Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников
статья по технологии (7 класс) по теме
Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и методистов, занимающихся организацией горячего питания в общеобразовательной школе. Автор имеет высшее образование как учитель физической культуры, является руководителем ММО учителей технологии. Работа опубликована на сайте НУМИ. РУ. Методический центр. Работа создана в 2010 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_dlya_publikacii_alekseeva_yu._p..doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников.
(исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области).
Данная работа предназначена для классных руководителей 5 -8 –ых классов, заместителей директора школы и методистов, занимающихся организацией горячего питания в общеобразовательной школе. Автор имеет высшее образование как учитель физического воспитания, имеет стаж работы в данной школе свыше 30 лет, является руководителем ММО учителей технологии. Работа опубликована на сайте Numi.ru Методический центр.
2009 – 2010 учебный год.
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Детям школьного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честность, самокритичность (нравственное здоровье); коммуникабельность (социальное здоровье), уравновешенность (эмоциональный аспект здоровья). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В школьном возрасте начинается самое интересное: общение ребенка с окружающим его миром, со сверстниками. Это повышает возможность передачи ряда инфекционных заболеваний, что вызывает необходимость обеспечить детский организм высокой устойчивостью и хорошей сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям. В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. По данным НИИ педиатрии 14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно – двигательного аппарата; 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Многочисленные исследования последних лет показывают, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Несомненно, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа школы и родителей. Наблюдения и исследования показали, что, уходя в школу, 25% детей утром не завтракают, 30% употребляют за завтраком меньше половины того, что необходимо для нормального питания, 23% детей – половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требует норма. После двух часов пребывания в школе у ребенка, не позавтракавшего утром, появляется головокружение. От правильной организации питания во многом зависит состояние здоровья учащихся. Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем, должны в том числе, и педагоги. В школе необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
Недостаточный охват горячим питанием обучающихся остается одной из важных проблем, стоящих перед школой. Современные требования к организации горячего питания в школе отражены в приказах МУ Управления образования, молодежной политики и развития спорта «Об организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый» (Приказ от 28.08 09 №124), «Об организации контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый»(Приказ от 28.08.09 №125), в соответствии с которыми, в школах внутренними приказами назначены ответственные за организацию питания; утверждены составы бракеражных комиссий, графики питания учащихся по классам; составы комиссий, осуществляющих внутришкольный контроль за организацией горячего питания; утверждены списки учащихся, посещающих группу продленного дня и списки учащихся, получающих льготное питание. По итогам мониторинга, проведенного 20 января 2010 года 14% обучаюшихся двух школ ЗАТО Светлый получают буфетную продукцию, 76% получают горячие завтраки, 56% обучающихся получают горячие обеды, школьным питанием охвачены 90 % учащихся. В СОШ №2 охват 2-х разовым питанием (завтрак + обед) составляет 70%. Перед директорами школ поставлены задачи: к 1 марта 2010 года обеспечить охват 2-х разовым горячим питанием 100% обучающихся, 3-х разовым питанием – 85% обучающихся. В этой работе автор пытается выяснить действительно ли в школе, где он работает и ведет уроки технологии в среднем звене (5 – 8- ые классы) наблюдается ухудшение здоровья школьников, в какой степени это происходит и как организация горячего питания в школе влияет на физическое здоровье обучающихся.
Цели исследования 1. Провести анализ состояния здоровья учащихся среднего звена 5-8 классов за 2 года по медицинским статистическим данным (ежегодный публичный отчет директора МОУ СОШ №2) и данным результатов ежегодного медосмотра (физкультурных медицинских групп).
2. Провести анкетирование учащихся и выяснить: а) отношение родителей – выделение денежных средств на горячее питание, контроль и использование их по назначению; б) отношение учащихся и учителей к организации горячего питания в школе; в) действия администрации школы по улучшению материально-технической базы школьной столовой, разнообразию меню, работе с родителями и классными руководителями.
