"Марья-Искусница" сценарий театрализованного представления.
методическая разработка на тему

Курсина Елена Владимировна

Сценарий разработан на основе фольклорного материала и посвящен Международному женскому Дню - 8 Марта. Данное мероприятие способствует развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, русской музыкальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marya_-iskusnitsa.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«МАРЬЯ – ИСКУСНИЦА»

Сценарий сказки, посвящённой Международному женскому дню – 8 Марта,

для детей подготовительной к школе группы,

подготовленный на основе фольклорного материала.

Музыкальный руководитель Курсина Е.В.,

МБДОУ «Детский сад № 46 «Северяночка»

г.Гаджиево Мурманской области

Роли:

Сударушка – взрослый.

Соседушка – взрослый.

Марья – Искусница – взрослый.

Водяной – взрослый.

Солдат –  взрослый.

Дети:

Иванушка

Ивушки – 6 человек.

Ложкари – 6 человек.

Гармонист.

Хозяюшки – 2 человека.

Скоморохи – 2 человека.

Искусницы – 4 человека.

Добры – молодцы, красны – девицы.

Музыкальный репертуар: « Кадриль» - фонограмма, « Приди Весна красная» р.н.п. в обработке «Пирожки» - О.Чекановой, «Гармошка» - Л. Гусевой, «Ложки деревенские» - З. Роот, «Ивушки» - фонограмма, «Солдатушки – бравы ребятушки» - р.н.п.,«Выйду я на улицу» - фонограмма, «Жалейка» - фонограмма, «Песенка о маме» -С. Насауленко.

Декорации и атрибуты: праздничное украшение зала, столики, шарфики, платки,

ложки, гармонь, баранки, озеро (из ткани).

Под музыку входят  Зазывалы.

Скоморох 1: Эй, народ честной,

У ворот не стой!

Скоморох 2:  Люди добрые, не зевайте,

А Весну-красну встречайте!

Скоморох 1: Весной природа оживает,

С Праздником всех поздравляет!

Скоморох 2: Любимых матушек,

Почтенных бабушек,

Скоморох 1: Милых сестриц

И красных девиц!

Скоморох 1: Как «кадриль» заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Скоморох 2: Всякий молодец,

На свой образец!

Звучит музыка, входят дети, исполняют танец «Кадриль».

Дети садятся на стулья, остаются двое детей.

Ребёнок 1: Для праздничных веселий –

Сколько хочешь развлечений.

Ребёнок 2: Под лучами яркими

Мы откроем  Ярмарку!

Дети садятся на стулья, выходят Сударушка и Соседушка.

Соседушка: Здравствуй,сударушка!

Сударушка: Здравствуй, соседушка!

Соседушка: Ну и Ярмарка богатая.

Полным – полна сластей!

Как бы мне не потеряться –

И купить всё для гостей.

Сударушка: Конфетки, бараночки,

Булочки да прянички.

А вон прямо из печи

Предлагают куличи,

Да румяны пироги.

Выходят две девочки – хозяюшки.

Девочка 1: Как у наших, у ворот

Собирается народ.

Девочка 2: На заваленках сидят,

Да на улицу глядят.

Девочка 1: Хорошо б чайку попить,

О том, о сём поговорить.

Девочка 2: Гостей мы встретим хорошенько:

Сыром, маслом и печеньем.

Девочка 1: И блином и крендельком,

И румяным пирогом!

Исполняется песня «Пироги».

Припев: Пироги, пироги!

Эй, народ, не проходи!

Никого не обделим,

Пирогами угостим,

Пирогами угостим.

1.Вам от печки – матушки

Вкусные оладушки,

Пирожок румяненький,

Булочки да прянички.

Девочки садятся на стулья. Сударушка и Соседушка выставляют два стола,

на которых лежат бублики и верёвочки.

Сударушка: А теперь за работу,

Ведь сегодня не суббота.

Соседушка: Нужно бублики нанизать,

И верёвочкой связать.

Сашенька, Настенька (любой ребёнок по выбору)-

Выходите,

Нам с Сударушкой помогите.

Проводится игра «Бублики».

Сударушка: Молодцы, быстро управились!

А эта (подходит к одной из девочек)-

Хоть и маленькая, да удаленькая.

Дети садятся на стулья, столы отставляют в сторону.

Соседушка: Стол большой хочу накрыть я,

(показывает) Где посуду мне искать?

Самовар большой я вижу.

Где же ложки, не видать?

Сударушка: Ты поближе подойди

И глаза свои протри.

Выходит ребёнок, читает стихотворение:

Ребёнок: Звонкие, резные,

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся  ложкари!

Исполняется песня «Ложки деревенские»:

1. Наши ложки знает целый мир,

Наши ложки – русский сувенир.

Припев: Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские,-

Ложки деревенские.

2. Всех гостей мы песней удивим,

Наши ложки – русский сувенир.

Выходит ребёнок

Ребёнок: А теперь для души –

Под гармошку – попляши!

