Зимушка-зима
план-конспект

Неймышева Татьяна Петровна

Сценарий праздника для учащихся начальных классов о зимних народных праздниках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_-_zimushka-zima.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-развлекательный праздник для учащихся начальной школы

«Зимушка-зима»

Цели: создание условий для формирования у обучающихся начальных классов интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Познавательная цель: расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа;  познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи:

  1. Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.
  2. Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.
  3. Воспитывать уважение к культурам других народов.
  4. Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  5. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Оформление зала: зал оформлен в стиле русской избы, печка, на доске окно, под окном стоит сундук, атрибуты для игр, костюмы героев.

Действующие лица: Бабушка, 3 внучки; месяцы Декабрь, Январь, Февраль; колядовщики, Домовой.

Ход праздника

У печки сидит Бабушка, прядёт, поёт 2 – 3 куплета:

Песни "Ой, да на прялке я пряла " (Мелодия, исполнение, аккомпанемент Ирины Алексеевой под редакцией Владимира Коробова)

Ой, на прялке я пряла -
Колесо вертелося.
Ой, холстину я ткала -
От души напелася.

Расшивала её я
Ой, да при лучинушке...
Да сосватали меня -
Быть беде-кручинушке.

Увезли меня в хоромы,
Что в далёком, том краю
От крыльца родного дома
Да в чужую мне семью.

Я вставала рано, рано,
Мыла горницы с песком.
Ах, судьба, как злая рана -
Вою тихим голоском.

Ой, в родимой стороне
Светит ярче солнышко.
Часто, часто снится мне
Милая сторонушка.

Где на прялке я пряла -
Колесо вертелося.
Ой, холстину я ткала -
От души напелася.

Увезли меня в хоромы,
Что в далёком, том краю
От крыльца родного дома
Да в чужую мне семью.

Злата, серебра не надо -
К милой рвусь я матушке,
Чтобы быть всегда с ней рядом,
Да с родимым батюшкой.

Источник:
https://www.chitalnya.ru/work/1290822/

Бабушка: Ох, как хорошо у печки! А за окном холод, Крещенские морозы на дворе. (выглядывает в окно) Ну, что случилось? Где мои внучатки так долго заигрались? Дети, дети… и холод им нипочём. Ох, ох.  (В избу вбегают три девочки, здороваются) Здравствуйте, мои касатики. Замёрзли? Раздевайтесь, пристраивайтесь здесь вот, у печки. (Дети раздеваются, усаживаются на сундук, шумят, смеются, толкаются) Да угомонитесь вы, непоседы. Ничего-то не боитесь.

1-я внучка: А чего, бабушка, бояться?

Бабушка: Ой, детки, так ведь зима на дворе, рано на улице темнеет, всякой нечистой силы полно бродит: и чертей, и леших, и ведьм…

Внучки смеются.

2-я внучка: Ну, бабушка, ты и скажешь! Ведьмы, лешие! Мне даже стало страшно!

3-я внучка: А я вот ничего не боюсь, не верю я в эти сказки.

Бабушка: А зря, внученька, зимой всякое бывает, а ещё её зимушкой-зимою, зимонькой называли. Отсчёт в народе вели с первых заморозков и до первой капели. В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета. Это отразилось и в русских пословицах и поговорках. Ну-ка, я проверю, как вы их знаете.

    Ребята, пожалуйста, закончите пословицы и поговорки.

Зимой тулуп - … (всякому люб).

Зимний снег глубокий - … (летом хлеб высокий).

Зимой морозы, - … (а летом грозы).

Декабрь мостит мосты - … (без топора, без гвоздей, без досок).

Январь – году начало, - …. (зиме – середина).

В феврале день дню рознь: - …. (нынче тепло, а завтра мороз).

        В народе зиму представляли в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются брёвна. Ох, порою так затрещит, застучит, что душа в пятки уйдёт. Люди такие и названия придумали зиме! Кто знает, какие названия придумали люди зиме? (Дети отвечают) А я сюда приглашаю несколько ребят, пусть они скажут. А для этого им нужно собрать из букв народные названия зимы.

