Сценарий «ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ…»
классный час (7 класс)

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДНЮ ЮНОГО ГЕРОЯ-АНТИФАШИСТА

«ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ…»

        Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

        

        Содержание мероприятия.

        Вступительное слово ст. вожатая : Не случайно наша встреча проходит в феврале – этот месяц полон памятных дат: 2 февраля окончание битвы под Сталинградом, 4 февраля – День   освобождения Черемисиновского района от немецко-фашистских захватчиков, 8 февраля – День юного героя-антифашиста, День освобождения г. Курска от немецких войск,  15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля – День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной. 

Презентация «Дети на войне»

Чтец:        Остановлюсь.

                И вздрогнет солнце,

                Когда почудится в глазах

                Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

        Как будто он такое слышит,

        Что не могу представить я.

        Земля огнем смертельным дышит.

        Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее – верить им.

        Они глядят и словно судят.

        На дне бездонных этих глаз –

        И правда тех, кто после будет,

        И горечь тех, кто был до нас.

(В. Молодяков)

        Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

        Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

        Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

        Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

  1. «… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
  2. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»
  3. «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Стихотворение «Варварство»

        Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

Чтец 1.        А мы не станем памяти перечить

                И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Чтец 2.        Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Звучит фонограмма.

        Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.

        Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя.

Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята –  значит отважные, смелые.

        Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны… 

Ст. вожатая:В городе Курске работает военно-исторический музей «Юные защитники Родины», где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За 36 лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан. Мы побывали в этом музее и посмотрели уникальные документальные и картографические материалы, фотографии, личные вещи и другие  экспонаты, связанные с событиями 1941-1945 годов и документирующие участие детей в войне.

К сожалению, сегодня невозможно рассказать обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны книги, слагаются стихи и песни. Сегодня мы познакомимся с судьбами лишь нескольких наших сверстников, Орлятах  Курской земли чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, увидим их портреты, они как будто с нами.

Рассказ о пионерах – героях

Стасик Меркулов. 11 лет  Слайд

Чтец:   Стасик Меркулов. Курский орленок.

 Когда началась война, Стасику  было всего лишь 11 лет. Мальчишка оборонял Курск вместе с отцом – подносил снаряды, заряжал пулеметные ленты. Когда отец погиб, Стас занял его место у орудия. Стасика срезала пулеметная очередь, пули попали в ноги, а одна в живот. Ребенок потерял сознание. Утром старики из близлежащего дома пошли за водой и услышали из воронки стон. Это был Стасик. Очнувшись, он кое-как дополз до убитого отца и, прижавшись к нему, провел так холодную ноябрьскую ночь. Выбраться наверх у ребенка уже не было сил. Старики не смогли отнести Стасика к себе домой, — у них уже стояли немцы, но они перенесли мальчика в бытовку кирпичного завода и уложили на пол, заботливо подстелив сена. В бытовке были выбиты стекла, можно себе представить, как было холодно и больно Стасику. Он попросил дедушку позвать маму, сказав, что на улице Хуторской живет знакомый мальчик, пусть он сбегает к маме на улицу Садовую. Когда мать и тетя окольными путями прибежали в бытовку, то увидели страшную картину. Пол был забрызган кровью, а на теле сына были глубокие рваные раны. Фашисты пытали, добивали ребенка, выбрав орудием убийства винтовочные штык-ножи.. Стасик умер в ночь на 3-е ноября 1941 года, вместе со своим отцом. На Курском воинском кладбище находится одна могила Меркулова Филиппа Григорьевича и Меркулова Станислава. Они погибли в один день.

Валентин Крохин

Чтец: Валентин Крохин.

