КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода человека и гражданина».
классный час (9 класс) на тему

Методическая разработка носит практический характер, предназначена для воспитанников кадетских корпусов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Права и обязанности43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища  по воспитательной работе ФГКОУ

«Ставропольское президентское кадетское училище»

_______________________________

Корабельников Э.В.

 «___» ________________20_______ г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода

человека и гражданина».

Работу выполнил:

воспитатель 9 «Е» класса

Корыпалов Д.В.

Рассмотрено на заседании учебно-методического объединения 6 классов

«__» _____ 2016 г.

Протокол №__ от «__» _____ 2016 г.

Старший воспитатель _______

Колодяжный О.В.

        

Ставрополь, 2013


 

Цель: формирование гражданско-правовой культуры воспитанников.

Задачи:

Когнитивные:

  • формировать у воспитанников активную гражданскую позицию;
  • формировать умение аргументировать  свое мнение;
  • формировать представления у воспитанников о таких понятиях, как «права и обязанности гражданина», «Конституции РФ», «свобода»;

Аксиологические:

  • воспитывать уважение к российскому законодательству;
  • воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за  свою страну;
  • прививать интерес к правам современной жизни в игровой форме.

Операциональные:

  • развивать лучшие качества воспитанников: патриотизм, гражданственность, ответственность.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

  1. Формирование готовности воспринимать информацию.
  2. Формирование гражданско-патриотических ценностей личности (толерантность, ответственность, гражданская позиция, патриотизм, гордость за страну).

Познавательные:

  1. Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.
  2. Получение теоретических и практических знаний о гражданско-правовой культуре РФ.
  3. Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

  1. Научиться основам прогнозирования, как предвидения будущих событий.
  2. Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные:

  1. Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.
  2. Умение соблюдать диалоговый этикет.
  3. Следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.

В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

Методы: словесный, игровой, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковой.

Время проведения: 45 минут

Место проведения: ГП  № 12.

 Подготовительная работа с воспитанниками:

- подготовить ведущих из 9 класса и группу кадет,  которые будут участвовать в сценках.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Распределение времени:

Этап мероприятия

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

3 мин.

Вводная часть.

Актуализация темы мероприятия, целеполагание.

Осмысление значимости темы, высказывание собственного мнения по вопросу.

 37 мин.

Основная часть.

Рассматриваемые вопросы

Сообщение кадетам материала по правам и обязанностям гражданина РФ. Создание благоприятной обстановки для активного включения в игру воспитанниками.

Осмысление значимости темы.

6 мин.

Что такое «Конституция РФ».

Сообщение материала, сопровождающегося презентацией.

Осмысление значимости темы.

8 мин.

Презентация сценок «Есть ли у меня право?».

Сообщение материала, сопровождающегося презентацией.

Осмысление значимости темы.

8 мин.

Интерактивная беседа «Ваши права»

Мотивация воспитанников к участию в беседе.

Активное участие в беседе.

8 мин.

Мини-лекция «Обязанности граждан РФ»

Сообщение материала, сопровождающегося презентацией.

Осмысление значимости темы.

7 мин.

Пресс-конференция «Обязанности граждан РФ».

Сообщение материала, сопровождающегося презентацией.

Конструктивный диалог.

5 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов мероприятия (рефлексия).

Заключительная беседа.  

Осмысление значимости темы.

Учебно-материальное обеспечение:

Оборудование аудитории: конспект внеклассного мероприятия, столы и стулья по количеству воспитанников,  презентация, мультимедийное оборудование, текст основного закона страны с поправками и дополнениями за последние годы, плакаты с определениями «Человек», «Гражданин», «Конституция РФ», высказывание - “Самое святое, что есть у Бога на земле, - это право»  И.Кант, нем. философ, XVIII–XIX вв.

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Воспитатель Терехов В.Р.

Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода человека и гражданина».

Время: 45 минут   Контингент: воспитанники 6«Е» класса

Цель: формирование гражданско-правовой культуры воспитанников.

