сценарий образовательной познавательной конкурсной программы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».
материал

Малова Людмила

Программа праздника для детей и взрослых для проведения с разными возрастными категориями обучающихся с целью приобщения к культурному наследию и изучению народных традиций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ЦРТДиЮ»

г. Каменск - Шахтинский

сценарий

образовательной  познавательной

конкурсной

программы

«ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».

        Подготовили и провели: педагоги дополнительного образования

        МБУ ДО «ЦРТДиЮ» г.Каменск-Шахтинский

 Малова Л.А.

Турлюн А.Н.

Тушина И.В.

 Белкина К.И

Мартакова М.А

        2019г

УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ

Педагоги дополнительного образования:

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» и художественное оформление праздника, выставки работ, мастер-класс по ДПИ-

Малова Л.А.,  ведущая, т/о «Дизайн-деко»  и Турлюн А.Н.

Тушина И.В. -ведущая, театральная студия «Страна чудес»

Белкина К.И. -музыкальное сопровождение, вокал, т/о «Звездопад»

Мартакова М.А.- хореографические номера, флешмобы, т/о «Жемчужина»

-обучающиеся Центра:

Т/о «Дизайн-деко»  15ч

«Звездопад» 6ч

«Жемчужина» 13ч

«Страна чудес» 18ч;

-родители 39ч.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  7-11 лет.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 18.01.2019г. актовый зал МБУ ДО «ЦРТДиЮ»,фойе.

ТИП МЕРОПРИЯТИЯ – интерактивная образовательно-познавательная конкурсная программа.

ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комбинированная (игры, конкурсы, флешмоб, фольклорная часть,  практическая работа).

«ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».

ЦЕЛЬ:    Формирование у детей чувства  любви к своему родному краю,

своей малой родине на основе приобщения к фольклору.

Воспитательные задачи:

 Прививать любовь и уважение к традициям, национальным истокам и

культуре своей страны.  

 Воспитывать чувство патриотизма.

 Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и

взрослыми.

Развивающие задачи:

 Развивать коммуникативные способности детей, внимание, память,

речь, мышление.  

Активизировать применение творческих способностей детей.

Образовательные задачи:  

 Актуализировать знания детей о песенном народном наследии и об

истоках русской национальной культуры и культуры Дона.

 Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

 Знакомить с обрядовыми праздниками .

Предварительная работа:

 Разучивание песенных народных и стихотворных текстов, изготовление оберегов «СОЛНЦЕ».

 Работа с диалектными словами.

 Прослушивание народных песен, плясок, фонограмм, беседы об их

характере.

Материалы и оборудование:

 Народные костюмы; символ коляды – солнечный диск из картона,

прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами,

мешок для колядовщиков; снежинки; 2 деревянные ложки, 4

блюдца, 20 горошин, и др. реквизиты для конкурсов.

 

 Оформление зала в стиле казачьей избы: в центре стол со скатертью

с народной вышивкой, самовар, чайная посуда; в одном углу скамейка рядом

с прялкой,

в другом – печь, горшки, утюг, ухват, веники с бантом.

Фойе- выставка детских работ «Народный оберег», «Семейное творчество»- выставка работ семьи Бурлаковой Л.А. (т/о «Дизайн- деко»)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит фоновая музыка.

Ведущие

И.В: Добрый день дорогие друзья!

Л.А: Здравствуйте гости дорогие! 

И.В: Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться, в русский пляс с душой пуститься. И узнаем, что такое Святки?

Л.А: После праздника Рождества в течении 12 дней начинались Святки.

И.В: Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали.

Л.А:  Самой главной  особенностью святок были ряженые. Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их.

И.В:  В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год.

Слышится музыка. К «дому» подходят ряженые. Стук в дверь.

И.В. Кто это к нам стучится?

Ряженые говорят за дверью.

 Аврора. Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Виолетта. Ворота отворяй

Да гостей принимай!(открывают дверь)снова звучит «Коляда», музыка стихает.

Ярик. Как зашли мы зашли

Да в хорошу хату.

Влад. Добрый  вэчир, хозяева!

Пустите щидровать!
Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы. 