Советский партизан, уроженец села Жадино Рыльского уезда Курской губернии(ныне Кореневского района). Великую отечественную войну встретил ребенком. Ему было 13 лет. Отец Валентина Иван Дмитриевич, должен был взорвать нефтебазу, но был схвачен и казнен на глазах у сына, который поклялся отомстить за отца. Никто не знает, как в трескучий мороз Валентин нашел партизанский отряд в Хомутовском районе. Там он много раз ходил в разведку, а весной вернулся отомстить за отца. Но был схвачен спящим с гранатой в руке,  и повешен немецкими захватчиками. В поселке Коренево (Курская область) стоит ему памятник, одна из улиц в поселке названа его именем.

Сергей Анненков

Чтец: Сергей Анненков, участник Курской битвы.

После ухода на фронт отца и брата, Сергей в 14 лет ушел сражаться за Родину. В первом же бою, когда подбил гранатой танк, был ранен в голову и тяжело контужен. Придя в сознание, услышал немецкую речь. Зная немецкий язык, понял, что враги идут добивать раненых. Напряг все силы, чтобы притвориться мертвым. Ждал очереди автомата, но вдруг удар кованым сапогом в правый висок. Пинок второго фашиста пришелся по лицу и зубам. Не помнит, сколько времени находился в шоковом состоянии. Очнувшись, пополз на звук выстрелов. Так добрался до своих. Воевал до конца войны.

Валентина Пономарева

Чтец: Валентина Пономарева.

Санинструктор Валя Пономарева вынесла с поля боя 164 раненых бойца и офицера; имеет 5 ранений, три из которых приходятся на 1944 год. Свой первый орден заслужила в 14 лет. Родом она из Курского села Платава. С начала войны была связной, партизанкой. Валя всегда отличалась храбростью. Больше всего ценила фронтовое товарищество, которое вернуло ее в строй после тяжелого ранения. В настоящее время Валентина Андреевна Пономарева (Гладкова) проживает  в г. Санкт-Петербурге.

Ведущий 1: Высшими боевыми наградами были удостоены :

Звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей,Валя Котик, Зина Портнова.
Ордена Ленина: Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды: Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

  Ведущий 2:  И это неполный список ребят героев – антифашистов. Всем им на тот момент было по 13-15 лет. И это только верхушка. Всего же боевыми наградами были награждены более 20.000 детей. Таких масштабов человечество ещё не знало.

  Ведущий 1:  Немало подвигов совершили пионеры в годы Великой Отечественной войны. Каждый из них по-своему величествен и неповторим. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, ребята.
 И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

 
Ведущий 2. Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.

Ведущий 1: Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово “терроризм”. Слово, несущее беду.

БЕСЛАН   Слайд

Чтец 2:   Беда случилась. Осень 2004 года началась со страшных событий в Беслане. 1 сентября, когда многие из вас, присутствующих в этом зале, с букетами цветов шли в первый раз в школу, в маленьком городе Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, школьные учителя и родители, пришедшие проводить детей в школу с младшими детьми на руках. Всего около 1тысячи 200 человек

(Слайды “Беслан”).

Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешалось вставать. Не давали воды. По всему залу террористы развесили взрывчатку, которая при каждом неосторожном движении могла взорваться. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Учителя и родители, оказавшиеся вместе с детьми, успокаивали их, ободряли. Одна из девочек начала молиться: “Отче наш! Иже еси на небесех…” Многие подхватили ее молитву. Террорист закричал: “Замолчать!”, а потом разрешил, ухмыльнувшись: “Молитесь, вместе встретимся в раю”. Эти негодяи думали, что, убив не в чем неповинных детей, они окажутся на небесах.

3-го сентября наши десантники начали штурм школы… От взрывных устройств, заложенных террористами в здании школы, в спортивном зале, где содержали большинство заложников, с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, в том числе 186 детей.

Презентация о Беслане

Чтец.        Я думала – война прошла.

        Ну пару дырочек прожгла

        В шинели моего отца …

        А ей все нет и нет конца.

        Пускай воюет не отец –

        Другой старик, другой юнец.

        Другая девочка в слезах –

        А всё война в моих глазах!

        И по земле идет война –

        И по весне идет война.

