Главные вкладки

    Логопедический утренник "Круглый год"
    план-конспект занятия (5 класс) на тему

    Громова Ирина Юрьевна
    Утренник направлен на активизацию речевых процессов учащихся, систематизацию знаний, умений и навыков, полученных на логопедических занятиях. Расширение словарного запаса, обучая правильному использованию в устной речи различных грамматических конструкций. Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие психических процессов: слуховую память, внимание, логическое мышление, воображение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon utrennik_kruglgod.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 5

    Тема логопедического занятия: Путешествие «Круглый год».

    Цель: Корригировать речевую и познавательную активность.

    Задачи:

    1. Активизировать речевые процессы учащихся, систематизируя знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

    2. Расширять словарный запас, обучая правильному использованию в устной речи различных грамматических конструкций.

    3. Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

    4. Развивать психические процессы: слуховую память, внимание, логическое мышление, воображение.

    5. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия учащихся, способствуя развитию учебной мотивации.

    7. Формировать навыки самореализации, самоконтроля.

    8. Воспитывать умение работать в коллективе.

       Оборудование: ноутбук, телевизор, кроссворд, карточки с заданием.

    Используемые технологии: технология коррекционно – развивающего обучения, здоровьесберегающие образовательные технологии, игровые технологии, информационно – коммуникативные образовательные технологии, мультимедийные технологии.

    Ход занятия

    I. Оргмомент. Приветствие.

    II. Основная часть.

    1. Знакомство детей с темой занятия.

    ЛОГОПЕД: Мы расскажем вам о том, как земля идет кругом:

                          Как весной ручьи текут, как зимой снега метут,

                          Летом как живет природа, какая осенью погода.

                          Семью из четырех сестер давно мы знаем с вами.

                          О них сегодня разговор мы поведем стихами.

                          - Назовите имена четырех сестер.

    Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

    ЛОГОПЕД: Как выдумаете, куда мы отправимся в гости?

     Дети: Мы отправимся в гости к  временам года.

     ЛОГОПЕД: Приглашаем вас  в путешествие «Круглый год» (слайд №1).

                         

     2.  Актуализация знаний учащихся.

          Развитие внимания и зрительного восприятия, памяти.

    ЛОГОПЕД: - Сколько месяцев в году?

    Дети: В году 12 месяцев.

     ЛОГОПЕД: Прочитайте названия месяцев и рядом напишите их порядковые номера.

    (4 учащихся рядом с карточкой, обозначающей название месяца, указывают   маркером его   порядковый номер).

    Только закончится один месяц, сразу начинается другой. Друг с другом они  никогда не встречаются. Предоставим слово зимним месяцам. (слайд №2)

    Декабрь

    В декабре, в декабре все деревья в серебре.

    Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз,

    Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу привез.

    Январь

    В январе, в январе много снега на дворе.

    Снег на крыше, на крылечке, солнце в небе голубом.

    В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом.

    Февраль

    Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

    Змейкой мчится по земле легкая поземка.

    3. Развитие  умений согласования прилагательных с существительными в нужном числе и падеже.

    ЛОГОПЕД: Сейчас вы будете добавлять в конец моего предложения прилагательное  «удивительный» в нужном числе и падеже. (Показ данного слова на карточке).

    ЛОГОПЕД: Наконец – то к нам пришла настоящая зима – удивительная!

                           Все тропинки и поля она снегом замела – удивительным!

                           На деревьях и кустах лежит иней серебристый – удивительный!

                           Целый день метут метели и вьюги гудят - удивительные!

    ЛОГОПЕД: Вам нравится это время года? А за что вы так любите зиму?

                          Ведь она холодная, морозная, долгая.

                          Дайте ответ полным предложением.

    Дети:

    - Я люблю зиму за то, что можно научиться кататься на коньках, играть в хоккей.

    - Я люблю зиму за то, что можно научиться кататься на лыжах и санках.

    - Я люблю зиму за то, что зимой приходит самый лучший праздник – Новый год.

    - Я люблю зиму потому, что зимой очень красиво. Какой красивый лес в снегу!

    - Я люблю зиму за то, что зимой бывают веселые каникулы с ёлкой, подарками.

    ЛОГОПЕД: Много снега зимой – это хорошо. Когда выпадает первый снег, он белый –   белый, липкий – липкий! Что вы с ним любите делать?