Задачи:

  • формировать у воспитанников активную гражданскую позицию;
  • формировать умение аргументировать  свое мнение;
  • формировать представления у воспитанников о таких понятиях, как «права и обязанности гражданина», «Конституции РФ», «свобода»;
  • воспитывать уважение к российскому законодательству;
  • воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за  свою страну;
  • прививать интерес к правам современной жизни в игровой форме.
  • развивать лучшие качества воспитанников: патриотизм, гражданственность, ответственность.

Используемые технологии (отдельные элементы):

  • элементы технологии деловой игры;
  • технологии ИКТ;
  • элементы технологии развития критического мышления.

Подготовительная работа с воспитанниками: подготовить группу ведущих из 9 класса и  группу кадет, которые будут участвовать в сценках.

Социализация: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

Ход мероприятия:

Этапы

Элементы
технологий

Содержание

Формирование УУД

Вводный

(актуализация, мотивация, целеполагание)

- Элементы технологии деловой игры.

Актуализация темы мероприятия, целеполагание

Личностные:

Формирование готовности воспринимать информацию.

Познавательные:

Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Научиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий.

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Основной

(организация деятельности по достижению результатов)

- Элементы диалоговой технологии;

- Элементы; технологии развития критического мышления;

- Элементы; технологии ИКТ.

Воспитатель совместно со старшеклассниками сообщает воспитанникам Что такое «Конституция РФ».

Проигрывание проблемных ситуаций «Есть ли у меня право?».

Интерактивная беседа «Ваши права»

Мини-лекция «Обязанности граждан РФ»

Пресс-конференция «Обязанности граждан РФ».

Личностные:

Формирование готовности воспринимать информацию. Формирование ценности гражданско-правовой культуры.

Познавательные:

Получение теоретических и практических знаний о правах и обязанностях граждан РФ.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать оратора, устанавливать выделенные воспитателем целевые приоритеты.

Коммуникативные:

Умение соблюдать диалоговый этикет.

Умение работать в группах.

Заключительный

(рефлексия)

- Элементы диалоговой технологии

Подведение итогов. (рефлексия).

Личностные:

Формирование готовности воспринимать информацию.

Познавательные:

Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные:

Следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.

I. Подготовительный этап

1) Тема: «Конституция РФ. Права, обязанности и свобода человека и гражданина».

2) Цель: формирование гражданско-правовой культуры воспитанников.

   Задачи:

  • формировать у воспитанников активную гражданскую позицию;
  • формировать умение аргументировать  свое мнение;
  • формировать представления у воспитанников о таких понятиях, как «права и обязанности гражданина», «Конституции РФ», «свобода»;
  • воспитывать уважение к российскому законодательству;
  • воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за  свою страну;
  • прививать интерес к правам современной жизни в игровой форме.
  • развивать лучшие качества воспитанников: патриотизм, гражданственность, ответственность.

4) Дата проведения:  12 декабря  2013 г.

5) Время проведения: 17.00 – 17.45

6) Место проведения: ГП 12 ( чайная комната)

7) Материально-техническое оснащение: конспект внеклассного мероприятия, столы и стулья по количеству воспитанников,  презентация, мультимедийное оборудование, текст основного закона страны с поправками и дополнениями за последние годы, плакаты с определениями «Человек», «Гражданин», «Конституция РФ», высказывание - “Самое святое, что есть у Бога на земле, - это право.” И.Кант, нем. философ, XVIII–XIX вв.

8) Форма проведения: деловая игра.  

II. Ход проведения деловой игры (полный конспект)

Вступительная часть:

Приложение 1.

(Слайд 2)

Воспитатель: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

(Слайд 3)

Основная часть:

Слово ведущего:

- 12 декабря мы вместе со всей страной будем отмечать День Конституции.

Что такое Конституция?

В переводе с латинского это слово означает “устройство”. Согласно энциклопедическому словарю, конституция - это основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования представительных (т.е. избираемых) органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан.

Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. Действовать в рамках Конституции – это значит думать о счастье, свободе, справедливости для себя и для всех.

(Слайд 4) - содержание с названиями глав Конституции.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о содержании второй главы Конституции “Права и свободы человека и гражданина”. - Ребята, а вы знаете, в чем отличие понятий “Человек” и “Гражданин”? Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Эта принадлежность подтверждена в нашей стране следующими документами: свидетельством о рождении и паспортом. Вы уже знаете об основных правах Ребенка, которые закреплены в Международной Конвенции по правам Ребенка. А какие есть права у граждан России? Выберите и прикрепите их к доске.

(Слайд 5)

(Ребята выбирают из наборов карточек на их столах те права, которые на их взгляд наиболее важны.)

Примерные варианты ответов:

Право на жизнь.

Право на образование.

Право на труд и т.д.

(Слайд 6)

Воспитатель: Мы уже знаем, ребята, что все эти права принадлежат гражданам России.

А может ли этими правами воспользоваться кто-то другой?

К вам пришли гости и они хотят с вами посоветоваться. Подскажите им, есть ли у них права или нет?

Перед зрителями появляется мальчик Вениамин.

- Ребята, я приехал из Амурской области. Я должен учиться в 7-ом классе. Но нашу школу затопило во время наводнения. Скажите, могу ли я учиться в вашей школе и в вашем классе?

Примерные ответы: Да, потому что ты гражданин России и имеешь право на образование.

Перед зрителями появляется второй персонаж – вождь племени Тумбу – Юмбу Синее Перо.

- Здравствуйте, ребята. Я приехал из очень далекой страны. Я хочу изучать ваш язык и вашу культуру. Скажите, могу ли я заниматься этим в вашей стране?

Примерные ответы ребят: Да, потому что культурные права распространяются как на граждан страны, так и на не граждан.

Перед зрителями - Оптимус Прайм (инопланетянин).

- Приветствую вас, земляне! Мы давно наблюдаем за вашей цивилизацией, Каждый год мы посылаем наши корабли исследовать планету Земля и вашу страну. Скажите, могу ли я и мои друзья служить в ваших вооруженных силах, чтобы защищать вашу страну от вторжения Десептиконов?

Прмерные ответы ребят: Спасибо, дорогой Оптимус, но в нашей армии могут служить только граждане России.

(Слайд 7)

Интерактивная беседа «Ваши права».

Ведущий: А теперь мы начинаем беседу “Ваши права”. Если ответ на какой-либо вопрос вызовет у вас затруднение, то вы можете обратиться за помощью к консультантам. И так, посмотрите на карточки с перечисленными на них правами. Все права делятся на четыре основные группы:

- личные или гражданские,

- социально-экономические,

- культурные,

- политические.

По Конституции РФ все права и свободы человека защищаются равным образом.

Конституция РФ гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Приложение

Воспитатель: Ребята, как называется группа прав, которые дают право гражданам на участие в управлении страной и гарантируют избирательное право.

- Какие права еще относятся к этой группе?

- К какой группе прав относится право на образование и на занятие творчеством? Почему они относятся именно к этой группе?

- Права, которые принадлежат всем людям без исключения от рождения называются личными. Какие это права, перечислите их.

- А к какой группе прав относятся оставшиеся на ваших столах карточки с перечисленными правами?

(Слайд 8)

Мини-лекция «Обязанности граждан РФ».

Воспитатель: Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.

Обязанностей всего четыре:

- беречь памятники истории и культуры;

- беречь природу и окружающую среду;

- защищать Отечество;

- платить налоги.

Это очень важные и необходимые обязанности. Если не платить налоги, то перестанет развиваться образование и медицина, не будет работать транспорт, исчезнут музеи и спортивные сооружения. Если не защищать свое Отечество, на него могут напасть враги, которые могут помешать развиваться нашему государству. Охранять памятники истории и культуры граждане России должны для последующих поколений, чтобы и они знали о нашем великом прошлом. А защита природы и окружающей среды дает нашим гражданам чистую воду и свежий, не загрязненный газами и ядовитыми веществами, воздух. Здоровая природа – это залог существования здоровых поколений людей.

