"Праздник деревянной ложки"
методическая разработка на тему

Елясова Наталья Владимировна

Музыкально-познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»

МО города Братска

«Праздник деревянной ложки»

музыкально – познавательное занятие для детей старшей группы

                   

  Подготовила: Елясова Н.В.

Музыкальный руководитель

Братск, 2016

Цель: Создать условия для расширения знаний детей о народном фольклоре  через игру на народных инструментах.

Задачи:

Образовательные задачи:
- Дать детям представление о фольклоре как части русской культуры, через музыку, движение.
- Познакомить  детей с историей русской ложки

Развивающие задачи:

- Развить творческие способности детей и познавательную активность;

- Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений,

- Развивать слуховое восприятие, образную память, внимания, чувство ритма,

четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес детей к русскому народному творчеству через игру  на музыкальных инструментах

- Воспитывать дружеские  взаимоотношения между детьми, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках) .

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие ».

Оборудование: Мешочек с 2-мя ложками, шкатулка с ложками для ребят,

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, подборка русских народных мелодий

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под фонограмму русской народной песни и встают полукругом лицом к гостям. 
Музыкальный руководитель: Что за гости в зал спешат?
                                                         Рада видеть я ребят!

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в зале. Поздороваемся с ними? (поют «Здравствуйте!») А теперь поздороваемся с гостями так, как здоровались люди в старину, с поклоном.

Музыкальный руководитель: Добренького всем здоровья, здравствуйте! (кланяются гостям)

Музыкальный руководитель: Соберёмся в дружный круг: Справа – друг, и слева – друг! (все дети собираются в круг) Будем с вами мы танцевать, пойду друга выбирать!

   EN00242_Музыкальное приветствие с детьми

 «Я по горенке пойду»

Звучит  музыка.

Музыкальный руководитель: Ой,  что  же  происходит…мои  руки…  мои  ноги…  что  же  это такое  я, кажется,  превращаюсь  в  катушку…  Беритесь  за  руки, вы  моя  ниточка. Ниточка  начинает  заматываться…          Почувствуйте, какой  хороший  у  нас  получился  крепкий, дружный            клубок. Давайте  поживем  в  нем  немножко,  вместе  подышим….             Носиком  вдох,   выдох  через  рот…  Послушайте,  как  стучат наши             сердечки:  тук – тук – тук …

                                Музыка   становится  более  веселой.

Музыкальный руководитель: А  сейчас  руки  не  отпускаем,   наш  клубок  разматывается,  ниточка  становится   все длиннее,   длиннее, …  размотался   наш  клубок. 

(слайд 1 без названия)

Музыкальный руководитель: Я хочу спросить вас, любите ли вы сюрпризы? Я сегодня принесла вам маленький сюрприз! Но, покажу я вам его только тогда,  когда вы мне скажете, что в этом волшебном мешочке находится. А для этого я предлагаю всем по очереди ощупать этот мешочек. (Ребята ощупывают по очереди мешочек)

Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрешки.

Угадали? Это… (ложки). Развязывает волшебный мешочек, показывает деревянные ложки.

Музыкальный руководитель: День вам добрый, день вам чистый, день без боли и без зла, и от всех людей я русских шлю поклон сейчас, друзья! Я приглашаю вас сегодня  на «Праздник «Жизнь без ложки нелегка!».(слайд 1)

  Дети читают стихи:

  • 1-й ребенок:

Это ложка, это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

  • 2-й ребенок:

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.

  • 3-й ребенок: 

Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки,
Подрастали у Андрюшки.

  • 4-й ребенок:

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!

Входит Антошка (плачет) : Ну вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ведь это не простые ложки, а музыкальные. Ведь «Чем суп "хлебать", тем и музыку играть!» - гласит русская пословица.

Антошка: А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева (слайд) В древности ложки делали из камня, из глины, из ракушек, из слоновой кости. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ребята, как вы думаете, почему ложки называются деревянными? (ответ детей) Правильно, потому что сделаны они из дерева: яблони, липы, рябины. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки (слайд ); «Ложкарной столицей» называют город Семенов, там изготавливают ложки, ковши, шкатулки, матрешки и другие деревянные сувениры. Жители города поставили памятник Семену Ложкарю, который в древности прославился тем, что изготавливал красивые и удобные ложки. (Дети рассматривают образцы ложек с разными орнаментами и узорами). Ложки из разных областей России отличаются друг от друга.  Росписью украшены – хохломские ложки (слайд ); выжиганием – вятские и псковские (слайд ), рисунками - архангельские и нижегородские (слайд ). Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская.

