Познавательная игра посвященная Конвенции по правам ребенка "Закон и детство: правила жизни"
материал

Долгова Татьяна Семеновна

Познавательная игра посвященная Конвенции по правам ребенка "Закон и детство: правила жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_i_detstvo_2025.odt64.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий познавательной игры  «Закон и детство: правила жизни»

Участники: учащиеся 6-11 классов.

 Цель мероприятия:

Формирование правовой культуры школьников через активное вовлечение участников в игровое пространство, где ребята смогут узнать больше о правах ребёнка, закреплённых Конвенцией ООН о правах ребенка, и обязанностях школьника.

Задачи мероприятия:

- Повысить уровень знаний обучающихся о правах и обязанностях несовершеннолетних.

- Развивать умение анализировать ситуации, применять знания законов на практике.

- Формировать уважение к правам других людей, воспитывать чувство ответственности и гражданской позиции.

- Создать условия для развития творческих способностей и командной работы.

План проведения

Количество участников: 4 команды (по 6-8 человек); учащиеся 6-11 классов.

Этап I. Организационный момент.

        Здравствуйте ребята и уважаемые педагоги!

        Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о важной теме — правах и обязанностях каждого несовершеннолетнего гражданина нашей страны. Почему эта тема особенно актуальна сегодня?

Современная жизнь предъявляет высокие требования ко всем нам, особенно к детям и подросткам. Каждый день вы сталкиваетесь с новыми ситуациями, где важно понимать свои права и обязанности. Сегодня мы поговорим именно об этом — о ваших правах, гарантированных международным документом, который называется «Конвенция ООН о правах ребёнка».

Конвенция была принята 20 ноября 1989 года специально для того, чтобы защитить интересы детей во всём мире, обеспечить каждому ребёнку достойную жизнь, развитие и возможность реализовать себя.

Но кроме прав существуют также и обязанности, соблюдение которых позволяет строить гармоничное общество и поддерживать порядок вокруг нас. Мы обсудим, какие обязанности возложены на вас как на юных граждан нашего государства, и как эти обязанности помогают формировать ваше сознание и поведение.

        Мы начинаем увлекательную познавательную игру «Закон и детство: правила жизни». Эта игра поможет вам лучше разобраться в своих правах и обязанностях, узнать много нового и интересного, проявить смекалку и творческие способности.

        Сегодня участвуют четыре команды: Всезнайки, Знатоки, Правоведы, Эрудиты. Каждая команда покажет свою эрудицию, умение быстро принимать правильные решения и творчески мыслить. Игра будет проходить в несколько интересных этапов:

  • 🎯 Викторина: проверка знаний основных положений Конвенции и законов РФ о защите прав детей.
  • 🧩 Ребусы: решение тематических ребусов и головоломок, связанных с темой прав и обязанностей.
  • ✨ Творческий конкурс: создание плакатов или рисунков, отражающих важность соблюдения прав и выполнения обязанностей детьми.
  • ⚖️ Решение правовых кейсов: практическое применение полученных знаний через разбор реальных ситуаций, касающихся прав и обязанностей несовершеннолетних.

        Победителем станет команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов. Желаем всем участникам удачи, вдохновения и ярких побед!

Итак, объявляем старт интеллектуальной игры «Закон и детство: правила жизни»!

Но сначала посмотрим видеоролик и вспомним какие права имеют дети с рождения.

Просмотр видеоролика.

Этап II. Викторина «Знаешь ли ты закон?»

Команды отвечают на вопросы ведущего по очереди. Каждый верный ответ приносит команде один балл.

Людмила Николаевна - игра

Этап III. Ребусы «Разгадай право!».

 

1) Каждой команде выдаётся набор карточек-ребусов, связанных с правами детей. Команды решают задания одновременно. Каждая разгаданная головоломка оценивается одним баллом.

№1. Право на отдых и досуг

🎡 (качели) + 🌟 (звезда) = Отдых и развлечения

№2. Право на защиту от насилия

⚔️ (меч) + ❌ (запретительный знак) = Запрещено насилие

№3. Право на бесплатное образование

✏️ (ручка) + ✅ (галочка) = Бесплатное обучение

№4. Право на медицинскую помощь

🏥 (больница) + 💉 (шприц) = Медицинская помощь

№5. Право на свободу слова

👋 (рука вверх) + 🗣️ (громкоговоритель) = Свобода выражения мнения

№6. Право на неприкосновенность жилища

🏠 (дом) + 🔐 (замок) = Личная территория

№7. Право на получение информации

📚 (книга) + 🕊️ (очки) = Доступ к знаниям

№8. Право на участие в культурной жизни общества

🎭 (театр) + 🎵 (ноты) = Культура и искусство

2) «Собери картинку и угадай право ребенка».

