Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников
статья по технологии (7 класс) по теме

Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и методистов, занимающихся организацией горячего питания в общеобразовательной школе. Автор имеет высшее образование как учитель физической культуры, является руководителем ММО учителей технологии. Работа опубликована на сайте НУМИ. РУ. Методический центр. Работа создана в 2010 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников.

(исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области).

Данная работа предназначена для классных руководителей 5 -8 –ых классов, заместителей директора школы и методистов, занимающихся организацией горячего питания в общеобразовательной школе. Автор имеет высшее образование как учитель физического воспитания, имеет стаж работы в данной школе свыше 30 лет, является руководителем ММО учителей технологии. Работа  опубликована на сайте Numi.ru Методический центр.

                                               2009 – 2010 учебный год.

                                     

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Детям школьного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);  честность,  самокритичность (нравственное здоровье); коммуникабельность (социальное здоровье), уравновешенность (эмоциональный аспект здоровья). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В школьном возрасте начинается самое интересное: общение ребенка с окружающим его  миром, со сверстниками. Это повышает возможность передачи ряда инфекционных заболеваний, что вызывает необходимость обеспечить детский организм высокой устойчивостью и хорошей сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям. В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. По данным НИИ педиатрии 14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно – двигательного аппарата; 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Многочисленные исследования последних лет показывают, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Несомненно, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа школы и родителей. Наблюдения и исследования показали, что, уходя в школу, 25% детей утром не завтракают, 30% употребляют за завтраком меньше половины того, что необходимо для нормального питания, 23% детей – половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требует норма. После двух часов пребывания в школе у ребенка, не позавтракавшего утром, появляется головокружение. От правильной организации питания во многом зависит состояние здоровья учащихся. Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем,  должны в том числе, и педагоги. В школе необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.

Недостаточный охват горячим питанием обучающихся остается одной из важных проблем, стоящих перед школой. Современные требования к организации горячего питания в школе отражены в приказах МУ Управления образования, молодежной политики и развития спорта «Об организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый» (Приказ от 28.08 09 №124), «Об организации контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый»(Приказ от 28.08.09 №125), в соответствии с которыми, в школах внутренними приказами назначены ответственные за организацию питания; утверждены составы бракеражных комиссий, графики питания учащихся  по классам; составы комиссий, осуществляющих внутришкольный контроль за организацией горячего питания; утверждены списки учащихся, посещающих группу продленного дня и списки учащихся, получающих льготное питание. По итогам мониторинга, проведенного 20 января 2010 года 14% обучаюшихся  двух школ ЗАТО Светлый получают буфетную продукцию, 76% получают горячие завтраки, 56% обучающихся получают горячие обеды, школьным питанием охвачены  90 % учащихся. В СОШ №2 охват 2-х разовым питанием (завтрак + обед) составляет 70%. Перед директорами школ поставлены задачи: к 1 марта 2010 года обеспечить охват 2-х разовым горячим питанием 100% обучающихся, 3-х разовым питанием – 85% обучающихся. В этой работе автор пытается выяснить действительно ли в школе, где он работает и ведет уроки технологии в среднем звене (5 – 8- ые классы) наблюдается ухудшение здоровья школьников, в какой степени это происходит и как организация горячего питания в школе влияет на физическое здоровье обучающихся.

Цели исследования 1. Провести анализ состояния здоровья учащихся среднего звена 5-8 классов за 2 года по медицинским статистическим данным (ежегодный публичный отчет директора МОУ СОШ №2) и данным результатов ежегодного медосмотра (физкультурных медицинских групп).

2. Провести анкетирование учащихся и выяснить: а) отношение родителей – выделение денежных средств на горячее питание, контроль и использование их по назначению; б) отношение учащихся и учителей к организации горячего питания в школе; в) действия администрации школы  по улучшению материально-технической базы школьной столовой, разнообразию меню, работе с родителями и классными руководителями.

3. Выяснить охват горячим питанием учащихся за 2 года и 1-ым полугодием 2009- 2010 уч. года.

4. Обобщить полученные данные, оформить, сделать выводы и рекомендации.

Динамика соматического здоровья учащихся (медицинские статистические данные).

                  Количество учащихся

       2006

        2007

        2008

Ступень основного общего образования

Чел.

   %

Чел.

   %

Чел.

