внеклассные занятия «Мы гордимся тобою, Россия!»
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Котомина Светлана Владимировна

Проведение занятия приурочено ко Дню Конституции РФ. Возвеличивается историческое прошлое России, прослеживаются славные страницы нашей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Мы гордимся тобою, Россия!»96.15 КБ

Предварительный просмотр:

     ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа»

                     Модель внеклассного мероприятия

             

                           

           

 Выполнила:   Котомина С.В.

                                             декабрь 2012г.

 «Мы гордимся тобою, Россия!»

Цели:

·        Образовательная:

  • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению;
  •  повысить информационную грамотность учащихся;
  • расширить представления учащихся о родной стране.

 

·        Развивающая: 

  •   развивать  познавательный  интерес  к историческому наследию прошлого России;
  •   умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  •   развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи,

·        Воспитательная:

  • воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны и бережному отношению к своей Родине.  
  • формирование чувства гордости за свою Родину.
  • воспитание гражданственности и патриотизма

Оборудование:  мультимедийный проектор,  мультимедийная презентация, Конституция РФ, РТ, изображение флага России, герба, портрет президента, выставка детских рисунков “Моя Родина”, воздушные шары красного, синего, белого цветов, :  плакат   «Мы гордимся тобою, Россия!», матрёшка, ромашка.

Аннотация:

   

Проведение занятия приурочено ко Дню Конституции РФ. Возвеличивается историческое прошлое России, прослеживаются славные страницы нашей истории.

Автор

Котомина  Светлана Владимировна

Место работы:

ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа»

Должность:

воспитатель

 

Место проведения:

актовый зал

 

 

 

 

Ход занятия.

Звучит колокольный звон из песни И.Талькова «Россия». (Постепенно стихает)    

 

Чтец. О России петь – что

                   стремиться в Храм.

         По лесным горам, полевым

                   коврам…

         О России петь – что весну

                   встречать,

         Что невесту ждать, что

                   утешить мать…

         О России петь – что тоску

                   забыть,

         Что любовь любить, что

                   бессмертным быть! (И.Северянин)

Ведущий.  Русь, Россия, Родина…Эти три слова слились для нас воедино.

  Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

    Рады приветствовать вас на занятии  «Мы гордимся тобою, Россия!»

Уважаемые   гости,  ребята!  Сегодня  мы  собрались  с  вами  для  того,  чтобы    поговорить  о  самой  красивой  стране -  России,     её  символах,   о   преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу и  гордости  за их прошлое и настоящее.

                                              Клип Сергея Трофимова «Родина»

 

Чтец 1:  Давным-давно,  в  далёкие  времена  жили-были  добрые  молодцы – могучие  богатыри  русские  и  девицы – красавицы.  А  у  них  были  добрые  матушки  и мудрые  батюшки.  Умели  они  пахать  да  косить,  дома-терема  рубить,  умели  и  холсты  ткать,  узорами  их  вышивать,  а  также  Родину  свою  защищать  от  нашествий  вражеских.  В  ту  пору  государство  называлось  Киевская  Русь,  так  как  столица  была  в  Киеве,  а  не  в  Москве,  как  сейчас.

Чтец 2:  В  конце  11  века  появилось  новое  имя  у  Русского  государства -  Россия.  Оно  впервые  встречается  в  летописях,  составленных  при  царе  Иване  I I I.  Тогда  часто  употреблялось  название  «Россия»  наряду  с  прежними  названиями  «Русь»,  «Русская  земля»,  но  со  временем  оно  стало  употребляться  без  этих  старых  названий.

                                      Просмотр видео «Сказка о России»

Чтец 1:   - Ребята, я хочу стать героем, научите меня!

Чтец 2: - А ты внимательно слушал и смотрел? Ведь в народе говорят: "Кто стоит за народ, того народ героем зовёт".

Чтец 1: Давай, мы расскажем тебе ещё немного из истории нашего народа.

Чтец 3:  - Любовь к родному Отечеству и святая ненависть к её врагу была несокрушимой тысячелетней традицией русского народа. Знаешь ли ты, как жилось на Руси 10 веков тому назад?