        

Каждой команде дается картинка разрезанная на части и нужно ее собрать и угадать по рисунку — какое право изображено.

1 картинка — Право на отдых.

2 картинка — Право на заботу и жизнь в семье.

3 картинка — Право на медицинскую помощь.

4 картинка — Право на защиту от насилия.

Людмила Николаевна - игра

Этап IV. Творческое задание «Напиши свои обязанности»

Командам предлагается написать как можно больше обязанностей несовершеннолетнего учащегося.

 Побеждает та команда, которая больше всех напишет своих обязанностей.

Этап V. Кейсы «Правовая консультация»

Каждой команде зачитывается жизненная ситуация. Задача команды — обсудить проблему, предложить пути её разрешения и обосновать свою позицию.

 1 ситуация: Андрей ушел гулять после школы на улицу, зашел к другу и заигрался. Когда он возвращался домой, то было уже 23.00. Какой закон был нарушен подростком? Какой опасности он подвергается в позднее время суток, какое право нарушается?

2 ситуация: К Кате на улице подошел незнакомый человек и предложил подарить ей котенка, но для этого девочке нужно было пойти вместе с ним в соседний дом. Как должна поступить девочка? Какое право может быть нарушено?

3 ситуация: Вы шли по улице и у своего дома или подъезда увидели незнакомую коробку или сумку. Что нужно сделать, куда обратиться? Какое право может быть нарушено?

4 ситуация: Девочка жила в отдаленном поселке и до школы ее довозил рейсовый автобус. Но когда наступала дождливая осень, дороги размывало, и девочка не могла добраться до школы. Какое право нарушено?

Игра — Лариса Юрьевна

Этап VI. Закрепление «Отгадай загадку — узнаешь право ребенка»

Дорогие ребята вот и подходит наша к завершению наша викторина. Пока жюри подсчитывает баллы у вас есть возможность заработать дополнительные баллы своей команде. Для этого вы должны отгадать загадки:

1. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

 Вы запомните одно –

Бить людей ……...запрещено. (право на защиту, безопасность жизни)

2. Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …      (образование)

3. Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …    (имя)

4. Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …  (отдых)

5. Родителей любит малыш,
Вместе живут, вместе дружат.
Семья — вот твой дом и уют,
И самое важное право тут.
   (Право на семью)

6. Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …    
(врач)

7. Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …        
(жильё)

8. Без него никто не живёт,
Его охраняет закон.
Ты родился — значит, дано тебе
Самое главное право…
  (Право на жизнь)

Молодцы, вы хорошо справились!

И в знак того, что все вы разные, но у всех вас есть одинаковые права записанные в Конвенции «О правах ребенка» я предлагаю вам взять разноцветные ладошки и прикрепить их на Дерево Жизни.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает набранные командой очки, объявляет победителя. Ведущий благодарит всех участников, вручает памятные призы победителям и поощрительные награды остальным участникам.

ЖЮРИ

Команда

1. Викторина «Знаешь ли ты закон?»

2. Ребусы «Разгадай право!».

3. «Собери картинку и угадай право ребенка».

4. «Напиши свои обязанности»

5. Кейсы «Правовая консультация»

ЭРУДИТЫ

ВСЕЗНАЙКИ

ПРАВОВЕДЫ

ЗНАТОКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры Знатоки Конвенции о правах ребёнка 7-8 класс

Сценарий игры Знатоки Конвенции о правах ребёнка  7-8 класс...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Общешкольное мероприятие посвященное Дню защиты прав инвалидов: «Планета Детства»

Выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся; формировать добрые взаи...

Интеллектуально-познавательная игра, посвященная году науки и современных технологий в России: «Наука и труд - дивные всходы дают»

День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук. И сегодня Россия занимает лидирующ...

Общешкольное мероприятие "Квест игра по Конвенции о правах ребенка"

ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников. 1.    Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.2.    Продолжить формир...

Интеллектуально - познавательная игра, посвященная юбилею Ризы Фахретдина «Что? Где? Когда?»

Пояснительная записка.   Интеллектуально – познавательная игра «Что? Где? Когда?» по жизни и творчеству Ризы Фахретдина составлена с целью интеллектуально – познавате...