Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Иванова Юлия Владимировна

Композиция создана к празднованию великой Победы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дети и война.

Литературно-музыкальная композиция,

Посвященная 9 мая «Детство, опалённое войной»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Иванова Ю.В.

 Богданов Д.

Что есть у народа дороже детей? У любой матери, у любого отца? Не для вражды, не для убийства и разорений растили мы их, а готовили из них строителей и учителей, врачей и инженеров. Будь проклята война! На Земле, самый лучший народ – дети. Как сохранить его в тревожном XXI веке?

Лакомский С.

Война – самое ужасное событие в жизни любой страны, в котором больше всего страдают дети. Дети войны – это особое поколение. Они были лишены самого прекрасного – счастливого и беззаботного детства. Наше поколение не знает, что такое война, но среди нас живут те, кто во время войны сами были детьми.

Шарова А.

 Даже подумать страшно, произнося эти слова, они никогда не должны стоять рядом друг с другом. Эта страшная и долгая война, которая
охватила Советский Союз унесла более 28 миллионов жизней. ...И в этом числе
13 миллионов погибших детей...

 ( Песня « Нас утро встречает прохладой….)  Слайд-шоу «Довоенное»

Лакомский С.

 Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами.

Ведущий 1. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. Вглядитесь в эти лица. Многие из них навсегда потеряют родителей и останутся сиротами. А многие так никогда не станут взрослыми.

Видео «Все ещё живы»

Богданов А.

    «В блокадных днях

    Мы так и не узнали:

    Меж юностью и детством

    Где черта?..

    Нам в сорок третьем

    Выдали медали.

    И только в сорок пятом –

    Паспорта.

    И в этом нет беды...

    Но взрослым людям,

    Уже прожившим многие года,

    Вдруг страшно оттого,

    Что мы не будем

    Ни старше, ни взрослее,

    Чем тогда...»

Шарова А.

 Дети и война… Вдумайтесь в эти слова…

Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

Богданов Д.

 А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом.

Лакомский С.

 Но когда в дом приходит Война и приносит с собой кровь и боль, голод и страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигают все её ужасы, даже в более тяжелой, безысходной, отчаянной форме, и вынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Кострова Д.

    Господи, ты предвидел,

    Предвидел,… но не помог…

    За чье-то распятое детство,

    (Иль та плата мала?)

    Свое разбитое сердце

    Чья-то мать отдала…

Богданов А.

    И стало оно гранитным,

    А сквозь него навсегда

    Уходит ребенок убитый

    В вечность … и в никуда.

Видео «Дети войны»

Богданов Д

 В начале войны фашисты стремительно продвигались на Восток и оставляли за собой кровавые следы в виде тысяч мертвых тел погибших от пуль и ран, от зверств и издевательств, разрушенные города и села, заводы и фабрики, лишая крова и пищи людей, оставшихся в живых, в том числе и детей. Тысячи мирных жителей, взрослых и детей, фашисты угоняли в концлагеря и гетто.

Лакомский С.

  Что может рассказать ребёнок ? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, умирают дети!

Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Богданов Д.

Многое. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кутникова А.

 «Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя». Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Стоколос А.

Глаза девчушки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Гундарев А. ( 2а)

ЮРА КАРПОВИЧ – 8 ЛЕТ

Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»

Никитина С.

НИНА РАЧИЦКАЯ – 7 ЛЕТ

Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как немцы приехали на мотоциклах… У меня еще было два маленьких братика – четыре и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там. Офицер в очках, мне было очень странно, что фашист в очках, жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький простыл и сильно кашлял. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.

Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах горохового супа и пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался страшный визг брата,. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть.

Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь...

Кострова Д.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

Лакомский С.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Карамышева Н.А.

Я хочу вам рассказать об истории, которая произошла в моей семье и которую рассказала моя бабушка, а ей в свою очередь ее мама.

Моя бабушка тоже относится к этой категории — она дитя войны! Когда началась война моя бабушка только родилась (в 1941 году). В семье бабушки было еще семь детей и мама — моя прабабушка. Мой прадедушка ушел на фронт добровольцем, как и миллионы других советских людей, защищавших нашу Родину, но ему не суждено было вернуться. Моя бабушка так и не увидела своего отца. Еды было совсем мало, а довольно часто не было и вовсе. Летом питались даже травой-лебедой, крапивой. Зимой ели мерзлую картошку. Про сладости и игрушки и не думали. Не было и новой одежды, а ту, которая была, делили между братьями и сестрами.