        По сентябрю, по январю –

        И по всему, что я люблю.

        Устали люди воевать.

        Устали люди горевать.

        Но по-пластунски словно взвод,

        Но будет день – и тих и синь,

        Паучья свастика ползет.

        И я оружие беру,

        И будет мир, и скажет сын,

        Спокойно стоя у окна:

        «Ну, вот и кончилась война…»

        Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.

        Ст. вожатая : я предлагаю почтить минутой молчания тех,  кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран, погиб от рук террористов.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. «Реквием» Моцарта.

Ведущий 1:    Я недавно смотрел старый фильм о войне   И не знаю, кого мне спросить,

                        Почему нашим людям и нашей стране,       Столько горя пришлось пережить.

                      Дети детство узнали в руинах домов,       Эту память вовек не убить,

                     Лебеда – их еда, и землянка – их кров,       А мечта – до Победы дожить.

                    Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,       Чтобы не было войн и смертей,

                   Чтобы мамам страны не пришлось хоронить      Вечно юных своих сыновей.

                   Пускай сердца, волнуясь, замирают,      На мирные дела пускай зовут,

                    Герои никогда не умирают,      Герои в нашей памяти живут!

VII. Слово ст. вожатой.

Мне  хочется показать вам белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной  шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.
История Садако Сасаки   Эти журавлики связаны с  реальной историей японской девочки Садако Сасаки, она родилась 7 января 1943 года. Когда ей было 2 года, 6 августа 1945 года на её родной город Хиросима была сброшена первая атомная бомба. Ее дом находился в полутора километрах  от взрыва. Хотя он был разрушен, девочка не получила ожогов и внешних ранений. Однако она и её мать попали под радиоактивный «чёрный дождь».  Несмотря на пережитую бомбардировку и и послевоенную бедность, Садако   росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе. Признаки болезни появились в ноябре 1954 года в возрасте 11 лет. В больнице 18 февраля 1955 поставили диагноз - лейкемия, «атомная болезнь». 21 февраля положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. 3 августа 1955 ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля. Он рассказал ей легенду о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится. Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой.
   Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Она продолжала складывать журавликов до самой смерти 25 октября 1955 года. Она успела сделать 644 журавлика… Но желание выжить не исполнилось.  Смерть Садако стала шоком для её друзей и одноклассников, которые также пережили атомную бомбардировку. Они стали думать об установке памятника ей и всем, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди собирали деньги со всей Японии. Этот памятник – статуя Садако, держащая в руках журавля – поставлен в Парке Мира в Хиросиме 5 мая 1958 года. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире». В 1990 году памятник Садако установлен в Парке Мира в Сиэтле  в США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано: «Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире».      В 2000 году возле школы Садако в Хиросиме установлен памятник золотому бумажному журавлю.  Но память о Садако  жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают и приносят  к подножию ее памятника все новые и новые фигурки. Маленькая мужественная девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.
  Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить 1000 фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…

Звучит песня «Японские журавлики»

Ст. вожатая: Давайте возьмем в руку белых журавликов. Посмотрите на них и подумайте:

  1. А что смогу сделать я, чтобы не было войны?
  2. А я смог бы поступить так, как поступили юные герои – антифашисты?
  3. Ребята! Мы вас помним!

Ребята, давайте наших журавликов мы положим сюда, рядом с портретами юных героев-антифашистов. И каждый, мысленно произнесет «Ребята! Мы вас помним»

Ст. вожатая: И пусть они будут  вместе с нами и говорят о том, что мы будем помнить всегда тех людей, которые сложили головы за наше счастье, за мир на планете Земля.

Звучит песня «Мы дети Солнца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...

Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной..."

Материал представляет собой подборку стихов о войне, песни о детстве, монтаж содержания мероприятия. Подборка позволит педагогу организовать встречу с ветеранами войны и соединить историю создания меж...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...