    %

Болезни органов пищеварения

  60

  29%

50

 24%

80

  36%

Вывод:

 Наблюдается рост болезней органов пищеварения в школе на 12%.

Количественное соотношение по физкультурным группам здоровья.

                                (Данные классных журналов).

   Год

Кол-во уч-ся 5-8-ых классов

  основная

подготовительная

специальная

  2008

  186

166

  89%

     3

    2%

    8

 4%

  2009

  179

146

  82%

     7

    4%

    9

 5%

Вывод: по результатам ежегодного медицинского осмотра в 2009-2010 учебном году  наблюдается уменьшение количества учащихся, отнесенных к основной медицинской группе на 7%, увеличение количества учащихся, отнесенных к подготовительной группе на 2%, специальной – на 1%.

   Количественное соотношение по медицинским  группам здоровья учащихся (данные классных журналов).

  Год

Кол-во уч-ся 5-8-ых классов

        1

        2

       3

        4

  2008

   186

 100

54%

 13

 7%

66

35,5%

 2

 1%

  2009

   179

 63

35%

 51

28,5%

47

26%

 2

 1%

Выводы: 1.Наблюдается уменьшение общего количества учащихся 5-8-ых

                 классов и в целом по школе. Это подтверждается сравнительными   данными с Энгельсской школой №24 (2008-2009 уч.год – 657 уч-ся, 2009-2010 уч.год – 599 уч-ся).                      

               2. В 2009 – 2010 учебном году количество учащихся, отнесенных к 1-ой группе здоровья уменьшилось на 19%, к 3-ей группе – на 9,5%.

Количество учащихся, отнесенных к 2-ой группе увеличилось на 21,5%.    Показатели физкультурных и медицинских групп здоровья показывают ухудшение здоровья школьников.

Сравнение показателей по физкультурным и медицинским группам здоровья в одном классе за 2 года ( предыдущий и последующий).

                                                     2008 год (5-ые классы).

                                                 

Класс

кол-во

уч-ся

Основная

группа

Подгот.

группа

Спец.

группа

     1 группа

     2

группа

      3

группа

19

     19

     -

      -

    13

    3

     3

18

      17

     -

      -

   

    10

   

     3

     4

19

      19

     -

      -

     13

     4

     2

всего

56

      55

   98,2%

     36

   64,2%

     10

     9

                                                      2009год

Класс

кол-во

уч-ся

Основная

группа

Подгот.

группа

Спец.

группа

     1 группа

      2

группа

      3

группа

19

      15

     -

      -

     5

     8

      2

18

      15

     -

      -

      5

      6

      4

18

      13

     2

     -

      8

      5

      2

всего:

55

      43

   78,2%

     2

     -

      18

     32,7

     19

      8

                                                           2008 год (7-ые классы).

Класс

кол-во

уч-ся

Основная

группа

Подгот.

группа

Спец.

группа

     1 группа

     2

группа

      3

группа

19

     15

   -

     2

     12

     1

     6

19

     18

   -

     1

     7

     1

     10

19

     17

   -

     1

     11

      -

     7

всего:

57

     50

   87,7%

   -

     4

     30

   52,6%

      2

     23

 

                                                           2009 год

Класс

кол-во

уч-ся

Основная

группа

Подгот.

группа

Спец.

группа

     1 группа

      2

группа

      3

группа

18

     13

    1

      2

     3

     8    

     6

19

     17

    -

      1

     2

     11

     5

     

18

     14

    1

      1

     4

      9

     3

 

всего:

55

     44

    80%

    2

      4

     9

   16,4%

     28

    14

Выводы: 

 Наиболее ухудшение здоровья учащихся наблюдаются в параллельных 5-ых и 7-ых классах. По физкультурным группам (2008, 2009г.):основная группа -  уменьшение количества учащихся в 5-ых классах на 12 детей - 20   %, в 7-ых классах на 6 детей - 7,7 %. По 2 учащихся перешли в подготовительную группу. По медицинским группам (2008, 2009 г.): в 5-ых классах количество учащихся, отнесенных к 1группе уменьшилось в 2 раза с 36 до 18, переход во вторую группу здоровья увеличился с10 до 19 учащихся,

В 7-ых классах число учащихся, отнесенных к 1 группе уменьшилось более, чем в3 раза ( с 30 до 9), во 2-ой группе здоровья произошло увеличение - переход из 1-ой и 3-ей групп - на 26 учащихся ( почти 50% всех уч-ся 7-ых классов), количество учащихся, отнесенных к 3 – ей группе сократилось на 9 детей.