3. Выяснить охват горячим питанием учащихся за 2 года и 1-ым полугодием 2009- 2010 уч. года.
4. Обобщить полученные данные, оформить, сделать выводы и рекомендации.
Динамика соматического здоровья учащихся (медицинские статистические данные).
Количество учащихся | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | ||||
Ступень основного общего образования | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
Болезни органов пищеварения | 60 | 29% | 50 | 24% | 80 | 36% |
Вывод:
Наблюдается рост болезней органов пищеварения в школе на 12%.
Количественное соотношение по физкультурным группам здоровья.
(Данные классных журналов).
Год | Кол-во уч-ся 5-8-ых классов | основная | подготовительная | специальная | |||
2008 | 186 | 166 | 89% | 3 | 2% | 8 | 4% |
2009 | 179 | 146 | 82% | 7 | 4% | 9 | 5% |
Вывод: по результатам ежегодного медицинского осмотра в 2009-2010 учебном году наблюдается уменьшение количества учащихся, отнесенных к основной медицинской группе на 7%, увеличение количества учащихся, отнесенных к подготовительной группе на 2%, специальной – на 1%.
Количественное соотношение по медицинским группам здоровья учащихся (данные классных журналов).
Год | Кол-во уч-ся 5-8-ых классов | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
2008 | 186 | 100 | 54% | 13 | 7% | 66 | 35,5% | 2 | 1% |
2009 | 179 | 63 | 35% | 51 | 28,5% | 47 | 26% | 2 | 1% |
Выводы: 1.Наблюдается уменьшение общего количества учащихся 5-8-ых
классов и в целом по школе. Это подтверждается сравнительными данными с Энгельсской школой №24 (2008-2009 уч.год – 657 уч-ся, 2009-2010 уч.год – 599 уч-ся).
2. В 2009 – 2010 учебном году количество учащихся, отнесенных к 1-ой группе здоровья уменьшилось на 19%, к 3-ей группе – на 9,5%.
Количество учащихся, отнесенных к 2-ой группе увеличилось на 21,5%. Показатели физкультурных и медицинских групп здоровья показывают ухудшение здоровья школьников.
Сравнение показателей по физкультурным и медицинским группам здоровья в одном классе за 2 года ( предыдущий и последующий).
2008 год (5-ые классы).
Класс | кол-во уч-ся | Основная группа | Подгот. группа | Спец. группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
4а | 19 | 19 | - | - | 13 | 3 | 3 |
4б | 18 | 17 | - | -
| 10
| 3 | 4 |
4в | 19 | 19 | - | - | 13 | 4 | 2 |
всего | 56 | 55 98,2% | 36 64,2% | 10 | 9 |
2009год
Класс | кол-во уч-ся | Основная группа | Подгот. группа | Спец. группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
5а | 19 | 15 | - | - | 5 | 8 | 2 |
5б | 18 | 15 | - | - | 5 | 6 | 4 |
5в | 18 | 13 | 2 | - | 8 | 5 | 2 |
всего: | 55 | 43 78,2% | 2 | - | 18 32,7 | 19 | 8 |
2008 год (7-ые классы).
