Общешкольное мероприятие "Как на Кубани жить хорошо!"
методическая разработка

Долгова Татьяна Семеновна

Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани. 

 

Задачи: 1.Образовательные- познакомить детей с историческим прошлым  родного края; традициями и обычаями казаков.

2.К.- развивающие –развивать уровень гражданского и патриотического воспитания,  через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска, развивать речь учащихся, словарный запас.

3.Воспитательные- прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска    

 

Общешкольное мероприятие

« Как на Кубани 

жить хорошо

Подготовили и провели:

Воспитатель – Дмитриенко О.С.

Учитель – Долгова Т.С.

2022- 2023учебный год

Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.  

Задачи: 1.Образовательные- познакомить детей с историческим прошлым  родного края; традициями и обычаями казаков.

2.К.- развивающие –развивать уровень гражданского и патриотического воспитания,  через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска, развивать речь учащихся, словарный запас.

3.Воспитательные- прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.

Оборудование: каравай, рушник, стакан с водой, кубанская утварь, крупы (гречка, пшено, рис, пшеница, кукуруза), мешочки, скатерть, иголки, нитки, лоскуток, кружева, колосья пшеницы, деревянные лошадки, дары осени (фрукты, овощи).

Ход мероприятия

Казачка1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

Казачка2:

Приветствуем вас, добрые люди!

Добро пожаловать, гости дорогие!

Сегодня мы собрались на праздник «----------»  где вы узнаете о традициях и обычаях казаков, живущих на Кубани.  

 Казачка2: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.

У нас в гостях сегодня бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.  

Казачка1:Так же на празднике присутствует семейный коллектив __________

Казачка2: Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

Казачка1:

Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим

(Казачки подносят каравай к столу и дарят гостям)

Казачка1: Ребята, а вы знали, что для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы.

Казачка2: У нас на празднике как раз присутствует такая замечательная семья_______________Фамилия. Которая воспитала___детей, ____лет живут в счастливом браке, чтят и сохраняют традиции Кубани – их знают далеко за пределами Лабинского района.

И сейчас они для вас исполнят песню_____________________________

Ученик1: Велика и   необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.


Ученик2: Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

Ученик3: На земле кубанской,

Средь полей бескрайних

Живёт народ - казаки,

Их роду нет конца.

Казачка1: Ребята, кто такие казаки? Когда они поселились на Кубани?...Хотите узнать?

   О традициях и обычаях казаков нам расскажет бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.  

Казачка2: Кубанская земля славилась своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами. Наиболее распространенными были такие ремесла: кузнечное дело, гончарное ремесло, лозоплетение, деревообрабатывающее ремесло, ткацкое ремесло, обработка кожи.

Но у женщин, вышивание – был самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, скатерти. Особенно щедро украшались вышивкой рушники.

И сейчас для вас учащиеся 9-10 классов исполнят танец «Рукодельницы»

Казачка1: Наш праздник посвящен «Сбору урожая». На Кубани всегда земледелие было основным занятием кубанцев. Большое значение в пище казаков играли крупы. Особенно любили гречневую кашу, пшеничную, мамалыгу. Были и обрядовые каши, такие как кутья. Давайте мы с вами поиграем в игру.

Игра « Угадай крупу»  

Задание: определить на ощупь, какие крупы лежат в мешочках.  (3-4 человека)

Казачка2:  «Передай подкову»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Казачка1: «Кубанка- шапка казака»

Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову. Побеждает тот, кто из пяти раз больше оденет шапку на голову.

Казачка1: Песня от гостей_____________________________________________

Казачка2: Игра со зрителями
Доскажи словечко

Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
                                             
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/


Ну, а если командир,
полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.  /шашка, сабля/                                              

Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/

Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело? 
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…  /конь/


Величава и красива
у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/

Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
                                         
Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный…  /рушничок-полотенце/

Казачка1: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Пословицы говорят учащиеся 6 класса:

Недаром у казаков есть такие пословицы про своих любимцев:

·         Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

·         Казак сам голодает, а конь его сыт.

·         Казак без коня – что солдат без оружия.

·         Казак без коня – как соловей без песни.

 

Казачка2: Казаки воевали на лошадях, устраивали скачки, состязания.

И сейчас мы с вами устроим скачки на лошадях.

«Скачки на лошадях - джигитовка»

Выходят три наездника. Им даются палочки –лошадки и под музыку они должны проскакать кто быстрее.

                        
Казачка1: Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Поют учащиеся 5-7 классов:

  1. Заиграй гармошка громче,

Пусть девчата подпоют.

Пусть услышат во всем мире,

Как кубаночки поют.

  1. Охраняет казак дачу,
    Огород ещё в придачу.
    Враг здесь точно не пройдёт,
    По ночам казак поёт.

3. Во саду ли в огороде

 Цветики-цветочки.

 Жду казачку я свою

 В беленьком платочке.

4. Скачет по полю казак,
Притаился где-то враг.
Казак пули не боится,
Он быстрее ветра мчится.

5. Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.

6. Во саду ли в огороде

Картошечка родит,

А казачка каждый день

Кучери наводит.

7. Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

8. Мы с веселой песней дружим.

По-казачьи говорим.

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

9.Говорят, что без частушек

Нет и жизни никакой.

Мы частушки-хохотушки

Пели вам со всей душой.

Казачка2: А теперь пришло время нашим уважаемым гостям оценить творчество наших казачат.

(Гости осматривают выставку поделок, учащихся по классам и выбирают лучшие поделки и вручают призы).

Песня от гостей_______________________________________________________

Казачка1: Ну вот и подошло к концу наше замечательное мероприятие

Желаем вам, быть добрыми казаками,  любить свою Родину!

Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.  

Всем вам Мира и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....

Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

Хвойному лесу Кубани жить!

Рекламный ролик...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...