(Закончив работу, дети называют: ЗАМОРОЗЬ, ЛЕДОСТАВ, РЕКОСТАВ, ОЗНОБЕНЬ, ЛЮТОВЕЙ.

Бабушка: Любит Морозко людей треском пугать да чудеса творить!

1-я внучка: Бабушка, какие чудеса?

Бабушка: А видели лес и деревья на окнах? Разве это не чудо?

2-я внучка: Да, он окна так разукрасил! А в лесу деревья в какие богатые шубы одел!

3-я внучка: Бабушка, да Морозко – настоящий художник!

Бабушка: Посмотрите, как он наше окно кружевными узорами украсил.

Сильный стук в дверь.

Бабушка: Ну вот и гости пожаловали.

1-я внучка: Ой, бабуленька, не открывай, страшно.

Бабушка: Ты что, внученька. Как не пустить в такой мороз? Входи, дорогой гость.

Входит Декабрь.

Декабрь: Здравствуйте, хозяева (кланяется). Можно к вам? Слышу веселье, детские голоса. Дай, думаю, зайду.

Бабушка: Проходи, мил человек. Хоть и старая я, многих в нашей местности людей знаю, но вас впервые вижу, или с памятью что стало.

Декабрь: Нет, бабушка, с памятью у Вас всё в порядке. Редко я в гости к людям захаживаю. А кто я? Я вам не скажу, попробуйте сами отгадать. Слушайте мою загадку:

Меня называют вершиной года,

Студенем, хмуренем, стужало.

Дети отвечают: «Декабрь!» Если дети не могут отгадать, то им делаются Декабрём ещё подсказки.

Декабрь: Правы вы, ребятки. Молодцы!

Бабушка: Вот и ещё зимнее чудо: сам Декабрь-батюшка к нам пожаловал. А где братья-то Ваши, Декабрь?

Декабрь: Братцы-то мои на своих постах: Январь на службе, Февраль очереди своей дожидается. Встречаемся мы только раз в году, когда пост передаём. (вздыхает)

3-я внучка: Что Вы, Декабрь, так тяжело вздыхаете?

Декабрь: Да как мне не вздыхать?! Мы вот много радости, веселья да праздников людям приносим, а люди всё равно весну и лето ждут.

3-я внучка: Не хотим мы зимние месяцы обидеть, ведь каждое время по-своему хорошо. А летом, батюшка Декабрь, мы зиму ждём.

Декабрь: Правда?

1-я внучка: Правда. А вот Вы о праздниках говорили. Я что-то  никаких праздников в декабре не знаю, кроме Нового года.

Декабрь: Ой, да вы что! В декабре 24 народных праздника, почти каждый день. Это и День Прокопа, и Введение, и День Наума и многие другие. У каждого праздника есть свои обычаи. Например, 1 декабря – праздник народных зимних игр и забав, день Платона и Романа. Говорили: «Каков Платон и Роман – такова и зима». Праздник справляли шумно, весело всем селом, деревней или улицей. Выходили на открытое место, веселились, хороводы водили, играли. Давайте тоже поиграем.

Игра Декабря «Весёлый посох»

Все встают в круг и Декабрь по кругу пускает свой посох со словами:

Ты катись, весёлый посох,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый посох,

Тот сейчас станцует нам.

И так несколько раз. Таким образом набирается 8 – 10 ребят. Эта группа ребят пляшет «Барыню».

Декабрь: А как не вспомнить самый главный мой праздник?! Какой? (Дети отвечают: «Новый год!») Вот-вот, давайте вспомним вашу самую любимую праздничную игру.

2-я внучка: Дорогой Декабрь, давайте я Вас с современной игрой познакомлю, мы её очень любим.

Песня-хоровод «С новым годом, ура!» (с движениями) – под мелодию «Буги-вуги»

Руку правую вперёд,

А потом её назад,

А потом опять вперёд

И немного потрясём.

Закружимся, как снежинки,

И кружится не боимся,

И в ладоши хлопаем вот так!

Потом можно несколько раз повторить, но меняя: НОГУ, УХО, ПЛЕЧО…

Декабрь: Молодцы, ребята, хорошо умеете играть!  Никакие вам злые силы не страшны. Ну, пора мне. Хоть и весело у вас, но тяжело дышать теплом. До свидания!