Исполняется песня «Гармошка»:

1. Посмотрите, на гармошку,

Мы красивей не найдём!

С ней танцуем и играем,

Веселимся и поём.

2. Как растянет, как растянет

Он с утра меха свои,-

Не устанем, не устанем

Веселится до зари.

Дети садятся на стулья, выходят двое детей.

Ребёнок 1:  С чего такой переполох?

Здесь, наверное, подвох!

Ребёнок 2:  Эх, ты! Рубаха новая,

Голова садовая!

Надо же соображать –

Время  солнышко встречать!

Ребёнок 1: Ты не умничай особо!

Глянь-ка, видишь, те сугробы?

Если будешь задаваться,

В них рискуешь искупаться.

Ребёнок 2: Я сугробов не боюсь,

На морозе – веселюсь!

К «спорщикам» подходят двое других детей.

1: Ссориться нам не годится,

Будем петь и веселиться.

2: В игры будем мы играть,

Солнце красное встречать!

Сударушка: Грустить на нашем празднике –

Запрещается!

Соседушка: Ругаться, драться –

Возбраняется!

1: Поверьте, тот не сделает ошибки,-

Кто нынче будет веселее всех.

2: Да здравствуют задорные улыбки,

Да здравствует весёлый, звонкий смех!

Дети садятся на стулья.

Сударушка: Парни, девицы гуляют,

Весну – красну встречают.

Соседушка: Чтобы солнце светило теплей,

Становилось всем веселей,-

Эй, народ, выходи!

Хоровод заводи.

Исполняется песня – хоровод «Приди, Весна красная».

Дети рассаживаются на стулья. Звучит музыка, входит Иванушка.

Сударушка: Здравствуй, Иванушка!

Соседушка: Что-то ты не весел,

Голову повесил?

Иванушка: Здравствуйте.

(печально) Как же мне не тужить,

Слёзы горькие не лить?

Моя матушка пошла за водой,

И не вернулась домой.

Сударушка:  Ты, Иванушка не грусти.

Матушку твою – поможем мы найти.

Соседушка: На Ярмарке мы были,

Товары разные купили.

А в подарок нам дано

Было яблочко одно.

Сударушка: Яблочко непростое, волшебством наделённое.

Соседушка: Оно тебе укажет путь,

Но сначала его надо развеселить,

И поиграть с ним как-нибудь.

Проводится игра «Катись, катись, яблочко».

Дети встают в круг, поют:

Катись, катись, яблочко

По нашему кружочку.

Найди, найди, яблочко

Для себя дружочка.

Дети говорят: В круг, дружочек, выходи,

Вместе с яблочком – пляши!

Ребёнок, у которого в руках яблочко – выходит в центр круга, танцует.

Игра проводится несколько раз. После игры дети садятся на стулья,

остаются Иванушка, Сударушка, Соседушка.

Соседушка: Ну вот, с яблочком поиграли,

Теперь, я думаю, оно,

Правду нам сказать должно.

Сударушка: Катись, катись, яблочко,

Катись по тарелочке.

Скажи, скажи, Иванушке,

Где его матушка?

Ой! (пятится):

Яблочко мне сейчас показало,

Что Иванушкину матушку

Царь морской – Водяной

На дно утащил,

В своё царство заточил.

Соседушка:  А путь туда нелёгок –

И труден, и далёк:

Через горы и леса,

Непроходимые места…

Сударушка: Но с яблочком волшебным

Ты – не пропадёшь,

И  матушку свою –

Обязательно найдёшь.

Иванушка: Спасибо вам большое за помощь.

Катись, катись, яблочко,

Катись по тарелочке.

Веди, веди меня, яблочко,

К моей матушке.

Иванушка «змейкой» идёт по залу, отходит к дальней стороне зала.

Тем временем, выходят девочки, изображая лес, танцуют.

Исполняется  Танец «Ивушки».

В конце  Танца  Иванушка проходит через «ручеёк»,

девочки расступаются и садятся на стулья.

Иванушка: Может, сбился я с пути?

Где мне матушку найти?

Иванушка опять отходит к стене. Под музыку входит Солдат,

обходит по залу, подходит к Иванушке.

Солдат: Здравствуй, добрый молодец.

Как тебя звать-величать?

Иванушка: Здравствуй, солдат.

Меня зовут Иванушка.

Солдат: Что-то ты не весел?

Голову повесил?

Иванушка: Я долго был в пути,

Хочу я матушку найти.

Солдат: А где же твоя матушка?

И как её звать-величать?

Иванушка: Мою матушку зовут Марьей-Искусницей,

Её похитил Царь морской – Водяной

На дно утащил, в своём  царстве заточил.

Солдат: Ну, что ж, ему несдобровать!

Придётся ему матушку твою отдать!

Посмотри, сколько у меня помощников.

Эй, добры молодцы, выходите,

Силушку нашу покажите.