(Вместе)Коляда-коляда, Отворяйте ворота, 
Открывайте дверцу, Принесите хлебца, 
Доставайте чашки, Положите кашки, 
Сладкие конфетки, Медные монетки, 
Кренделёк и бублик , И железный рублик! 
Угостите калачом, Не болейте нипочём! 
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому! 
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту, 
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки! 
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

          (читают.)

Милана: Как на улице мороз.

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать!

Ярик: Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежки копьем,

Или рубль серебром.

Ксюша: Авсень, авсень!

Завтра будет новый день!

Не дадите пирога,

Мы корову за рога.

Влад: Не дадите пышку —

Свинью за лодыжку.

Не дадите хлеба,

Стащим с печи деда.

Милана: Не дадите лапку,

Стащим с печки бабку.

Виолета: Ой, мороз, мороз, мороз!

Не велел долго стоять,

Велел скоро  подавать.

Саша: Открывай, сундучок,

Доставай пятачок.

Пятачок мало,

Давай кусок сала.

Кусок сала мало,

Открывай банку,

Подавай баранку.

 Катя:  Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога –  

Тому полон хлев скота.

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

                  Кто не даст пирога

                 Тому куричья нога!

  Звездопад (поют):

 Мыланка   ходыла,

  Васылька просыла:

  Васылько, мий батько,

  Пусты мэнэ в хатку,

  Я жито нэ жала,  

  Честный хрэст  дэржала,

  Золоту кадыльницю.

  Кадытэся, люды,

  До вас Хрыстос будэ!

  Богу свичу ставтэ,

  А нам калач дайтэ!

4. Наша Мыланка нэ сама ходэ,

Нашу Мыланку чэрэда водэ,

Наша Мыланка нэ линыва,

Чашкы и ложкы мыла…

5 Ты, Мыланка, нэ гордыся,

  Хрысту Богу поклоныся,

  А ты, Хозяйка, нэ скупыся,

  З нашой Мыланкой росплатыся!

И.В  Ай да колядовщики, молодцы!

 (несет угощение ,отдает ряженым.)

Катя:  Дай Бог тому, кто в вашем дому,

  Добрым хозяевам, дорогим гостям, милым детушкам!

  Наделил бы вас Господь и живьем, и бытьем,  

  И здоровьицем!

Дети 4 группы (ряжаные)
Дана: Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними и прабабушки

Алиса: Приходили на веселые святки

На песни всем миром да загадки.

Рита: А что такое святки?

Никита:Этот праздник самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки вдоволь ели,

Веселились две недели.

Губарева:  От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощения,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Колмыкова:  Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Л.А : (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие!

И.В: Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике).

 А теперь расскажите нам, кто же вы такие? 
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю! 
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю! 
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу! 
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! 

Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу! 
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю! 
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами! 
Л.А : Вот так знатная компания собралась!

И.В: А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит! 

А вы загадки умеете отгадывать? Да не простые, а с закавыкою! 

Загадки на святки
 


У нянюшки, у нянюшки

 Сорок восемь детушек,

 Малы были - все дружили,

Подросли - рассыпались. (колосок) 


По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака) 


Домик деревянный,

 В домике - водица. (колодец) 


Плачет, плачет рёвушка,

 Бедная головушка.

Плачет летом и весной,

А осеннею порой

Так рыдает, так рыдает,

Что почти не высыхает! (дождь) 


Не лёд, не снег, а тает. (свеча) 


Чудной Сашка –

Зелёная рубашка:

 Летом оделся,

К зиме разделся! (дерево) 


Деревянный великан

По лесам-полям шагал.

 Через реченьку шагнул

Да над реченькой уснул! (мост) 
Зрители отгадывают, получают маленькие призы. 

Л.А: Ай Да, молодцы! Все загадки отгадали.

  И.В: Ну, а какой святочный праздник без веселых игр и

соревнований? На посиделках всегда парни с девчатами соревновались, умом

и смекалкой похвалялись.

Л.А: Разделимся на две команды.Вот и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Чья команда даст больше правильных ответов, та и выигрывает и получает снежинку- холодинку.

Игра «Ведьмина метелка».

  Вызываются команды, становятся в круг и передают веник,  

украшенный бантом по кругу, пока играет музыка. У кого после окончания

музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.  

  Летом спят, зимой бегут,

  В гору – деревяшка , под гору – коняшка.            (Сани)

  Идет Егорка – бела шубенка.

