Знакомство с библиотекой.Библиотечные уроки
методическая разработка на тему

Афанасьева Марина Владимировна

Библиотечные уроки для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bibliotekoy.docx13.57 КБ
Файл posvyashchenie_v_chitateli.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с библиотекой »

Библиотечный урок в начальной школе

 

Цель урока:

 - познакомить детей с библиотекой; - дать понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал»; - записать первоклассников в школьную библиотеку.

Задачи урока:

 - объяснить правила общения с книгой и правила поведения в библиотеке; - развивать интерес к книге и чтению; - воспитывать культуру чтения.

 Наглядный материал: - библиотечные стенды; - плакаты «Как обращаться с книгой?», «Книжкина больница»; - выставки книг.

ХОД УРОКА

 Библиотекарь встречает детей у дверей школьной библиотеки с волшебным ключом. Библиотекарь: Дорогие ребята! Перед вами дверь не простая, а особенная. Эта дверь только для тех ребят, кто любит читать. Кто из вас любит чтение?

 Дети: Все. Под музыку дети входят в библиотеку.

Библиотекарь:

Что такое библиотека?

Снаружи смотришь –

Дом, как дом.

 Но нет жильцов обычных в нем.

 В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

 Вдоль стены

Вместились сказки старины:

 И Черномор, И Царь Гвидон,

 И добрый дед Мазай.

 Как называют этот дом?

Попробуй, угадай?

 Библиотека – это дом, где живут книги. Абонемент – это отдел библиотеки, где книги выдают на дом. Но есть книги, которые не выдаются на дом, читать их можно только в библиотеке, в читальном зале.

Ребята, скажите, кто из вас знает как нужно вести себя в библиотеке? Ответы детей. Библиотекарь: Правильно, ребята! Посмотрите, в нашей библиотеке имеется стенд, который так и называется «Уголок читателя», в нем вы можете прочитать как нужно себя вести в библиотеке. 

Читатели имеют право:

1.В библиотеке могут читать все школьники.

2.Книги на дом выдаются не более чем на 10 дней.

 3.Нужно внимательно просмотреть книгу при получении.

4.Потерянную или испорченную книгу читатель должен заменить такой же новой. 5.Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах.

6.Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки.

7.Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации. 8.Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания.

9. Продлевать срок пользования документами.

 10.Получать тематические и библиографические справки на основе фонда библиотеки; 11.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

 12.Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю ОУ. 

Пользователи библиотеки обязаны:

 1.Соблюдать правила пользования библиотекой.

 2.Бережно относиться к произведениям печати: не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю.

3.Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках.

4.Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки. 5.Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. .Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь.

7.Расписываться в читательском формуляре, за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1 – 2 классов).

8. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки. 



Предварительный просмотр:

Посвящение в читатели. Библиотечный урок

ЗАПОВЕДИ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ 
Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) рассказывает книга. Закончив чтение, установи, долго ли длилось событие. Обрати внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказано. Используя книги, справочники и иллюстрации, постарайся представить героев и обстановку как можно более конкретно. Если книга «толстая», читай ее по частям. Закрывая книгу, даже прочитав лишь часть ее, обдумай, что запомнилось, что взволновало, испугало, обрадовало, поразило и удивило. Сравни свое впечатление о чтении сегодня с тем, что испытывал вчера. Выделяй и объясняй себе все непонятное. 

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ 
Береги книгу: не мни, не трепли, не пачкай ее. Не перегибай книгу по корешку: от этого портится переплет. Не клади в книгу твердых предметов, пользуйся при работе закладками. Не загибай в книге углов. Не делай в книге никаких пометок и подчеркиваний. Не мусоль пальцы при перелистывании книги. Книги боятся солнечных лучей: не читайте их на ярком солнце. Книги боятся сырости: не читайте их под дождем. Книги боятся грязи и жировых пятен: не читайте их во время еды, не берите грязными руками. 

КАК ЧИТАТЬ КНИГУ 
Читай медленно, не спеша – лучше поймешь книгу. Найди на карте города, моря, горы, реки, о которых пишется в книге. Запиши в тетрадь фамилию автора и название прочитанной книги. Если встретил непонятное слово, спроси у учителя, что оно означает. Когда прочтешь книгу, подумай, кто из героев тебе больше понравился. 

Библиотекарь: Ну вот, вы ребята и познакомились с правилами поведения в библиотеке. А сейчас давайте поговорим о том, как же расставлены книги в библиотеке. Книги стоят на стеллажах или в отдельных шкафах по определенному порядку. Стеллаж – это книжкин дом, книжная полка – этаж, на котором живет книга, а на каждом этаже есть квартира. Вместо номера квартиры стоит буква алфавита А, Б, В и т.д. Что это значит? Ответы детей.

