Сценарий "Праздник русской старины"
учебно-методический материал на тему

Крупа Наталья Викторовна

Сценарий "Праздник русской старины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnik_russkoy_stariny.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

 «Посиделки в русской избе»

( Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром)

   Муз. 1.           СЛ.1

 (звучит русская народная мелодия, в зал  входят дети )

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, да  по-старинному посиделками называется.

Праздник так и называется - посиделки в русской избе! Пригласила я гостей со всех волостей.

Сегодня на занятии мы попробуем представить, как на Руси проводили свободное время, обучали молодых, соревновались в остроумии, смекалке, сообразительности, красноязычии.

Всему этому способствовали произведения устного народного творчества, с некоторыми из них мы уже знакомы.

Слайд 2. (Фото избы.)

Когда работа в поле и по хозяйству была окончена, собирались наши предки: мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети в большой избе, которую и строили специально для того, чтобы в ней могла собираться вся деревня, все кому хочется.

Слайд 3. (Фото печи).

Так вот, собирался и стар, и млад в избе, центром которой была… (Дети хором: - Печка!) Да, русская, теплая, и уютная печка.

Слайд 4. (Фото печи).

И…

Ой, погодите! Никогда на Руси не было невеж. Давайте и мы последуем примеру наших предков. Ведь русские славятся своей приветливостью, гостеприимством. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашей «горнице».

Слайд 5. (Фото горницы).

Хозяйка: А сейчас посте, как в стразли гости и ха. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Учитель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят                          

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почёт, хозяину - честь!

Учитель 2: Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяйка: Давно вас поджидаем,  праздник без вас не начинаем!

Учитель 3: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать!

                                       

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! А мы вас уже заждались!

Учитель 4 : Благодарствуем за приглашение!

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, давайте  с другом поздороваемся!

                                  (дети здороваются)

Хозяйка:  Ещё раз здравствуйте, люди добрые, гости званные  да желанные!

В старину, и сейчас  гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем!

Хозяйка: Вот какой знатный каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

( звучит музыка  2,

девочки 8 «Б» кл.  в русских костюмах вносят каравай и угощают им присутствующих)

( исполнение песни «Каравай»)

Каравай, каравай

Выпекай, выпекай!

Каравай, каравай

Всех гостей угощай!

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник русский продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Небылицы.- сл. 6

Ну а дальше начинались забавы.  «Небылицы в лицах, сидят в теремах светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки!» О каком жанре пойдет речь? (Ответы детей: небылицы).

И сейчас мы вам небылицы расскажем!

Егор:                 Здорово, кума!

Никодим:         Здорово, кума! Откуда идешь?

Егор:                 С Кудыкиных гор.

Никодим:         А как у вас, кума, поживают?

Егор:                 На босу ногу топор надевают.

                А лошади наши с усами,

                Бегают в подполье за мышами.

Никодим:       Да это же кошки!

Егор:               Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор: «Как! Кар!»

        Никодим:         Да ведь это же вороны!

        Егор:                 Мухомор тебе вареный!

                        Наша-то ворона ушаста,

                        В огороды шастает часто.

                        Скок да скок через мосток,

                        Белым пятнышком хвосток!

        Никодим:         Да ведь это же зайчишка!

        Егор:                 В нос тебе еловая шишка!

                        Наш зайчишка под корягу ушел,

                        Хвостом шевелит,

                        Ставить сети не велит!

        Никодим:        Да ведь это налим!

        Егор:                Нет, не налим!

                        Мы про налима так говорим:

Хозяйка: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                - Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!          

 Скоморохи –сл.7

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

« Калинку-малинку!»

«Муз.3» - русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов + балалайка)

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                 Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

                 Поиграем на гармошке.

                                (  муз. 4,  дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

                                (муз.5, дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её    ТРЕЩОТКА!

                                (муз. 6, дети имитируют игру на трещотке)

Хозяйка: Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

                                (муз. 7,   дети имитируют игру на бубенцах)

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

( в зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

                 Вы, соседки, отдохните,

                 Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

                   Загорелася вода.

                   Всем селом пожар тушили,

                   А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

                     Расседая борода,

                     Он народ погнал в овин,

                     Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

                     Он об этом не сказал.

                     Только слышно стороной,

                     Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните. Ребята, а такие вот стишки в старину назывались нескладушками! – сл.8

         «Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Хозяйка: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Хи-хи-хи! Ха-хаха1

Чепуха, чепуха!

 - На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: 

 - На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо!

Дети: 

 - На горе верблюд пасется

    В белых вышитых штанах.

    А за ним блоха несется

    На высоких каблуках!

Дети: 

Соседки: Нескладушки дружно пропели
                 Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь себе мы все

                 Дружненько похлопаем!

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные! А теперь ещё загадку послушайте!

 - Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

Хозяйка: Встречайте новых гостей праздника – ансамбль ложкарей «Горошина»

( ансамбль исполняет композицию «Вишня»)

ИГРЫ С Лукошком – сл.9

Частушки – сл.10.

ЗАГАДКИ – сл11

СКАЗКИ – сл.16

Хозяйка: Где песня льется,

                 Там легче живется!

Самое время сеть нам весёлую русскую народную песню!    Сл17

( дети исполняют свои песни)

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но ещё и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

                        ( игра «Намотай нитку в клубок») – муз.

Хозяйка: Девочки поработали!  А мальчики нам сейчас покажут русскую народную игру «Петушки»!

( игра «Петушки») – муз.

 

 Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

                Дудки-самогудки !

                            (дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка:(достает дудочку)

                 Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

                 Потерял пастух дуду.

                 А я дудочку нашла,

                 Пастушку отдала! (отдает дудочку ребенку).

                  Как без дудки, вот беда,

                   Ходят ноги не туда,

                   А как дудочку почуют-

                   Сами ноженьки танцуют!

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

                 Аль плясать вы не хотите?

                 В круг скорее становитесь,

                 Крепче за руки беритесь!    Сл. 18 -Змейка

( ставлю детей в 4 хоровода – змейку)

              («На зеленом лугу»- русская народная песня) – играет Н.В.

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, попели! Старину свою родную русскую вспомнили!

  На этом наши русские посиделки подошли к концу! У русского народа свои традиции, своя культура, где многогранно раскрывается характер и быт людей. Давайте подведем итог всему сказанному. Какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили? (Ответы детей: небылицы, пословицы, потешки, игры, считалки, загадки, частушки, сказки). Вот какими умельцами-мастерами были наши предки! И постарайтесь, как говаривали на Руси, «Славу ее множить!», чтобы все, что прозвучало сегодня на занятии, не забылось, а узнали бы об этом и дети ваши, и внуки, и правнуки…

              

Хозяйка:  Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите,

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»        сл.19

Дети: Любим чай мы с пирогами,

           С сахарными  кренделями!

Хозяйка: Самое время почаевать! Но сначала скажем друг другу  «До свидания!» Понравилось вам на празднике? Ещё придёте?  

Теперь проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят  в класс на чаепитие.)

( муз.   Дети уходят красиво из змейки в класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Слава русской старине!

Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...

"Путешествие по страницам русской старины"

Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....

Внеклассное мероприятие "Слава русской старине"

Показ особенностей быта и традиций русского народа в игровой форме- игра "Колесо истории".Мероприятие направлено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурн...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Исторический вечер для старшеклассников "Слава русской старине"

Интеллектуальный вечер по истории.  Такой вечер можно провести на  методической неделе истории. На вечере создается атмосфера русской старины, ученики в русских национальных костюмах....

Экскурсия в "Музей русской старины".

Экскурсия в "Музей русской старины", созданный при Поздеевском СДК....

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....