Выходят мальчики, исполняется песня «Солдатушки, бравы ребятушки»:

 Девочки: 1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Мальчики: Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

Девочки: 2. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сёстры?

Мальчики: Наши сёстры – штыки, сабли остры,

Вот где наши сёстры!

Девочки: Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

Мальчики: Наши детки – пули наши метки,  

Вот где наши детки!

Мальчики садятся на стулья.

Под музыку Солдат и Иванушка обходят зал, подходят к «озеру».

Солдат: Эй, Царь морской, Непутёвый выходи!

Марью-Искусницу, матушку Иванушки – нам вороти.

Солдат ударяет три раза по «озеру». Через дверь входит Водяной.

Водяной: Ой-ой-ой!

Солдат, что с тобой?

Что ты расшумелся,

Белены объелся?

Солдат:  А ну отдавай нам Марью-Искусницу.

Иначе  рукава засучу – И тебя поколочу!

Водяной: Тише! Тише! Что ты? Что ты?

Ты меня солдат не трогай.

Отдам, отдам я матушку Иванушки.

Но чтобы Марью-Искусницу

Обратно получить, вам придётся смекалку проявить.

Нужно многое вам знать, чтобы загадки мои разгадать.

Солдат: Не робей, Иванушка, отгадаем.

Водяной задаёт загадки:

1. Что на свете всех слаще?

Солдат отвечает: «Сон».

2. Что на свете всех мягче?

Солдат отвечает: «Ладошка».

3. Что дороже всего на свете?

Солдат отвечает: «Жизнь».

4. Кто родимей всех на свете,

Без кого тоскуют дети?

Иванушка: «Матушка!»

Иванушка: Отдавай, мою матушку!

Солдат: Отдавай нам, Марью-Искусницу,

Подобру, поздорову,

А не то – худо тебе будет!

Водяной:  Ой-ой-ой! Ну что с тобой?

Пожалуйста, берите, Если хотите…

Только у меня красавиц много, и вам придётся угадать,

Марью-Искусницу, самим узнать.

Исполняется  Танец  «Жалейка».

Под конец танца к девочкам пристраивается  Марья-Искусница,

девочки выстраиваются в один ряд. Иванушка подбегает к Марье-Искуснице.

Иванушка:  Матушка! Матушка!

Марья-Искусница не откликается.

Солдат: Что такое? Что ты сделал?

Водяной: Слово я своё сдержал,

Марью-Искусницу вам отдал,

Пора теперь мне уходить,

Своё царство навестить (уходит).

Иванушка: Матушка! Матушка!

Солдат:  Она как во сне, она тебя не слышит.

Сударушка: Ребята, чтобы Иванушке помочь,

И колдовство прогнать прочь –

Песню заведите,

Тёплыми словами и любовью

Сердце матушки разбудите.

Исполняется  «Песня о маме».

1. Много о мамочке песенок спето.

Мы добротою, как солнцем, согреты.

Только нам хочется снова и снова

Маме сказать наше доброе слово.

Припев: Мы назовём тебя реченькой быстрой,

Ясною зорькой, росой серебристой.

Мы назовём тебя самою милой,

Доброю, нежной, очень красивой.

2. Сколько бы слов о тебе ни сказали,

Но всё равно будет этого мало.

Чтоб рассказать о любви нашей к маме,

Слов на земле этой хватит едва ли.

По окончании песни матушка «расколдовывается».

Матушка: Иванушка, сыночек!

Здравствуйте, гости дорогие!

Вы помогли Иванушке

Спасти меня!

Сударушка: А теперь, честной народ,

К танцу музыка зовёт.

Чтобы гости не скучали,

Не дремали, не зевали,-

Вы, ребята, выходите

И свой танец покажите.

Исполняется  Танец «Выйду я на реченьку»

Соседушка: Пролетело быстро время, оглянуться не успели.

Но признаемся мы вам – это всё для наших мам!

Марья-Искусница: Я без дела не сидела,  Обучала всех умело.

С вашими дочками, С вашими сыночками

Смастерили чудо-цветочек мы.

Сударушка: После праздника Ваши дети сами

Преподнесут свой подарок маме.

Соседушка: Любимые наши матушки,

Дорогие наши бабушки,

Милые сестрицы и все красные девицы –

От всей души вас поздравляем,

Здоровья крепкого желаем,

Благоденствия, успеха,

Счастья вам на долгие лета!

Под музыку все выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса жизни: познавательно-театрализованное представление

В театрализованной форме происходит знакомство учащихся начальных классов с миром птиц....

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.

В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время  классного руководителя, учащихся или ...

Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)

Театрализованное представление для учеников разных классов....

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов...

Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"

Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе,  служит привлечению подрос...

Хеллоуин - театрализованное представление. Бондарева В.Н.

Хеллоуин - театрализованное представление. Для 5-9 классов. Презентация.Традиции празднования Кануна Дня всех Святых или Хеллоуина в англо-говорящих странах (в стихах по-русски). Сценарий театрал...