                               Анкетирование учащихся.

1.Отношение родителей к горячему питанию детей в школе.

Выделяют ли вам родители деньги на горячее питание в школе?

                  Всегда:                        нет:                             иногда:

5-6-ые кл.             50 - 94,3%                 1- 1,9%                             2 - 3.8%

(53 уч-ся)

7-8-ые кл.             50 - 69,4%                 10 - 13,9%                        12 - 16,7%

(72 уч-ся)                                          (в 7-ых классах больше)

2.Родители контролируют или интересуются расходованием денежных средств на питание?

                                   Да:                                                  нет:

5-6-ые кл.                        46 – 86,8%                                        6 - 11,3%

(53 уч-ся)

7-8-ые кл.                          61- 84,7%                                         8 - 11%

( 72 уч-ся)

3.Выделенными деньгами распоряжаетесь вы или классный руководитель?

                                    Я:                                          кл. рук:

5-6-ые кл.                      11 - 20,8%                                           45 - 84,9%

7-8-ые кл.                      20 - 27,8%                                            51 - 70,8%

Выводы:

 94,3% родителей опрошенных учащихся 5-6-ых классов и 69,4% родителей опрошенных учащихся 7-8-ых классов всегда выделяют деньги на питание своим детям. Около 85% родителей контролируют и интересуются расходованием денежных средств на питание в школе.

 В 5-6-ых классах организованно питаются 84,9% опрошенных учащихся, в 7-8-ых классах – 70,8%.

Отношение учащихся к организации горячего питания в школьной столовой.

1.Влияет ли горячее питание на ваше физическое состояние и дальнейшую работоспособность?

                учащиеся

               Учителя (18)

  5- 6 кл. (53)

       7-8 кл. (72)

 да  39 –        73,6%

да  48 - 66,7%

          да 18 – 100%

 нет 12 – 22,6% ,  2 -затрудняюсь

нет 24 – 33,3%

          нет -  0

2.Всегда ли вы расходуете денежные средства, выделенные на питание по назначению?

                                Всегда:                                      не всегда:

5-6-ые кл.                            39 – 73,6%                                    11 – 20,6%, 3- затр.

7-8-ые кл.                            38 – 52,8%                                    29 – 40,3%

 Выводы: Около 30% опрошенных учащихся 5 – 8 классов не понимают или не осознают влияния горячего питания на организм человека. Нужна разъяснительная работа. Необходимо формировать у учащихся представление о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, знания основ рационального питания.  20,6% учащихся 5-6-ых классов и 40,3% учащихся 7-8-ых классов не всегда расходуют выделенные родителями денежные средства на питание по назначению. В 7-8 классах наблюдаются по 6-8 учащихся в каждом классе.

 

                                Анкетирование учителей (19).

     Отношение учителей к организации горячего питания в школе.  

1. В чем проблема отношения родителей к организованному горячему питанию своих детей в школе?

В уровне доходов семьи –                            9 – 47,3%

Не внимание к здоровью ребенка –             5 – 26,3%

Нежелание тратить деньги на пустяки -      5 – 26,3%

Затрудняюсь -                                                 2 – 10,5%

2. Как вы относитесь к организации двухразового питания в школе?

Положительно –                                               8 – 42,1%

Отрицательно -                                                10 – 52,6%

Затрудняюсь -                                                   1 – 5,3%

3. Изменение оборудования школьной столовой улучшило ли качество питания в школе?

Да –                                                                   10 – 52,6%

Нет -                                                                   8 – 42,1%

Затрудняюсь -                                                    1 – 5,3%

4. Ведется ли в школе работа среди родителей по привлечению к организованному горячему питанию школьников?

Да –                                                                     19 – 100%

Нет -                                                                     0

Выводы:

  все опрошенные учителя  школы разного возраста и опыта      педагогической  работы понимают значение горячего питания для физического состояния и повышения работоспособности организма человека и считают, что в школе ведется работа среди родителей по привлечению школьников к организованному горячему питанию.

 Примерно половина опрошенных учителей не считают, что изменение оборудования школьной столовой улучшило качество питания.

 К организации двухразового питания 52,6% опрошенных  учителей относятся отрицательно, 5,3% затрудняются в ответе.