    ДЕТИ: Лепить разные фигуры, играть в снежки.

    4. Работа по обогащению словаря. Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза.

    Появляется Снеговик (слайд №3)

    Снеговик предлагает вам поиграть в игру, проверить ваши знания о звуках и слогах.  

    - Продолжите цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего и являлось именем существительным: зима-малина……..

                                                                             

    - У вас на столе разложены картинки и схемы слов. Поместите картинки под   соответствующую схему. Помните, у вас могут остаться лишние картинки.

    Делимся на 2 группы. Каждая группа работает самостоятельно. Потом проверяем работу.

    5. Физминутка. Согласование движений с текстом (под тихую зимнюю мелодию).

    ЛОГОПЕД: А сейчас отдохнём. Посмотрим, как зимой спорят между собой снег и ветер.

    Метели, метели, летели, летели.                  

     Круговые движения вытянутыми руками впереди, махи над головой.

    Стелили в долинах из снега постели.          

    Присесть, руками перед собой, провести по кругу.

    Мы снежинки, мы пушинки,    

                       

    Круговые движения вытянутыми руками впереди.

    Покружиться мы не прочь.                            

    Покружиться.        

    Мы снежинки – балеринки

    Мы танцуем день и ночь.

    Кружась, поменяться местами.

    Мы деревья побелили,                                  

    Махи руками перед собой.

    Землю бархатом укрыли                              

    Присесть, руками перед собой провести по кругу.

    И от стужи сберегли.                                    

    Двумя руками перед собой описать круг

    ЛОГОПЕД:  Попрощаемся с зимой и продолжим наше путешествие.

    6. Развитие слуховой памяти.

    ЛОГОПЕД:  Для того чтобы узнать, в каком времени года мы окажемся, надо разгадать    

                           загадку:

    Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели,

                   Если небо пасмурно, если дождик льется, это время хмурое.

                  Как оно зовется?

    Дети: Осень.

    ЛОГОПЕД: Почему вы догадались, что речь идёт об осени?

                          Матушка – осень – приходи, матушка – осень – погости! (слайд №4)

                          Давайте пригласим осенние месяцы.

    Сентябрь

    Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят.

    И на южный край земли потянулись журавли.

    Октябрь

    Все мрачней лицо природы, почернели огороды.

    Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

    Ноябрь

    Поле черно – белым стало, падает то дождь, то снег.

    А еще – похолодало, льдом сковало воды рек.

    7. Работа по словообразованию.

    ЛОГОПЕД: Падают, падают листья, в нашем саду листопад,  (слайд №5)

                          Желтые, красные листья, по ветру вьются, летят.

    Речевая игра «Назови лист»

    - Я говорю название дерева, вы называете лист этого дерева. (слайд №6)

    Лист рябины – рябиновый, березы – березовый, клена – кленовый, дуба – дубовый, осины – осиновый.

    ЛОГОПЕД:

    1. Сейчас вы получите карточки. Слова на них записаны без пропусков. Они являются   родственными. Первое слово написано жирным шрифтом. Вам надо отделить слова друг от друга, прочитать их. (Дети читают слова).

    2. Найдите  слово, которое состоит из 3-ёх слогов.

    3. Делимся на 2 команды. Каждая команда получает по 1-ой карточке с текстом. Вы  читаете текст и выясняете, в каких словах не хватает слогов. Вписываете эти слоги в слова и готовитесь выразительно прочитать текст.

    8. Развитие логического мышления.

    ЛОГОПЕД: Солнце греет, дождик поливает, овощи скорей растут и созревают,

                           Баклажаны синие, красный помидор,  затевают умный и серьезный спор.

    (слайд №7)

       - Вспомним пословицы и поговорки об осени. Объясним их смысл.

    1. Красна весна цветами, а осень плодами.
    2. Осень – на дню погод восемь.
    3. Сентябрь – яблоками пропах.
    4. Октябрь – капустой.
    5. Ноябрь – ворота зимы.

    ЛОГОПЕД: Ребята, а за что можно полюбить осень? 

                          На смену осени спешит другое время года, продолжаем наше путешествие.

    ЛОГОПЕД: Вот и лето подоспело – земляника покраснела.

                          Повернется к солнцу боком – вся нальется алым соком.