Моя бабушка рассказала, что ее деревню (Калужская область, Барятинский район), захватили фашисты. Это ужасная и страшная история. На глазах родителей их маленьких детей бросали в колодцы, все пытались спрятать и уберечь своих маленьких и беззащитных детей. В том числе была и моя прабабушка. Она спрятала своих детей, но в дом ворвался немец и начал обыскивать дом, когда он добрался до того самого заветного места, прабабушка взяла полено и стукнула немца, убив его на смерть, испугавшись и растерявшись, она не знала, что делать, ведь в любой момент могли зайти другие, что и произошло, испугавшись она оцепенела, в глазах была паника, но зашедший немец оказался человечнее. Он объяснил, что его дома самого жду дети и он поможет моей прабабушке спрятать убитого немца (они  выбросили его в колодец). Тем самым он спас восьмерых детей от страшной и мучительной смерти )

Кострова Д., Маркова М.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Блокадный Ленинград.

Видео «Сокровище времён блокады»

Богданов Д.

Самыми страшными тяготами войны, особенно зимой, были холод и голод. Очень много детей умерло именно от переохлаждения и голода, и особенно в блокадном Ленинграде.

Грачиков А.

К осени 1941 года план молниеносного захвата СССР провалился. Взять Ленинград силой своей военной мощи фашистам не удавалось, защитники Ленинграда стояли насмерть. Тогда они придумали коварный план: погубить всех защитников и оставшихся жителей города в блокаде. Немецкие войска взяли город в кольцо, заблокировали все подступы к городу. В город нельзя было привезти ни продовольствие, ни медикаменты, выехать из него тоже никто не мог.

Мерзалиев И.

 В Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года. Город держался на своих запасах продуктов до середины ноября, а с 20 ноября властями Ленинграда был введён жесткий норматив по отпуску хлеба. Других продуктов к этому времени в городе почти не осталось.

Грачиков А.

Размер продовольственного пайка составлял:

• Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки

• Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 грамм

В связи с вводом таких норм, в декабре 1941г. ситуация в городе резко ухудшилась.

Смертность от голода стала массовой, люди шли куда-то по улицам по своим делам, и вдруг падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Богданов Д.

Хуже всего в блокадном Ленинграде было детям. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, а еды нет? Почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много детских почему… Хотя детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Видео «Дневник Тани Савичевой»

Мерзалиев И.

 Она так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Но не удалось спасти и Таню.

Богданов Д. Но не смотря на этот ад дети наравне со взрослыми защищали свой город: они работали на станках, под обстрелами выдавая по две-три нормы в день ,хотя зачастую падали от голода в обморок, работали в госпиталях,  помогали выжить более слабым и немощным.

Видео «Дети Ленинграда»

Грачиков А.

Малышей взрослые всеми силами пытались вывести из блокадного города. Была одна дорога, страшная дорога, но ленинградцы называли ее «Дорогой жизни». Это был маленький, но шанс спасти детей.

Дементьева Саша 2 б.

 «Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: „Дядя, не надо мою маму!“ Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: „Мама, не умирай!“ Но она умерла. Я осталась одна».

 Кручинкина Н.В.

Моя свекровь Кручинкина Ольга Михайловна в раннем детстве жила в городе Ленинграде. Сейчас он называется Санкт-Петербург. Родилась она в 1938 году на улице Боровая д.88

   До войны у неё была большая и дружная семья : мама Евдокия Максимовна, папа Михаил Петрович и 6 детей.

Её отец работал на заводе, мама шила одежду.

   Началась страшная война. Гитлер хотел уничтожить Ленинград. С началом войны семья сразу распалась : две сестры и брат ушли на фронт. Младшие Ольга, Надежда и Игорь остались дома с родителями.

Олин папа погибает от бомбы на заводе, а мама  заболела и почти не вставала с постели.

   Было страшно, холодно и голодно. В сутки давали 125 граммов хлеба.

   Мама Оли умирает, а она продолжает с ней лежать. Кажется, что мама греет своим теплом. Когда маму пришли забирать, девочка вцепилась в неё крепко-крепко и кричит так громко, что голос пропал.