Чтец 1: -  Знаю, Русь всегда была богатой и красивой.

Чтец 2: - Да, только не было в той Руси единения да согласия. Были те княжества Российские разрозненные: в Новгороде, Ростове и Киеве, в Галиче, Пскове и Муроме восседал свой князь-богатырь со своею дружиною.

Чтец 3: -  А враги половецкие, да хан Мамай своими набегами русичей очень мучили: забирали всё, что в поле росло, уводили в плен женщин да детей малых.

Чтец 1: -  Да, есть чего испугаться, уж очень страшную картину вы нарисовали …

Чтец 2: -  Вот тогда и решили князья, и народ простой вместе встать - выступать. Да свободу отстаивать!

Чтец 1: -  Да, я вспомнил, тогда князь Александр возглавил сражение, и назвали его потом Александром Невским.

Чтец 3: - А теперь вспомним про Бородинское сражение. Кстати, в этом году исполнилось 200 лет со дня этого сражения

Чтец 1: - И знаю,    что в 1812 году на Россию напал Наполеон, -

Чтец 2:  - Правильно, в 1812 году решил Наполеон завоевать землю Русскую, но на защиту Родины встали все как один люди русские.

Ведущая: - Мы, как раз  две недели назад побывали  в краеведческом музее, где познакомились с Шуйской поэтессой - Татьяной Литвиновой.  

Чтец 1: - Да. И там прозвучала баллада, написанная ею  «Воспоминания об Отечественной войне 1812 года».

                                     

(Показ слайдов об экскурсии и встрече с поэтессой).

Чтец  1:             Оглянись  на  предков  наших,

                            На  героев  прошлых  лет,

                            Вспоминай  их  добрым  словом.

                            Слава  им,  борцам  суровым!

                            Слава  нашей  стороне!

                            Слава  русской  старине!

                            Времена  теперь  другие,

                            Как и  мысли,  и  дела.

                            Далеко  ушла  Россия

                            От  страны,  какой  была.

                            Умный  сильный  наш  народ

                            Свою  землю  бережёт.

                            А  преданья  старины

                            Забывать  мы  не  должны!

(Звучит минусовка группы Любэ «Берёзы»)

Чтец  2:              Люблю  дымок  спалённой  жнивы,

                            В  степи  ночующий  обоз

                            И  на  холме  средь  жёлтой  нивы

                            Чету  белеющих  берёз.

                            Ты  для  того,  берёзонька,  красива

                            И  в  полдень  жаркий,  и  в  час  росы.

                            Что  без  тебя  немыслима  Россия

                            И  я  не  мыслим  без  твоей  красы.    (М. Ю. Лермонтов, «Родина» -отрывок) 

Ведущий:      Берёзку  милую,  родную  издавна  считают  символом  России,  символом  Родины.  Берёзка  воспета  в  поэзии  и  прозе,  в  музыке,  живописи  и  фольклоре.  Россия  и  берёза!  Эти  два  понятия  неразделимы.

Чтец  3:       Красавицей  русских  лесов  называют  люди  берёзу.  Стройная,  с  тонкими  длинными  ветвями  и  раскидистой  кроной,  она  привлекательна  во  все  времена  года.  О  берёзе  сложено  много  песен,  былин,  преданий,  создано  много  живописных  картин.  Её  все  знают,  это  самое  распространенное  дерево.  Символ  и  гордость  русского  народа.  

                            На  поляне,  на  пригорке,

                            Под  окном  среди  полей

                            Белокурая  берёзка –

                            Символ  Родины  моей.

Ведущий:     Какое  это  милое  очаровательное  дерево!  Ни  одно  из  деревьев  не  вмещает  столько  понятий  и  сравнений.  Всматриваясь  в  берёзовый  лес,  вспоминаешь  трудовые  мозолистые  руки  наших  людей,  молодые  берёзки  напоминают  девочек,  стройных,  с  гибкой  талией, с  русыми  косами.

Чтец 4:            (читает  стихотворение  С.Есенина  «Берёза»)

                               Белая  берёза  под  моим  окном

                               Принакрылась  снегом  точно  серебром.