  Глянули в оконце -  

  Лежит белое суконце.                                              (Снег)

  Текло, текло и легло под стекло.

  Я вода, да по воде же плаваю.                                 (Лед)

  Гуляет в поле, да не конь,

  Летает на воле, да не птица.                                    (Метель, вьюга)

  Белый Тихон с неба спихан,

  Где пробегает – ковром устилает.                           (Снег)

Игра  «Чудеса в решете».

  4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине

нужно перенести из одного блюдца в другое с помощью ложки.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим. 
Ряженый  поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!» 
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку). 
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать

И.В (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом! 


Рождественское гадание 

Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (шапочка с красным гребнем). Петушок должен встать в центр получившегося круга.


Л.А: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха.

Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих  год будет богатым на новые события и знакомства. Если к миске с зерном -  то сытным и урожайным.

Если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе.

 Если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится.

 А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка. 

И.В: Наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины?

Л.А: У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы.

И.В: Давайте пригласим  наших уважаемых мам, поучаствовать в этом конкурсе.

И.В: Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц
Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы. 
И.В: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие.

Л.А: А есть у нас парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках (подушки)
Состязаются ребята попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.

 
И.В: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавцы ясноликие!

-  А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением! А плясать вы умеете? 

Номер-шутка "РУССКИЙ СУВЕНИР" танец ,т/о «ЖЕМЧУЖИНА»

Мартакова М.А.

Флешмоб т/о «ЖЕМЧУЖИНА» (Мартакова М.А.)
Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется: 
Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла, 
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена! 
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим, 
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! 
Ножками потопали: Топ-топ-топ! 
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали! 
А потом прыжки на месте:

Вместе-вместе-

Вместе-вместе! 
Улыбнёмся веселее

 И начнём ещё быстрее!..

 (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).

Флешмоб т/о «ЖЕМЧУЖИНА» (Мартакова М.А.)

 Ведущий       

 -  Щедровки, колядки,

  Собрались ребятки.

  По деревне пошли,

  Вместе Коляду нашли.

  Коляда-маляда

  Всех ребят созвала,

  Всех ребят созвала,

  Всем гостинцы раздала.

Ведущий: Спасибо, что не обошли наш дом!  Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы, счастливы будьте,

  Живите без бед много-много лет!

  Новый год пришел, Старый угнал, себя показал!

Все дети          -  С Новым годом!

и взрослые -    С новым счастьем!

Ведущий        -  Всем, кто нас видел,

                          Всем, кто нас слышал

Дети                -  Доброго здоровья!

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжеными, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!

А мы, в свою очередь, хотим поблагодарить всех ребят, которые приняли участие в сегодняшнем мероприятии и, конечно, наших педагогов, администрацию Центра, и родителей, без помощи которых не было бы такого  праздника.

С вами сегодня работали:

Педагоги дополнительного образования:

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» и художественное оформление праздника, выставки работ, мастеркласс по ДПИ-

Малова Л.А.,  ведущая, т/о «Дизайн-деко»  и Турлюн А.Н.

Тушина И.В. -ведущая, театральная студия «Страна чудес»

Белкина К.И. -музыкальное сопровождение, вокал, т/о «Звездопад»

Мартакова М.А.- хореографические номера, флешмобы, т/о «Жемчужина»

НО на этом наш праздник не заканчивается. Мы приглашаем  всех детей и родителей в нашу «Творческую мастерскую» для совместного изготовления куколки – закрутки,  где с вами будут работать педагоги дополнительного образования: Малова Л.А. и Турлюн А.Н

После мастер-класса  сладкое угощение и каравай.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"

С давних времен наши предки славяне  встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали,  зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п...

Проект учеников 5 класса по теме "Зимние святки"

Зимние святки - одна из тем в разделе "Традиционные русские праздники" по программе "Русский фольклор"...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).

В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...

"Рождественская музыка. Готовимся к Зимним Святкам"

Открытый урок в 4 классе 3 четверти. Цели урока: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное  эстетическое богатство традиционной культуры, ознакомление учащ...

Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)

Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...

«Васильев день или Старый Новый год»

Праздник для средней и старшей группы на улице...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зелёные святки"

В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.Кратк...