  Олю и её сестру Надю отдают в детский дом.

   Чтобы спасти детей, стариков и женщин из блокадного Ленинграда, их отправили на трёх пароходах под Красным Крестом по Дороге жизни в тыл. Это было лето 1942 года. Немецкие самолёты разбомбили 2 парохода. А третий пароход продолжал плыть по кровавой воде. Он спас жизнь маленькой Оленьки.

    К 65-летию снятия блокады Ленинграда выпущена книга «Письма новому веку». Здесь опубликованы воспоминания Ольги Михайловны: «Нас привезли в Сызрань (город на Волге). Жителей оповестили, что прибывает поезд с больными от голода детьми из блокадного Ленинграда и попросили, чтобы все, кто может, пришли на вокзал с одеялами, тёплыми платками. Когда открыли вагон и сызранцы увидели этих блокадных детей – живых скелетов, обтянутых кожей – они зарыдали.

Широкова А.  

Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала.

Старый буксир отошёл от причала,
К дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала,
Спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.

Маркова Е.

Чёрная тень по воде пробежала,
Два «Мессершмита» сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала,
Злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала…

Взрывом баржу разорвало и смяло.
Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых.
Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала…

Ветер минувшего память колышет,
В странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища
Тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине
Девочка куклу уплывшую ищет.

Лагерь «Саласпилс»

Лакомский С.

 На захваченных территориях фашисты установили жестокий оккупационный режим, создали различные фашистские лагеря смерти и гетто.

Дети, угнанные в нацистскую неволю, содержались наравне со взрослыми в ужасных условиях тюремного режима, в концентрационных и трудовых лагерях, находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы передвижения, спали на нарах, одевались в лохмотья, питались баландой.

Шишкина А.

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."

Клеменьева В.
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?

Липина А.

НеуШарова Ажели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?


Шишкина А.
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...

Липина А.


Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.

Богданов А

 Узников нацистов сжигали в печах крематория (порою заживо), травили в газовых камерах, брали кровь для солдат вермахта, на них ставили страшные медицинские эксперименты, испытывали новые препараты, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения.

Липина А.

В концлагерях у узников не было имен. Каждому узнику на руку наносился несмываемый номер, который демонстрируют эти дети на фото. Для фашистов узники были не люди, а что-то наподобие скота, подопытного материала, источника получения свежей крови и органов, бесплатной рабочей силой, которая постоянно обновлялась и пополнялась новыми жертвами с захваченных территорий.

Шарова А.

 Всего, на территориях подконтрольных гитлеровцам, содержалась в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 млн. человек. Из них более 11 млн. были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждане СССР. Каждый пятый узник концлагерей был ребёнком. Это - более 1 миллиона детей.

Видео «Щит и меч»

  Широкова А.

  Мне говорят: ну, что ты можешь помнить?

    Ведь ты еще была мала.

    А я хочу неверящим напомнить:

    Мне мама память сердца отдала…

Никитина С.  

 Я помню, где четыре года были,

    Хоть и была еще мала.

    Я помню все, что многие забыли:

    Мне мама память сердца отдала!

Дугина Е.

 У меня не росли ногти, волосы, вся голова была в гнойниках. Ведь рядом с концлагерем был госпиталь для военных, и для них у нас брали кровь. Только в Саласпилсе у детей было выкачано 3,5 л крови.

Макарова Ю. ( 2 а)

После войны, когда меня угощали конфетами, я их не ела. Ведь там, в лагере, нам давали отравленные конфеты, испытывали лекарства.

Гундарев А

 Танкисты, освобождавшие лагерь, увидев нас, тощих, измученных, покрытых язвами, брали на руки, угощали всем самым вкусным. А среди них бегал военврач, стрелял в воздух и кричал: «Перестаньте кормить детей, иначе они умрут».

Дугина Д.

    Я помню щебеночные дороги,

    Сирены осипший звук.

    На память остались больные ноги

    Да сердца больного стук…

Видео «Саласпилс»

Богданов А.

 В концлагерях были убиты и замучены 2 млн. детей.

Шарова А.

 Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…

Клементьева В.

    От имени детей, которых отрывали от матерей

Шишкина А.

    От имени детей, которых закапывали заживо

Липина А.