                               На  пушистых  ветках  снежною  каймой

                               Распустились  кисти  белой  бахромой.

                               И  стоит  берёза  в  сонной  тишине.

                               И  горят  снежинки  в  золотом  огне.

                               А  заря  лениво,  обходя  кругом,

                               Обсыпает  ветки  новым  серебром.

Ведущий:     Наша  Родина – Россия – большая,  великая  страна.  Долины  и  горы,  леса  и   степи,  реки  и  моря,  города  и  деревни,  тёплые  края  и  холодные – это  наша  страна,  наша  Родина.        На территории нашей страны проживает более 100 различных народов — больших и малых. Все они имеют свои обычаи и язык. И каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием РОССИЯ. Наша страна не делит свои народы на плохие и хорошие. Посмотрите, ведь в вашей группе нет одинаковых ребят, и педагог не делит вас по национальности. Человека в нашей стране оценивают, любят и уважают за его дела. Чем больше хороших дел ты сделаешь, тем больше будет у тебя друзей. Если ты станешь великим ученым или спортсменом, тобой будут гордиться все россияне, и каждый будет говорить: «Это наш! Какой молодец! Мы им гордимся!»

Когда на нашу Родину напали фашисты, все народы встали на защиту своего отечества – русские, дагестанцы, якуты, татары, украинцы, чуваши, чеченцы... Поэтому мы и победили в Великой Отечественной войне.

 Давайте  вспомним Великую Отечественную. Спасибо хочется сказать всем тем, кто подарил нам мирное небо над головой,  Низкий поклон всем ветеранам Великой Отечественной.

                         

Просмотр видео   «Хроника Великой Отечественной»

     

Ведущий.     Горевать нашему народу пришлось немало.

Чтец 1.   (на фоне военной музыки)

                   Шли женщины, и на плечах – лопаты:

                   окопы рыть под городом Москвой.

                   Страна смотрела на меня с плаката,

                   седая, с непокрытой головой.

Чтец 2.  Она звала меня глазами строгими,

                   сжав крепко губы, чтоб не закричать.

                   И мне казалось, что похожа Родина

                    на тётю Дашу из квартиры пять.

                                                                (А.Ахматова «Реквием»)

Просмотр видео    Фильм «Ужасы второй  мировой войны».

Ведущий:  Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.  

Песня «Закаты алые» с клипом

(исп. ведущий и дети)

  1. Перед боем тихие, теплые вечера
    И покрыт тревожною сон тишиной
    У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
    И письмо от мамы с собой

    Здесь всю ночь горела звезда одинокая
    И туман прозрачный лежит у реки
    Здесь березы белые, травы высокие
    Враг не должен дальше пройти

    Припев:
    А закаты алые, алые, алые
    Перед боем выстрелы не слышны...
    Не об этом вместе с тобою мечтали мы
    За четыре дня до войны...

    Полыхнули взрывы и небо обрушилось
    Солнца не видать - прячет дыма стена
    Спят березы белые, травы высокие
    Забрала вас, мальчики, война

    Отстояли Родину в годы суровые
    Нет следов далеких, дорог боевых
    Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
    Имена героев своих...

    Припев:
    А закаты алые, алые, алые
    Перед боем выстрелы не слышны...
    Не об этом вместе с тобою мечтали мы
    За четыре дня до войны...

    Припев:
    А закаты алые, алые, алые
    Перед боем выстрелы не слышны...
    Не об этом вместе с тобою мечтали мы
    За четыре дня до войны...

Чтец 1.      Великая Отечественная была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как люди выстояли в той войне?

  Ответ прост: они так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять её.

Ведущий. Мы гордимся нашей страной – страной великих побед и завоеваний. А совсем недавно   произошло значимое для всех нас событие – Россия получила право принимать зимние Олимпийские игры в Сочи.  

                                               


— Нам нужна Россия сильная!
   Молодая и спортивная!
   Ловкая, умелая!
   Дерзкая и смелая!
                                                               
Физкультминутка

(клип «Давай Россия!»)