Библиотекарь: Правильно, книги расставлены по алфавиту. Для учащихся 1 – 4 классов книги расставлены не по алфавиту, а по темам. (Читаем вместе с детьми книжные разделители.) Некоторые книжки жалуются на ребят, что они не умеют бережно обращаться с ними. Посмотрите на полки, их вы увидите сразу. Чтец читает стихотворение С.Маршака «Книжные жалобы». Я книга! Я товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной… Мой чистый вид всегда приятен: Оберегай меня от пятен! Мой переплет не выгибай: Мне корешок не поломай! Привычку скверную оставь: Листая, пальцы не слюнявь! Не забывай меня в саду, Вдруг дождь нагрянет на беду. Меня в бумагу оберни! Где взял меня – туда верни! Не загибай мои листы! А про закладку помнишь ты? Запомни: я твой лучший друг. Но только не для грязных рук. Библиотекарь: И так, для того чтобы стать достойным читателем школьной библиотеки вы, ребята, должны ответить на мои вопросы и если вы правильно ответите, на все вопросы я запишу, вас, в библиотеку и вы сможете, носить гордое имя ЧИТАТЕЛЬ. И так, слушайте внимательно мои вопросы! 

Викторина о книгах 1. Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. (К.Чуковский. «Мойдодыр».) 2. Белка песенки поет, Да орешки все грызет, А орешки не простые – Все скорлупки золотые. (А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».) 
3.Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.) 
4. Где смерть Кощея Бессмертного? (На дубе - сундук, в нем заяц, в зайце- утка, в утке – яйцо, в яйце – игла.) 
5. Он сластёна любит мёд, Ходит в гости круглый год И поёт он песни вслух, Медвежонок …(Вини – Пух.) 
6.Детям всем она знакома, А живёт в лесу у гномов, Но совсем не сладкоежка, Её имя … (Белоснежка.) 7. Кто произносит волшебные слова: «По щучьему велению…»? (Емеля.) «Сивка- Бурка, вещая каурка, встань передо мной …» (Иван) 
8. К нему Карлсон прилетел, И в игры разные играл. И свой город сверху, с крыш Рассмотрел наш друг …( Малыш) 
9. Как звали шестилетнего мальчика, из деревни Простоквашино? (Дядя Фёдор.) 
10. Хоть похож он на клубок, Но себя спасти не смог. У него румяный бок – Это вкусный… (Колобок.) 11. "Ребята, давайте жить дружно!” – какому сказочному персонажу принадлежать эти слова? (Коту Леопольду.) 
12. Он весёлый мальчуган, Но совсем не хулиган. Ключик вытащил из тины Деревянный …( Буратино.) 
13. Как звали кота из сказки «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин) 
14. А как звали корову кота Матроскина? (Мурка) 
15. У него для детворы Есть воздушные шары Имеет хвостик, как крючок, Поросёнок… (Пятачок.) 
16. Скажите, а кто в этой сказке был злой, потому что у него не было велосипеда? (Почтальон Печкин) 
17. Он не знает добрых слов, Однохвост, но трёх голов Страшный и огромный он – Огнедышащий …(Дракон.) 
Библиотекарь: Не нужны были подсказки, Угадали вы все сказки, Создали их мудрецы, А вы все вместе…(Молодцы.) 
А теперь отгадайте загадки: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а корешком. Разговаривает с нами Терпеливым языком./ Книга/ 
Белое поле, черное семя. Кто его сеет, тот и умнее./Книга/ 
Кто говорит молча? /Книга/ 
Молодцы, ребята! Вы прошли испытание, и теперь мы вас принимаем в ряды юных читателей! А для этого вам необходимо произнести слова клятвы! 

Клятва юных читателей. Мы, ученики ___ класса школы, Вступая в ряды юных читателей, торжественно обещаем: Не рисовать и не писать ничего в книгах. Не вырывать листы, не вырезать картинки. Не перегибать книгу. Не читать книгу во время еды. Не класть в книгу карандаши и ручки. На улице беречь книгу от дождя и снега. 

Библиотекарь: Ну, а сейчас, ребята мы вручаем вам читательские билеты, в которых я буду отмечать, сколько книг вы прочитали в школе и сколько взяли читать домой. (Вручение читательских билетов и заведение читательских формуляров, после чего ребятам разрешается взять первую книгу из библиотеки для чтения дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с законом Ома. Урок изучения нового материала. 8 класс.

Проводится активное повторение имеющихся знаний. Далее проводится демонстрационный эксперимент устанавливающий связь между силой тока и напряжением. По экспериментальным результатам строится график и ...

Конспект урока по английскому языку во 2 кл по теме "Знакомство" с самоанализом урока

В данном документе представлен подробный конспект урока английского языка с технологической картой по теме "Знакомство" (2 класс). Цель данного урока повторить фразы из темы "Знакомство", повторить из...

Знакомство с писателем на уроках литературы.

Мне бы очень хотелось, чтобы знакомство с писателем на уроках литературы не только не умещалось в урок, но и выходило за рамки рабочей программы. Разве можно осветить творческий путь А.С.Пушкина, расс...

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация".

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация". Учебник Босова Л. Л. (5 класс)...

Статья "Знакомство с порталом "Единый урок.рф"

В 2011 году при Совете Законодателей Федерального Собрания Российской Федерации начала свою работу Комиссия по развитию информационного общества. После реформирования органа Комиссия была воссоздана п...

Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.

Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они ...