Какие же обязанности есть у граждан России?

Ребята называют и записывают на доске основные обязанности. Нужно зачитать записи.

  • Беречь памятники истории и культуры.
  • Беречь природу и окружающую среду.
  • Платить налоги.
  • Защищать Отечество.

(Слайд 9)

Пресс-конференция «Обязанности граждан РФ».

Воспитатель: К вам снова пришли гости: Оптимус Прайм, вождь племени Тумбу-Юмбу Синее Перо и Вениамин из Амурской области.

Вы, ребята, будете отвечать на их вопросы.

Оптимус Прайм: Ребята, я скоро улетаю на свою планету. Что я смогу рассказать своим товарищам о том, кто защищает вашу страну и почему они это должны делать?

Ребята рассказывают об обязанности защищать Отечество.

Вождь Синее Перо: Ребята, вы знаете, я очень интересуюсь вашей историей и культурой, но я боюсь, что культура и история могут быть забыты со временем. Кто является хранителем ваших исторических памятников?

Ребята рассказывают об обязанности охраны памятников истории и культуры.

Вениамин: Ребята, как вы думаете, где государство возьмет средства на восстановление школ, больниц, дорог и всего необходимого для жизни в нашей области?

Ребята поясняют Вениамину, что для этого и существуют налоги.

- Спасибо, ребята, за ваши интересные ответы. А теперь мы все вместе реализуем право на отдых. (Гости проводят физминутку в виде танцевальных движений).

Заключительная часть:

Подведение итогов. (Рефлексия)

(Слайд 10)

Викторина с консультантами:

- Когда в России отмечают День Конституции?

- Что такое Конституция?

- Чему посвящена вторая глава Конституции РФ?

- На сколько групп делятся права граждан в Конституции РФ?

- К личным правам относятся (консультанты начинают логическую цепочку, ребята продолжают).

- К политическим правам относятся…

- К социально-экономическим правам относятся…

- К культурным правам относятся….

- Ребята, так все-таки, может Вениамин учится в нашей школе и почему?

- Что Оптимус Прайм узнал о защите нашего Отечества?

- Понял ли Синее Перо, кто должен сохранять природу, исторические памятники и культуру? Почему они должны это делать?

- Какие обязанности, ребята, вы уже сейчас должны выполнять?

Примерные ответы:

- охранять природу и окружающую среду,

- беречь памятники культуры и истории.

(Слайд 11)

Заключительное слово ведущих.

Современная Россия еще только создает себя как правовое государство. Гарантом этого является Конституция. 20 лет – это не очень большой срок для того, чтобы сформировать гражданское общество. Общество, которое будет жить в сильном и справедливом государстве, то есть правовом государстве.

Уже сегодня каждый из вас может готовить себя стать гражданином правового государства. Потому что если каждый гражданин будет стремиться знать свои права, будет выполнять свои обязанности, предписанные ему Конституцией, будет уважать права других людей и не позволит нарушать свои собственные, тогда Россия станет подлинно правовым государством.

Используемая литература.

 

  1. Конституция Российской Федерации https://www.google.ru/url.
  2.  50 сценариев классных часов. -М.: Педагогический поиск, 2003.- 160 с. 
  3. Справочник заместителя директора по воспитательной работе [Текст] /сост. Л. В. Голубева, Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 138, [1]с. 

Методическая разработка составлена

«8» декабря 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА и ГРАЖДАНИНА

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИиОТВЕТСТВЕННОСТЬЧЕЛОВЕКА и ГРАЖДАНИНА...

Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?

В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....

Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.

Познакомить учащихся  с основными обязанностями  человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».

Серия открытых уроков Тема:  «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...