 

Ведущий. - А какие ещё вы знаете символы России.

Чтец 1.    Национальным цветком на Руси всегда считалась ромашка. Это милый и скромный цветок, похожий на удивлённые глаза. Они смотрят в небо, стараясь понять движения облаков, звёзд, планет, разгадать самые сокровенные тайны бытия.

(Слайды из музея Бурылина, куда мы ездили на день семьи летом)

Чтец 2.    Сто лет назад известный мастер  Игрушку чудную создал…  

            Конечно же, эти слова о матрёшке. Уникальной игрушке, которая наряду с русской берёзкой, ромашкой стала символом нашей страны, России. 

( Звучит музыка «С чего начинается Родина», муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

Ведущий.         Откуда начинается Россия?

 Чтец 1.             С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

                            О чём грустят глаза её степные

                            Над камышами всех её озёр?

Чтец 2.         Россия начинается с пристрастия к труду,

                            к терпенью,

                            к правде,

                            к доброте.

                            Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

                            Она горит и светит в темноте.

Чтец 1.         Отсюда все дела её большие,

                            Её неповторимая судьба.

                            И если ты причастен к ней – Россия

                            Не с гор берёт начало, а с тебя. (В.Боков)

Ведущий.           Родина начинается с той улицы, где живут верные друзья,  там где  ты    встречаешься с первыми радостями и трудностями, где находишь верных товарищей и учишься делить радость и горе.  У каждого человека есть своя Родина – край, где он родился и где всё особенное, прекрасное, родное.

(Слайд -  карта Ивановской области)

 - Ребята, а в какой области мы проживаем?

- Какой город является главным городом Ивановской области?

А чем славится наш край (текстилем).  

Слово «ситец» для нас такое русское и родное, роднее – не сыщешь. Особенно для     шуян, ведь наш город – это ситцевое царство, а дворец в нём – крупнейшее предприятие в России «Шуйские ситцы». (Помните, об этом мы узнали во время экскурсии в детскую библиотеку на   театрализованном представлении    «Пока ниточку мотаем – историю Шуйского ситца узнаем»)

(Слайды с экскурсии)

 

Фильм о Шуе «Капелька России – Шуя»

Ведущий.           - Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?

Ученик 1.  Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане России.

Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Ученик 2.   Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.

Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Этот день стал всенародным праздником.

Ученик 3.   Что сказано в нашей Конституции?

В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя.

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов

Как вы думаете, когда у человека появляются права, которые закреплены нашим основным документом Конституцией?

Итак, когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, на гражданство, образование, медицинское обслуживание, свободу, отдых, труд и т.д.

С 18 лет вы будете обладать  всеми правами, прописанные в  Конституции .

А разве  у человека только есть права?

Есть у нас с Вами и обязанности.  

Главная наша обязанность соблюдать законы, хорошо учиться, выбрать профессию и стать достойными гражданами своей Родины.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

Президент России – гарант Конституции. Он следит за выполнением гражданами законов государства

Ведущий: Посмотрите на карту, наша Родина велика, так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда на Московских часах 3 часа дня, то на Камчатке полночь.

- Какой город является столицей нашей необъятной родины? (ответ)

- Почему необъятной? (ответ)

Ведущий:  Если пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и жаркие пустыни. Холодную тундру и вольные степи. И пусть поет русский народ главную песню страны — Гимн нашей Родины.

                             Видео  «Гимн России» (все встают)

                                       (выходят три девочки)

1-я. Что всего ярче?

Все. Солнце красное!

2-я. Что всего чище?

Все. Звёзды ясные!

3-я. Что всего краше?

Все. Россия – матушка наша!

                     

                                                   Танец «Моя Россия»

А теперь проверим все, что вы запомнили

          Закрепление.                    Викторина      

Чтец.    стихотворение « Люблю тебя моя Россия».

 

Люблю тебя, моя Россия!

Горжусь тобой, моя страна!

Я чувствую себя счастливой

Ведь воспитала ты меня….

Всё потеряв, ты не сломалась

Прошла обрыв, не сорвалась

Врагу людскому не досталась

На лесть и ложь не повелась.