                          В поле красная гвоздика, красный клевер, погляди – ка,

                          И лесной шиповник летом весь осыпан красным цветом.

                          Видно, люди, не напрасно называют лето красным.

    - Давайте пригласим летние месяцы. (слайд №8)

    Июнь

    Теплый, длинный, длинный день,

    В полдень крохотная тень.

    Зацветает в поле колос.

    Подает кузнечик голос.

    Июль

    Жаркий, знойный, душный день.

    Даже куры ищут тень.

    Началась косьба хлебов,

    Время ягод и грибов.

    Август

    Собираем в августе урожай плодов.

    Много людям радости после всех трудов.

    Солнце над просторными нивами стоит

    И подсолнух зёрнами чёрными набит.

    ЛОГОПЕД: Отправляемся в лес. Отгадайте загадку:

     Русская красавица.

     Стоит на поляне

     В зелёной кофточке,
     В белом сарафане.

    Дети: (Берёзка)  (слайд №9)

    9. Фонетическая зарядка.

    ЛОГОПЕД: Выполняем фонетическую зарядку «Березка».

                          Закрепляем звукопроизношение свистящих З – С.

    У красы – березки платье серебрится.

    У красы – березки зелены косицы.

    Со двора к березке выскочили козы.

    Стали грызть березку, а березка в слезы.  

    Защищать березку стали мы гурьбою.

    Чтоб краса – березка выросла большою.

    10. Игра на координацию слова и движения, развитие общей и мелкой моторики.

    ЛОГОПЕД:  Мы любим лето, потому что в лесу много ягод и грибов, на огородах и в садах созревают овощи и фрукты, а также наступают самые длинные каникулы. Есть время для встреч с друзьями, веселых игр и забав. Давайте вспомним одну из таких веселых игр: (слайд №10)

    «Считалочка» 

    Чищу овощи для щей:                                      хлопаем в ладоши

    Сколько нужно овощей?                                разводим руки в стороны

    Три картошки,                                               загибаем три пальца на левой руке

    Две морковки,                                                 загибаем два пальца на левой руке

    Луку полторы головки,                                 загибаем три пальца на правой руке

    Да петрушки корешок,                                 загибаем один  палец на правой руке

    Да капустный кочешок,                               загибаем один  палец на правой руке

    Потеснись – ка, ты, капуста,                    ладошками отодвигаем капусту в сторону

    От тебя в кастрюле густо!

    Раз!                                                                выставляем большие пальцы

    Два!                                                               выставляем указательные пальцы

    Три!                                                               выставляем средние пальцы

    Огонь зажжен,                                           хлопаем

    Кочерыжка,                                               правой рукой показываем в центр

    Выйди вон!                                                  правой рукой показываем на дверь

    - Молодцы! Попрощаемся с летом и продолжим наше путешествие.

    11. Развитие пространственных представлений, логического мышления.

    ЛОГОПЕД: У нас осталось последнее время года.

                          Чтобы назвать его, разгадаем кроссворд.

    1. Первый весенний цветок.
    2. Время года.
    3. Она образовалась в результате дождя или таяния снега.
    4. Весной бегут по дорогам…
    5. Его посылает на землю ласковое теплое солнце.
    6. Он поет свои песни о весне.
    7. Его восходу рады все люди, звери и птицы.

    -  Какое время года нас удивляет разгаданными словами?  (Слайд №11)

    Давайте послушаем весенние месяцы.

    Март

    Дует теплый южный ветер.

    Солнышко все ярче светит,

    Снег худеет, мякнет, тает.

    Грач горластый прилетает.

    Апрель

    Яростно река ревет,

     И разламывает лед,

    В домик свой скворец вернулся,

    А в лесу медведь проснулся.

    Май

    Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей,

    В белый цвет оделся сад,

    Пчелы первые летят.

    III. Итог занятия.

    ЛОГОПЕД: Наше путешествие подходит к концу.

                          У кого мы сегодня побывали в гостях?

                          Назовите их. Какое время года понравилось больше всех?

                          Каждое время года красиво и удивительно по-своему.

                          Вы славно сегодня потрудились, помогали друг другу.

                          Очень важно, ребята, чтобы никакая погода не влияла на ваше настроение.

                          Времена года прощаются с вами. До новых встреч! (слайд №12)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

    Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

    Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

    Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

    Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

    Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

    Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

    Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

    Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

    Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

    Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...