  47,3% учителей считают, что проблема отношения родителей к организованному горячему питанию своих детей зависит от уровня доходов семьи, 26,3% считают, что это не внимание к здоровью ребенка и 26,3% учителей считают, что родители не желают тратить деньги на пустяки.

Действия администрации школы по улучшению материально – технической базы школьной столовой, разнообразию меню, работе с родителями и классными руководителями.

Организация школьного питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Совершенствование организации питания учащихся образовательных учреждений ЗАТО Светлый на 2008 – 2010 годы». Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

     В 2009 – 2010 учебном году в школьную столовую закуплено и установлено оборудование для подогрева и раздачи первых и вторых блюд. Раздача пищи происходит в подносы через стойку.  На видном месте вывешиваются варианты меню на неделю. С 2008 – 2009 учебного года в общеобразовательных школах ведется трехцветное меню с жетонной системой организации питания обучающихся. В данном меню на каждый день предложены три варианта готовых горячих блюд с различной калорийностью. Закуплен и установлен большой холодильный шкаф для хранения продуктов. Организовано двухразовое питание школьников, скорректирована продолжительность перемен. Ежемесячно проводится мониторинг организации питания. По итогам мониторинга, на 20 января 2010 года охват 2-х разовым питанием (завтрак + обед) в МОУ СОШ №2 составил 70 %.

Анкетирование учащихся:

Ведется ли в школе работа среди учащихся по привлечению к организованному горячему питанию?

           Да :                                                     нет :

5-6 кл.        46 – 86,8%                                          6 – 11,3%  

                                       затрудняюсь   1  -  1,9%

7 – 8 кл.      64 – 88,9%                                          8 – 11%

 

Учителя (работа среди родителей):

             Да:

                   19 – 100%            

Используются ли в вашем меню варианты (разнообразие)?

          Да:                                                         нет:    

5 – 6 кл.       49 – 92,5%                                          4 – 7,5%

7 – 8 кл.        61 – 84,7%                                         9 – 12,5%

                                        Затрудняюсь  2 – 2,8%

Учителя:    да

                     17 – 89,5%                                           2 – не кл. рук.

Выводы:

   администрацией школы и педагогическим коллективом проводится разъяснительная работа с учащимися школы и их родителями о значении горячего питания для физического здоровья школьников.

 Вопросы организации горячего питания систематически рассматривались на совещаниях при директоре, на родительских собраниях, на заседаниях управляющего совета.

 В школе имеется столовая на 200 посадочных мест, работает буфет. В меню питания обязательно входят салаты. Питание в школьной столовой отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация.

 Оплата питания производится за счет родителей обучающихся. Стоимость питания в 2008-2009 году составила 25 и 30 рублей в день в соответствии с нормативными документами. Предоставляется бесплатное питание учащимся из многодетных и малообеспеченных семей. Льготное питание по состоянию на 20. 01. 2010 года получают 49 учащихся школы. Стоимость питания в 2009 – 2010 учебном году составила                        . Согласно Закону Саратовской области от 30. 09. 2009 года №138-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об образовании» в МОУ СОШ №2 с 27 января 2010 года реализуется программа «Школьное молоко», которая предусматривает регулярное обеспечение обучающихся 1– 4-ых классов молоком в индивидуальной упаковке в качестве дополнительного питания. Для школьного питания используется молоко питьевое ультрапастеризованное для питания детей дошкольного и школьного возраста с массовой долей жира 3,5 %, обогащенное витаминами и йодом (ГОСТ  Р 52783-2007). Поставщиком молока является ООО «УК «Регион-питание». Поставка молока производится 1 раз в неделю. Объем упаковки – 0,2 литра. Стоимость – 10 рублей 30 копеек. Размер софинансирования из муниципального бюджета – 1 рубль 30 копеек. Организация раздачи и приема молока осуществляется в условиях школьной столовой работниками пищеблока, контроль за качеством обеспечивается медицинскими работниками школы. Пакеты с молоком хранятся в холодильном оборудовании.

 Включив питьевое молоко в школьный рацион питания, администрация школы надеется добиться значительного успеха в профилактике у детей школьного возраста заболеваний желудочно-кишечного тракта, кариеса, анемии, онкологических заболеваний и считает, что проект «Школьное молоко» укрепит здоровье обучающихся и сформирует правильное отношение к здоровому питанию. Всего получают молоко 208 учащихся начальных классов.