Сражалась ты и победила

Пусть через множество смертей

Но ты врагов к нам не пустила

И это стоит тех потерь!

Народ сражался диким зверем

Ведь на кону – своя страна

Он не отчаялся…. Он верил

За это честь ему, хвала!

Ты в трудный час их не бросала

Своей кольчугой сберегла

Стальным мечом ты убивала

Своим щитом ты помогла.

Твои леса, поля и степи

Так дороги и любы мне

Про подвиг твой и песни спеты

Сложились мифы о тебе.

Ах, как люблю тебя, Россия!

Ах, как горжусь тобой, страна!

Ты – моя родина, ты – сила!

Моя священная земля!

 

Ведущий 1.   Пока мы чтим   традиции  наших предков и передаём их из поколения в поколение, мы сильны духом, мы – народ!

 

 

 

 

                                           

     Слайды  с семинара «Победа на Чудском озере».

28 апреля 2012г. Студенты отряда РАДОС провели для наших ребят 1-5 классов семинар на тему «Победа на Чудском озере». В конце вам было предложено запечатлеть свои впечатления на данную тему. В КОНТАКТЕ в группе, где выложены ваши работы конкурс продолжается. И пока лидируют работы Влада Фомина, Кирилла и Амины. Вскоре будут подведены итоги. И независимо от того кто будет победителем, все ребята, чьи работы представлены на конкурсе МОЛОДЦЫ!

Список используемой литературы.

Видяева А. Интернет-журнал «Монтессори» «С чего начинается Родина?»

Иванов А. Моя Родина – Россия. - Питер, 2012.

Ишимова А.О.  История России в рассказах для детей. – М: Современник, 2006.-575с.

Меркушева О. Мы живём в России: история городов. – М: ОЛМА Медиа групп, 2007.-94с.

Степанов В. Наша Родина-Россия. Стихи.-  Русич, 2008.

Россия: энциклопедия. М: РОСМЭН, 2009.-120с.

В разработке использованы стихотворения В.Фирсова, И.Северянина, С.Есенина, В.Бокова, К.Кулиева, А.Прокофьева, А.Ахматовой.

  Всё видео, используемое в разработке скачано с youtube

Использовано видео: Фильм о Шуе «Капелька Россия – Шуя», Клип Сергея Трофимова «Родина», видео «Сказка о России», «Хроника Великой Отечественной», Фильм «Ужасы второй  мировой войны», «Закаты алые» с клипом, клип «Давай Россия!», пластилиновая история «Герб России», видео «Президентская присяга Владимира Путина»

игра   (почти  военная)  "АВАЛЕРИЯ"

Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения, постепенно увеличивая общий темп.

Слова ------ Действия

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь!
Топают ногами.
Трах-трах-пулемет!
Сжатыми кулаками изображают стрельбу.
Выше-выше самолет!
Подбрасывают ладонями к верху невидимый шар.
Бум, артиллерия!
Хлопают в ладоши.
Несется кавалерия! Ура!
Размахивают воображаемой шашкой.

От «шашки» перейдём к ромашке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Я люблю тебя, Россия!»

Внеклассное занятие о русских народных обычаях, обрядах, культуре русского народа....

Игровая программа "Славься , страна, мы гордимся тобой!"

В игровой форме изучаем госсимволы...

Конспект урока географии в 7 классе "Наш Вятский край родной, мы гордимся тобой!"

Урок географии проводится в 7 классе. Урок посвящен краю, в котором мы живем....

Внеклассное мероприятие "Поверьте, это совсем не просто, жить так, чтоб гордилась тобою страна"

Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний воспитанников о Великой Отечественной войне, закрепляет представления об огромном историческом значении Победы для нашего народа; способствует в...

Внеклассное занятие " Своя игра" История России конец 16-18 вв.

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного занятия или в качестве повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Развивают смекалку,быстроту реакции, познавательные и развиваю...

Внеклассное занятие Развитие парламентаризма в России

Цели урока: Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, его роли в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.Развивать навыки работы с интернет-ресурсами.Сод...