Класс | кол-во уч-ся | Основная группа | Подгот. группа | Спец. группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
6а | 19 | 15 | - | 2 | 12 | 1 | 6 |
6б | 19 | 18 | - | 1 | 7 | 1 | 10 |
6в | 19 | 17 | - | 1 | 11 | - | 7 |
всего: | 57 | 50 87,7% | - | 4 | 30 52,6% | 2 | 23 |
2009 год
Класс | кол-во уч-ся | Основная группа | Подгот. группа | Спец. группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
7а | 18 | 13 | 1 | 2 | 3 | 8 | 6 |
7б | 19 | 17 | - | 1 | 2 | 11 | 5
|
7в | 18 | 14 | 1 | 1 | 4 | 9 | 3
|
всего: | 55 | 44 80% | 2 | 4 | 9 16,4% | 28 | 14 |
Выводы:
Наиболее ухудшение здоровья учащихся наблюдаются в параллельных 5-ых и 7-ых классах. По физкультурным группам (2008, 2009г.):основная группа - уменьшение количества учащихся в 5-ых классах на 12 детей - 20 %, в 7-ых классах на 6 детей - 7,7 %. По 2 учащихся перешли в подготовительную группу. По медицинским группам (2008, 2009 г.): в 5-ых классах количество учащихся, отнесенных к 1группе уменьшилось в 2 раза с 36 до 18, переход во вторую группу здоровья увеличился с10 до 19 учащихся,
В 7-ых классах число учащихся, отнесенных к 1 группе уменьшилось более, чем в3 раза ( с 30 до 9), во 2-ой группе здоровья произошло увеличение - переход из 1-ой и 3-ей групп - на 26 учащихся ( почти 50% всех уч-ся 7-ых классов), количество учащихся, отнесенных к 3 – ей группе сократилось на 9 детей.
Анкетирование учащихся.
1.Отношение родителей к горячему питанию детей в школе.
Выделяют ли вам родители деньги на горячее питание в школе?
Всегда: нет: иногда:
5-6-ые кл. 50 - 94,3% 1- 1,9% 2 - 3.8%
(53 уч-ся)
7-8-ые кл. 50 - 69,4% 10 - 13,9% 12 - 16,7%
(72 уч-ся) (в 7-ых классах больше)
2.Родители контролируют или интересуются расходованием денежных средств на питание?
Да: нет:
5-6-ые кл. 46 – 86,8% 6 - 11,3%
(53 уч-ся)
7-8-ые кл. 61- 84,7% 8 - 11%
( 72 уч-ся)
3.Выделенными деньгами распоряжаетесь вы или классный руководитель?
Я: кл. рук:
5-6-ые кл. 11 - 20,8% 45 - 84,9%
7-8-ые кл. 20 - 27,8% 51 - 70,8%
Выводы:
94,3% родителей опрошенных учащихся 5-6-ых классов и 69,4% родителей опрошенных учащихся 7-8-ых классов всегда выделяют деньги на питание своим детям. Около 85% родителей контролируют и интересуются расходованием денежных средств на питание в школе.
В 5-6-ых классах организованно питаются 84,9% опрошенных учащихся, в 7-8-ых классах – 70,8%.
Отношение учащихся к организации горячего питания в школьной столовой.
1.Влияет ли горячее питание на ваше физическое состояние и дальнейшую работоспособность?
учащиеся | Учителя (18) | |
5- 6 кл. (53) | 7-8 кл. (72) | |
да 39 – 73,6% | да 48 - 66,7% | да 18 – 100% |
нет 12 – 22,6% , 2 -затрудняюсь | нет 24 – 33,3% | нет - 0 |
2.Всегда ли вы расходуете денежные средства, выделенные на питание по назначению?
Всегда: не всегда:
5-6-ые кл. 39 – 73,6% 11 – 20,6%, 3- затр.
7-8-ые кл. 38 – 52,8% 29 – 40,3%
Выводы: Около 30% опрошенных учащихся 5 – 8 классов не понимают или не осознают влияния горячего питания на организм человека. Нужна разъяснительная работа. Необходимо формировать у учащихся представление о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, знания основ рационального питания. 20,6% учащихся 5-6-ых классов и 40,3% учащихся 7-8-ых классов не всегда расходуют выделенные родителями денежные средства на питание по назначению. В 7-8 классах наблюдаются по 6-8 учащихся в каждом классе.
Анкетирование учителей (19).
Отношение учителей к организации горячего питания в школе.
1. В чем проблема отношения родителей к организованному горячему питанию своих детей в школе?