Декабрь, уходя, в дверях встречается с Январём, здороваются, передают друг другу посох.

Январь: Здравствуйте, хозяева (кланяется).  Кто я? (Дети отвечают: «Январь!») А кто знает, как меня в народе называют? Почему?

2 – я внучка: Я знаю: просинец!

Январь: А в январе есть какие-нибудь праздники? (Дети называют известные им праздники) Да, верно, Новый год недавно отметили. А я хочу рассказать о других праздниках. Например, Рождество встречают с 6 на 7 января – это Сочельник, а отмечается Рождество 7 января. И с него до 19 января наступают Святки. Это многодневный праздник. Святки издревле считались колдовскими, волшебными. В Святки занимались гаданием да колядованием.

3-я внучка: А я знаю, что Коляда – это такие песни-пожелания. Люди в это время наряжались и ходили по домам, распевая колядки. Считалось, что если в дом пришли колядовщики, то в этом доме весь год будет счастье.

Бабушка: А хозяйки пекли печенье в виде животных, козюльками их называли. Ими и одаривали  колядовщиков. Вот они и у меня есть  ( показывает на стол). Если придут колядовщики, то от меня не уйдут с пустыми руками.

Звучит народная музыка. Входят колядовщики.

Колядование:

  1. Коляда, коляда,

Уроди пирога,

Уроди пшеничку

На всякую птичку.

  1. Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять:

- Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

- Я во поле ночевала,

А теперь и к вам пришла.

  1.  Хозяин, хозяйка,

Будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме,

То и нам подайте:

Пирога да в каши,

А на верх козюльку,

А под низ – копейку,

Денежку-монетку.

Хозяйка: Дренди-бренди, балалалйка,

                 Веселее заиграй-ка.

                 Кто частушки петь умеет,

                 Выходи сюда скорее.

1: Я маленький мальчик,

    На дудке играю,

    На дудке играю,

    Всех вас забавляю.

    А вы, люди, знайте,

    Копейку подайте!

                                2: Коляда, коляда, колядин,

                                 Я у батюшки один,

                                 Коротенький кожушок,

                                 Дай, хозяка, пирожок.

3: Я маленькая девчоночка,

    Вилась из бочоночка,

    Надела красный колпачок,

    Пожалуйте пятачок.

                               4: Сею, вею, посеваю,

                                   С Новым годом поздравляю.

                                   Открывайте сундучки,

                                   Подавайте пятачки.

5: Добрым хозяевам

    Корову с телёнком,

   Лошадь с жеребёнком,

   Свинью с поросятами.

                               6: У хозяева в дому

                                 Велись бы телятки
                                Ягнятки, жеребятки,

                                 Козлятки, поросятки,

                                 Цыплятки да утятки.

ВСЕ: Родись рожь-пшеница

          На счастье, на здоровье!

  1. Мы не сами к вам идём,

Мы козу во двор ведём.

Бабушка: Козу? А зачем козу?

  1. У нас козе не простая.

У кого в доме побывает коза,

У того хлеб богатый родится.

  1. Где коза проходит,

Там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостиком,

Там и рожь взойдёт кустом.

Где коза шагнёт ногою,

Там хлеба взойдут копною.

  1. Ну, давайте позовём козу нашу:

«Коза, коза, иди сюда!»

ВСЕ: Идёт в гости коза,

          К вам коза-дереза,

          Идёт коза рогатая,

          Идёт коза богатая.

Коза идёт в ритм и потом падает к хозяйке.

Бабушка: Что случилось? Почему коляда упала? Может, ей помочь встать?

  1. Это коза особенная, она встаёт только тогда, когда ей дарят подарки.

Бабушка: А что же она любит?

  1. Нашей козе немного надо:

Ведёрко гречки

Да горшок овса на кончик хвоста.

  1. Поверх него колбаса

Да три куска сала,

Чтобы коза встала.

Хозяйка всех угощает. Колядовщики танцуют и поют:

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Январь: Весёлые у нас ребятишки! Молодцы!