Музыкальный руководитель: Ребята, кто же играет на ложках? (ложкари)

EN00242_Просмотр видео «Ансамбль ложкарей»

Антошка: Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно), какие то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться? (ответ детей)
(дети берут по две ложки) (слайд) вставайте потеснее в кружок и присаживайтесь на колени. (дети садятся по кругу на колени)

Музыкальный руководитель: Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, поиграем в игру

EN00242_«Ложки с превращениями»

- Ложки, ложки, превратитесь в рожки…

- Ложки, ложки, превратитесь в ножки…. Большие ножки бегут по дорожке, топ, топ, топ, маленькие ножки бегут по дорожке, топ, топ, топ (кончиками ложек по коленочкам)

- Ложки, ложки превратитесь в серёжки…

- Ложки, ложки превратитесь в брошку…

- Ложки, ложки, превратитесь в телефон…  

- Ложки, ложки, превратитесь в очки… Ух, какая красотища, ух какая темнотища!

- Ложки, ложки, превратитесь в усы… Усы невиданной красы…

- Ложки, ложки, превратитесь в бантик…

Музыкальный руководитель: А теперь давайте рассмотрим наши ложки.

Из чего же они состоят?!

Щёчки (надуваем щёки и прикладываем к щекам) и череночки(держим ложки в ладошках щёчками друг к другу).

  1. Щёч-ки, щёч-ки,   щёч-ки,  щёч-ки(стучим щёчками).

    Че-ре-ноч-ки,  че-ре-ноч-ки,  (стучим череночками).

  1. сначала перед собой,

потом: «щёч-ки» – влевой стороне,

«череночки» – вправой стороне (слушаем ложки).

Музыкальный руководитель: Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы дoлжны снaчала пoслушать внимательнo, а потoм вмeсте со мной, чeтко и грoмко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

EN00242_Ритмическое упражнение «Повтори ритм на ложках» 

1, 2, 3 — ты нa лoжки посмoтри,

(дeти игрaют ритмично нa счет, педагог прогoваривает слeдующие строчки)

1, 2, 3, 4 — вот мы ложeчки купили

1, 2, 3, 4, 5 — будeм мы на них игрaть!

Музыкальный руководитель: Есть множество приёмов игры на 2-х ложках:(слайд)

Приёмы игры на двух ложках:

  1. «Мячики» – на счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
  2. «Трещотка» – самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
  3. «Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
  4. «Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
  5. ««Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. (пробуем с детьми)

Антошка: Ой как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.(играет и поет не ритмично, не впопад)

Музыкальный руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться, но на предыдущих занятиях мы с ребятами разучивали песню  Сейчас мы попробуем и спеть, и поиграть. Но только перед тем, как петь, надо голосок погреть.

Кладем ложки на стульчики. Встанем на ножки, погреем ладошки.

Такая гимнастика поможет вам в любом деле, подготовит ваш организм, согреет его. А теперь распевка для голоса.

Музыкальный руководитель: Теперь мы готовы петь! Давайте встанем и исполним песню

Исполнение песни «Песня «Русская ложка»

Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты!

Музыкальный руководитель: Очень важно, ребята, бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились. Сейчас мы все вместе попробуем сыграть на ложках. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Слушайте музыку и друг друга и всё у нас получится! А играть мы с вами будем русскую народную пляску «Барыня».

EN00242_Барыня

(называет и показывает приём игры на ложках – «лошадка», «маятник», «щелчок», «коленочки», «локоточки», дети и гости исполняют.)

Музыкальный руководитель: Мы с ложками потанцевали, только еще не поиграли.

EN00242_Игра

        Ты беги, скорее ложка

        Быстро-быстро по рукам.

        У кого осталась ложка

        Тот в кругу станцует нам.

Дети становятся в круг, двум ребятам в руки дают по ложке, включается фонограмма «Ах вы, сени» и  дети под музыку,  передают  ложки по кругу: одну ложку по часовой стрелке, другую против часовой стрелки. Игра повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель: Славно мы повеселились,

                                                     Но всему есть свой черёд,

                                                     Знаю я, что очень скоро

                                                  С ложками вновь встреча ждёт!

                                                  А сейчас нашим ложкам пора отдыхать.

Антошка: Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Музыкальный руководитель: Не плачь, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку!(вручает большую ложку)

Антошка: Вот спасибо вам, друзья! Побегу скорей домой! (прощается и уходит)

                          EN00242_Рефлексия «Ложки».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из 2 ложек-шаблонов, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

белая – трудно, волнительно.

 (слайд) (аккуратно складываем ложки в ларец) Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари. (Собираю ложки в коробку с двойным дном. Незаметно переворачиваю её и достаю шоколадки.)

Музыкальный руководитель: За старание, ребятки, получайте шоколадки.

Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это значит: пусть в вашей жизни праздник будет каждый день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"

Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....

Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках"

Данный мастер-класс направлен на приобщение к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей....

"Изготовление деревянной ложки" презентация.

Данная презентация может быть использована как для урока технологии так и для занятий дополнительного обучения....