В уровне доходов семьи – 9 – 47,3%
Не внимание к здоровью ребенка – 5 – 26,3%
Нежелание тратить деньги на пустяки - 5 – 26,3%
Затрудняюсь - 2 – 10,5%
2. Как вы относитесь к организации двухразового питания в школе?
Положительно – 8 – 42,1%
Отрицательно - 10 – 52,6%
Затрудняюсь - 1 – 5,3%
3. Изменение оборудования школьной столовой улучшило ли качество питания в школе?
Да – 10 – 52,6%
Нет - 8 – 42,1%
Затрудняюсь - 1 – 5,3%
4. Ведется ли в школе работа среди родителей по привлечению к организованному горячему питанию школьников?
Да – 19 – 100%
Нет - 0
Выводы:
все опрошенные учителя школы разного возраста и опыта педагогической работы понимают значение горячего питания для физического состояния и повышения работоспособности организма человека и считают, что в школе ведется работа среди родителей по привлечению школьников к организованному горячему питанию.
Примерно половина опрошенных учителей не считают, что изменение оборудования школьной столовой улучшило качество питания.
К организации двухразового питания 52,6% опрошенных учителей относятся отрицательно, 5,3% затрудняются в ответе.
47,3% учителей считают, что проблема отношения родителей к организованному горячему питанию своих детей зависит от уровня доходов семьи, 26,3% считают, что это не внимание к здоровью ребенка и 26,3% учителей считают, что родители не желают тратить деньги на пустяки.
Действия администрации школы по улучшению материально – технической базы школьной столовой, разнообразию меню, работе с родителями и классными руководителями.
Организация школьного питания в общеобразовательных учреждениях городского округа ЗАТО Светлый осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Совершенствование организации питания учащихся образовательных учреждений ЗАТО Светлый на 2008 – 2010 годы». Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
В 2009 – 2010 учебном году в школьную столовую закуплено и установлено оборудование для подогрева и раздачи первых и вторых блюд. Раздача пищи происходит в подносы через стойку. На видном месте вывешиваются варианты меню на неделю. С 2008 – 2009 учебного года в общеобразовательных школах ведется трехцветное меню с жетонной системой организации питания обучающихся. В данном меню на каждый день предложены три варианта готовых горячих блюд с различной калорийностью. Закуплен и установлен большой холодильный шкаф для хранения продуктов. Организовано двухразовое питание школьников, скорректирована продолжительность перемен. Ежемесячно проводится мониторинг организации питания. По итогам мониторинга, на 20 января 2010 года охват 2-х разовым питанием (завтрак + обед) в МОУ СОШ №2 составил 70 %.
Анкетирование учащихся:
Ведется ли в школе работа среди учащихся по привлечению к организованному горячему питанию?
Да : нет :
5-6 кл. 46 – 86,8% 6 – 11,3%
затрудняюсь 1 - 1,9%
7 – 8 кл. 64 – 88,9% 8 – 11%
Учителя (работа среди родителей):
Да:
19 – 100%
Используются ли в вашем меню варианты (разнообразие)?
Да: нет:
5 – 6 кл. 49 – 92,5% 4 – 7,5%
7 – 8 кл. 61 – 84,7% 9 – 12,5%
Затрудняюсь 2 – 2,8%
Учителя: да
17 – 89,5% 2 – не кл. рук.
Выводы:
администрацией школы и педагогическим коллективом проводится разъяснительная работа с учащимися школы и их родителями о значении горячего питания для физического здоровья школьников.
Вопросы организации горячего питания систематически рассматривались на совещаниях при директоре, на родительских собраниях, на заседаниях управляющего совета.
В школе имеется столовая на 200 посадочных мест, работает буфет. В меню питания обязательно входят салаты. Питание в школьной столовой отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, соблюдается калорийность, витаминизация.