Бабушка: Если колядовщики заходят в дом, значит будет счастье и удача в новом году.

Январь: Вот и настала нам пора прощаться.

Январь уходит и встречает в дверях Февраля, приветствуют друг друга.  Входит Февраль.

Февраль: Здравствуйте.

Бабушка: Здравствуй, гостьюшко, проходи, Февралюшко.

Февраль: А как вы узнали, кто я?

1-я внучка: Мы даже знаем, как Вас в народе зовут.

Февраль: Как?

2-я внучка: Лютнем, снеженем, вьюговеем, бокогреем, свадебником.

Февраль: А почему меня так называют?

3-я внучка: За морозы сильные и вьюги, которые бывают очень часто. Бокогреем – за солнце, которое светит уже сильнее, а свадебником – так в феврале свадьбы чаще всего в старину играли.

Февраль: Правильно. А ещё, я месяц, рассекающий зиму и весну. Исстари в феврале секли, подсекали лес, освобождая землю под будущие посевы.

3-я внучка: А в феврале есть какие-нибудь народные праздники?

Февраль: А как же! На праздники я тоже богат. Мой любимый праздник – Кудеса, празднуется 10 февраля. Кто знает, что такое Кудеса?

1-я внучка: Кудеча – это Барабашка, то есть Домовой. В этот день он особенно начинает кудесить, пугать людей, то в лягушку превратится. 10 февраля люди старались задобрить Домового: оставляли ему на ночь еду, а днём хвалили. Народ знал, что если не задобрить Кудеса, то в доме не будет покою, да и животные не будут водиться. Вот какой день.

2-я внучка:  А у нас в школе, наверное, тоже есть Домовой, ведь школа – наш второй дом. Давайте проверим.

Вызывают Домового.

Февраль: Ну, давайте. Повторяем за мной: Кудеса, Кудеса, выходи скорей сюда.

Выходит из-за печки Домовой.

Домовой: Вы меня звали? А вот и я. Здравствуй, хозяин Февраль. Здравствуйте, люди добрые. Слышал я всё, о чём вы здесь говорили. Всё это правда. Ох, как мне обидно, когда вы мне гостинца не оставляете, добрым словом не поминаете, особенно 10 февраля – это ведь мой день! Раньше даже специального колдуна приглашали, чтобы он читал заговоры, задабривающие меня. Но иногда я люблю просто поиграть с вами. Ребята, давайте с вами поиграем.

Игра «ДОМОВОЙ».

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий

в кругу.

Дедушка

Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, показанные Домовым.

Февраль: спасибо, Домовой. Иди к себе за печку, и мне, ребята, пора. Увидимся в феврале.

Февраль уходит.

Бабушка: Ну, внучата, верите теперь, что чудеса бывают, особенно зимой. Не забывайте, что в жизни много чудес. Их дарит нам зима и праздники. Итак, какие народные праздники мы отмечаем зимой?

Надо их сохранять и для наших потомков, чтобы не прерывалась связь поколений.

Выглядывает в окно. Звук вьюги.

Ох, как вьюга завывает! А у печки так тепло, вот самовар закипает. Всех приглашаю к печке, к самовару, чайку и пирогов моих отведать.

Праздник завершается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Игровое занятие "В гости к Зимушке-Зиме"

Игровое занятие для учащихся со сложной структурой дефекта, направленное на социальное и эмоционально-волевое развитие...

Литературный вечер "Зимушка-зима"

Отличие данного   мероприятия   от традиционных  состоит в том, что он  построен  по методике Эдварда де Боно.Ребята рассуждают о зиме:  хорошее это время года или п...

Сценарий спортивного - театрализованного праздника "Зимушка - зима"

Сценарий праздника разработан для санаторной школы интернат с учетом заболевания детей. В программу вошли увлекательные и подвижные игры, а также интеллектуальные вопросы. Кроме того,в празднике были ...

Спортивно-оздоравительный праздник "Зимушка-зима"

«Зимушка - зима»Спортивно- оздоровительный праздник с элементами театрализации.Цель: способствовать формированию у учащихся потребностей в культуре здорового образа жизни....

Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"

конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе...

Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"

Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....