                        Охват учащихся горячим питанием.

Количество уч-ся в % от общего числа школьников    возрастной группы

На ступени основного общего образования

2006-2007

2007-2008

 2008-2009

2009-2010 (1 полугодие)

(5 – 9 классы)

100%

     50%

     36%

 42%.   70%?

   Буфет-           48,2%

В 2008-2009 учебном году охват горячим питанием в среднем по школе составил 49% (79% - в начальной школе, 19% -  в 10 – 11-ых классах). В 2009 – 2010 учебном году за 1 полугодие он вырос на 6%. Это говорит о том, что работа администрации школы  в этом направлении ведется. Недостаточный охват горячим питанием обучающихся остается одной из самых важных проблем, стоящих перед школой. Понимая пользу и необходимость приема горячей пищи детьми во время учебного процесса, не все родители психологически готовы вносить необходимую сумму денег. Поэтому важной частью решения проблемы питания в новом учебном году станет продолжение родительского всеобуча о взаимосвязи здоровья, качества обучения и рационального питания школьников. Результаты исследовательской работы обсуждались на межшкольном методическом объединении учителей технологии, на заседании Управляющего Совета, на областном семинаре учителей ОБЖ, физкультуры и технологии высшей категории в рамках курсовой подготовки. Были выявлены неточности в медицинских статистических данных, внесены поправки и уточнения. Даны рекомендации классным руководителям и учителям физкультуры  обратить внимание на физическое здоровье учащихся 5-х и 7-х классов, провести разъяснительную работу среди учащихся о влиянии рационального питания на работоспособность и физическое здоровье школьников, использовании выделенных родителями  денежных средств на питание по назначению.

Общие выводы:

                             Несмотря на улучшение материально – технической базы школьной столовой, значительной работе с родителями, учащимися и учителями (МОУ СОШ №2) со стороны администрации школы, увеличению охвата школьников горячим питанием в 2009 – 2010 учебном году на 6%, по результатам данного исследования наблюдается рост болезней органов пищеварения в школе на 12%, уменьшение количества учащихся, отнесенных к основной медицинской группе на 7%, уменьшение количества учащихся, отнесенных к 1 группе здоровья на 19%. Показатели физкультурных и медицинских групп здоровья показывают ухудшение здоровья школьников. И в этом учебном году в связи с эпидемией гриппа улучшения не ожидается. Приходится констатировать, что существуют многие другие факторы, влияющие на физическое здоровье школьников (социальные, психологические, экологические, наследственные). Исследовательская работа еще не завершена. 2-х годичные наблюдения недостаточны для выяснения влияния организации горячего питания в школе на физическое здоровье школьников. Дальнейшие цели: проанализировать пропуски уроков учащимися по болезни за 2-3 года, проанализировать результаты медицинского осмотра  учащихся 2010 года, проанализировать динамику показателей физического здоровья школьников в выявленных проблемных параллельных 5-х и 7-х классах, обобщить и сделать выводы и рекомендации.

                                          Список литературы.

1.Ежегодный публичный отчет руководителя МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области за 2007 – 2008 учебный год.

2. Ежегодный публичный отчет руководителя МОУ СОШ №2 городского

округа ЗАТО Светлый Саратовской области за 2008 – 2009 учебный год.

3.С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1986.

4.Классные журналы 5 – 8-ых классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый за 2008 – 2009, 2009 – 2010 учебные года.

5.Анкетные данные учащихся 5 – 6 классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый (53 Учащихся).

6. Анкетные данные учащихся 7 – 8 классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый

(72 учащихся).

7. Анкетные данные учителей МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый (19учителей).

8.Газета «Светлые вести» №7 от 12 февраля 2010 года статья «Пейте дети молоко – будете здоровы!»

9. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе.

Павлова М. А., Гришанова О. С., Серякина А. В. Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009.

10.Хохлакова Г. Н. Правильное питание – залог здоровья // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - 2006 - №3 – с. 81 – 87.

11. Устинова Г. Н. Улучшение качества питания школьников // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2006 - №3 – с. 21 – 25.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников.

Для  более целенаправленного  повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Организация безопасного горячего питания в школе

Положение об организации питания в школеПоложение о бракеражной комиссии в школеСтенд  "Разговор о правильном питании"...

Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...