности, профессиями; навыками и способностями, которые необходимы для овладения конкретной профессией, учебными заведениями региона, информационными ресурсами по поиску информации по профессиональному самоопределению.
1. Государственное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», (4852) 72-95-00; Почтовый адрес: 150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, д.13/67. https://vk.com/prof_resurs
2. Платформа «Билет в будущее» , https://bvbinfo.ru/profminimum
3. Сборник «Куда пойти учиться? 2024-2025 гг»
4. сайты учебных заведений, колледжей, в разделе приемная кампания ( или абитуриенту), где указаны контрольные цифры бюджетных и внебюджетных мест, аннотации профессий, с иллюстрацией рабочего места и особенностями работы.
Задача социального педагога, на основе психологического заключения, разобрать с подростком наиболее подходящие профессии, учесть все «подводные камни», а именно:
- медицинские противопоказания к овладению профессией, допуску к ней.
- наличие общежития
- возможности снятия жилого помещения
- оценка личных возможностей подростка, его интересов, склонностей и способностей
- востребованность профессии на рынке труда, возможность последующего трудоустройства
- наличие бюджетных мест в учебных заведениях
- перечень документов, необходимых для зачисления ( наличие аттестата/ свидетельства для ОВЗ 8 вида, справок 86-у формы и т.п.)
- вступительные испытания
- проходной балл воспитанника
- возможность параллельно проходить практику (дуальное обучение), получить дополнительную профессию
- оформление раздельного проживания с законным представителем
- взаимодействие с учебными заведениями по вопросам компенсации выплат за питание, проезд
- определение основного и запасного вариантов поступления
- сбор пакета документов для основного и запасного вариантов поступления.
- устройство в колледжи и вузы.
Важно помнить, что воспитанники переходят на следующий жизненный этап, испытывают стресс и растерянность, страх перед неизвестным будущим. Поэтому очень важна поддержка и внимание со стороны каждого взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума "Как поставить детский танец"
Конспект семинара-практикума в помощь работникам культуры сельских Культурно-досуговых объединений при подготовке танцевальных коллективов к районному фестивалю-конкурсу "Хочу стать звездой"...

Конспект семинара-практикума для педагогов по проектированию исследовательской деятельности
Конспект актуален для педагогов основного и дополнительного образования, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью с учащимися....

Памятка родителям .Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении?
В сложный период в жизни подростка, когда он сталкивается с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути необходима помощь родителей. В памятке подробно расписаны действия родителей ...

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.
Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...