    От имени детей, которых отправили в крематории

Лакомский С.

    От имени детей, которых лишили детства.

Липина.А.

Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучали детей.

 Лакомский С

И это каждый раз опять, -

Кляня, ругаясь без причины...

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

Богданов А.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

Шарова А.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Клеменьева В

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучали детей

Лакомский С.

Я жив. Дышу. Люблю людей,

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было.

Мужчины мучали детей.

Видео «Иваново детство»

Дети-герои

Богданов Д.

Нельзя не вспомнить ребят, которые, наравне с взрослыми в годы войны взяли в руки оружие и воевали с фашистами и сражались с ними наравне, а иногда поражая своим мужеством и бесстрашием бывалых бойцов:

           До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Лакомский С.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Шарова А.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Богданов А.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями… Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье…

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Лакомский С.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Шарова А.

Они становились юнгами на военных кораблях; в тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне.

Богданов А.

 Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Войны  шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

Богданов Д.

    «Мы великих дел не вершили

    И по трижды чужой вине,

    Как солдаты,

    В землянках жили,

    Умирали,  

    Как на войне».

Надя Богданова (Чижикова А., Лакомский С.)

Ведущий: Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Надя:  Первый раз меня схватили, когда мы вместе с Ваней Звонцовым вывесили  7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Сначала нас били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у меня  уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а меня  партизаны нашли во рву живой…

Ведущий : Второй раз ее схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Надя: Я через  15 лет услышала  по радио, как наш начальник разведки 6-го отряда Слесаренко  говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них  мое имя, я ему, раненому, спасла жизнь…

Ведущий: Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

    Лёня Голиков.  (Грачиков А., Липина А.)

Леня Голиков: Я родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области. Мой отец Лени –Александр Иванович – работал  мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой.

В 1935 году я поступил в школу. Был, как и  большинство мальчишек веселым, хулиганистым: организовывал ребячьи  игры и баталии, ходил с друзьями в  дальние походы на плотах по реке. Любил побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь. Когда в 1939 году тяжело заболел отец, то пришлось пойти работать на .

Когда началась война, и фашисты заняли наше село, я не собирался трудиться на гитлеровцев и бросил работу.

Липина А.:  С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и  его взяли связным.

 Он был награжден медалью за отвагу. В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене . Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы.

Ты помнишь свой последний бой?

Голиков: спрашиваешь…

В январе 43 года нас  по пятам  преследовали каратели, мы отступили к железной дороге . Там за железной дорогой начинался Партизанский край. Оставалось сделать один последний рывок, но произошло непредвиденное. Утром 24 января штаб бригады остановился в деревне Острая Лука, чтобы похоронить медсестру Тоню Богданову. Чтобы не привлекать внимания, дозоров решили не выставлять, просто поочередно дежурили в сарае. Деревенский староста оказался предателем и послал своего сына за карателями. Ночью мы  были окружены гитлеровцами. Отстреливаясь, мы стали  отходить к лесу. На моих  глазах у  был смертельно ранен наш комбриг. Он передал мне мешок с документами… А дальше…

Ведущий:  Автоматная очередь  .

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза посмертно.

Видео «Иваново детство» 2

Зина Портнова. (Н.Ахтырская, Мерзалиев И.)

Портнова (А.): В июне я с сестренкой приехала к бабушке в деревню. Было замечательное лето…Мое последнее лето.

Когда началась война, я решила действовать: вместе с подругами вступила  в молодёжную организацию "Юные мстители".

По заданию партизанского отряда я устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Мне было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар мне не доверял . Но однажды он на время отлучился, и я смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на меня. Сразу же  вызвали на допрос, но я всё отрицала. Тогда меня заставили попробовать еду. Знала, что еда отравлена, но что было делать -спокойно взяла ложку и стала есть. Меня отпустили. К вечеру  убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где мне оказали необходимую помощь.

М.: Неужели было не страшно?

           Зина:   Я вообще-то страшная трусиха… Но если бы вы видели, что творили фашисты!!! Ненависть давала силы, а еще вера, что мы все-равно победим… В 1943 году, когда я возвращалась с очередного задания,  попала в плен.

М.:  Фашисты  пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её.

Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги...  Отважная юная разведчица была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

 Золотой звездой героя была удостоена посмертно Ромашка - Зина Портнова. Возле  автострады, среди зеленых молодых деревьев и цветов, установлен высокий гранитный памятник. На нем золотыми буквами высечены имена погибших юных мстителей.

Липина А.

 О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?
Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Видео «Орлёнок»

Володя Дубинин. (Богдаенов А., Д)

Дубинин ( Богданов А.)

 До войны наша семья  состояла из четырёх человек. Все свое детство  Я  провел в Керчи. У моря…Мы с ребятами в каникулы каждое утро бегали на мыс купаться. Там есть отвесная скала, так из нас только я да Ванька Гриценко прыгали с нее… Когда грянула война мне  было 14 лет. Вместе со взрослыми я ушел в Старокарантинские каменоломни. С Ваней Гриценко и Толей Ковалевым  мы часто ходили в разведку: приносили в отряд  сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск.

Богданов Д.

 Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца.

Дубинин: Мы с мальчишками хорошо знали планировку подземных галерей, расположение всех выходов на поверхность. И когда в январе 1942 г., после освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен, то мы им стали помогать.

Ведущий: 2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Приказом командующего Крымским фронтом посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Лакомский С.

Я помню те усталые вагоны.

Военный быт – до мелких мелочей...

На мальчике несмятые погоны

И гулы самых искренних речей.

И губы – ученические губы...

Так чист был их нетронутый овал.

Ни в роще, ни в подъезде, ни у клуба

Девчонок он ещё не целовал.

И время ни одной чертой упрямой

Не тронуло ещё его лица.

Мерзалиев И.

И знал он в жизни только губы мамы

Да – реже – губы жёсткие отца.

Звучала клятва... Ветром доносило.

Окопный запах – им весь мир пропах...

И первая накапливалась сила

В мальчишеских доверчивых губах.

Богданов А.

Их обожгло не поцелуем горьким.

Не сладким поцелуем в час луны.

А огоньком моршанским от махорки,

Полученной с ладони старшины.

...Когда упал он, встретив пулю злую,

Лицом к земле, губами шевеля, -

Нежней и бескорыстней поцелуя,

Наверное, не ведала Земля.

Видео «Мальчики стали мужчинами»

Ахтырская Н.

  Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Грачиков А.

  Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Шишкина А.

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Мерзалиев И.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Богданов А.

 Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Липина А.

 Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Богданов Д.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Клементьева В.

 Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Лакомский С.

  С годами они превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над чем печалились? А для большей части нынешних подростков война - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания, но с хорошо узнаваемой формой, нечто вроде "старых песен о главном".

Богданов Д.   И в принципе это будет верно, но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.

Липина А.

Дети в условиях войны раньше взрослеют, раньше осознают истинные ценности жизни, на первом месте среди которых стоит сама жизнь: своя и своих близких, здоровье, мир и покой в доме, безопасность своей Родины. Дети раньше начинают понимать насколько важно в тяжелой обстановке научиться терпению и выдержке.

Богданов А.

Сейчас 21 век…Мир, прошедший и содрогнувшийся от ужаса той страшной войны, кажется должен запретить себе даже думать об убийстве и смерти. Но нет…Всё так же стреляют в ни в чем не повинных людей, все так же льётся человеческая кровь! Всё так же гибнут дети! Я-ненавижу войну! Я хочу учиться и дружить!

Ахтырская Н

 Я-ненавижу войну! Я хочу , чтобы все дети на этой планете были счастливы!

Стоколос А.

 Я-ненавижу войну! Я хочу, чтобы мир был вечен, и не было страха потерь!

Видео «Дети против войны»

Песня «Хотят ли русские войны»

Шарова А.

Давайте поклонимся всем, кто сделал всё, чтобы мы сейчас жили и учились, дружили и влюблялись, мечтали и смеялись.

Богданов А.

Тем, кто отдал свои жизни ради нас!

Лакомский С.

 Давайте ещё раз вспомним тех, про кого мы сейчас рассказали и о миллионах безвинных жертвах войны. Наступает минута  молчания.

Слайд-шоу «Дадим шар земной детям!» (выходят дети с игрушками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно - музыкальная композиция "Женское лицо войны".

Данная композиция расширит кругозор учащихся, заставит задуматься над вопросом, "какой ценой завоёвано наше счастье"....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Живая память войны"

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Живая амять войны"...

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...