Оплата питания производится за счет родителей обучающихся. Стоимость питания в 2008-2009 году составила 25 и 30 рублей в день в соответствии с нормативными документами. Предоставляется бесплатное питание учащимся из многодетных и малообеспеченных семей. Льготное питание по состоянию на 20. 01. 2010 года получают 49 учащихся школы. Стоимость питания в 2009 – 2010 учебном году составила . Согласно Закону Саратовской области от 30. 09. 2009 года №138-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об образовании» в МОУ СОШ №2 с 27 января 2010 года реализуется программа «Школьное молоко», которая предусматривает регулярное обеспечение обучающихся 1– 4-ых классов молоком в индивидуальной упаковке в качестве дополнительного питания. Для школьного питания используется молоко питьевое ультрапастеризованное для питания детей дошкольного и школьного возраста с массовой долей жира 3,5 %, обогащенное витаминами и йодом (ГОСТ Р 52783-2007). Поставщиком молока является ООО «УК «Регион-питание». Поставка молока производится 1 раз в неделю. Объем упаковки – 0,2 литра. Стоимость – 10 рублей 30 копеек. Размер софинансирования из муниципального бюджета – 1 рубль 30 копеек. Организация раздачи и приема молока осуществляется в условиях школьной столовой работниками пищеблока, контроль за качеством обеспечивается медицинскими работниками школы. Пакеты с молоком хранятся в холодильном оборудовании.
Включив питьевое молоко в школьный рацион питания, администрация школы надеется добиться значительного успеха в профилактике у детей школьного возраста заболеваний желудочно-кишечного тракта, кариеса, анемии, онкологических заболеваний и считает, что проект «Школьное молоко» укрепит здоровье обучающихся и сформирует правильное отношение к здоровому питанию. Всего получают молоко 208 учащихся начальных классов.
Охват учащихся горячим питанием.
Количество уч-ся в % от общего числа школьников возрастной группы | ||||
На ступени основного общего образования | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 (1 полугодие) |
(5 – 9 классы) | 100% | 50% | 36% | 42%. 70%? Буфет- 48,2% |
В 2008-2009 учебном году охват горячим питанием в среднем по школе составил 49% (79% - в начальной школе, 19% - в 10 – 11-ых классах). В 2009 – 2010 учебном году за 1 полугодие он вырос на 6%. Это говорит о том, что работа администрации школы в этом направлении ведется. Недостаточный охват горячим питанием обучающихся остается одной из самых важных проблем, стоящих перед школой. Понимая пользу и необходимость приема горячей пищи детьми во время учебного процесса, не все родители психологически готовы вносить необходимую сумму денег. Поэтому важной частью решения проблемы питания в новом учебном году станет продолжение родительского всеобуча о взаимосвязи здоровья, качества обучения и рационального питания школьников. Результаты исследовательской работы обсуждались на межшкольном методическом объединении учителей технологии, на заседании Управляющего Совета, на областном семинаре учителей ОБЖ, физкультуры и технологии высшей категории в рамках курсовой подготовки. Были выявлены неточности в медицинских статистических данных, внесены поправки и уточнения. Даны рекомендации классным руководителям и учителям физкультуры обратить внимание на физическое здоровье учащихся 5-х и 7-х классов, провести разъяснительную работу среди учащихся о влиянии рационального питания на работоспособность и физическое здоровье школьников, использовании выделенных родителями денежных средств на питание по назначению.
Общие выводы:
Несмотря на улучшение материально – технической базы школьной столовой, значительной работе с родителями, учащимися и учителями (МОУ СОШ №2) со стороны администрации школы, увеличению охвата школьников горячим питанием в 2009 – 2010 учебном году на 6%, по результатам данного исследования наблюдается рост болезней органов пищеварения в школе на 12%, уменьшение количества учащихся, отнесенных к основной медицинской группе на 7%, уменьшение количества учащихся, отнесенных к 1 группе здоровья на 19%. Показатели физкультурных и медицинских групп здоровья показывают ухудшение здоровья школьников. И в этом учебном году в связи с эпидемией гриппа улучшения не ожидается. Приходится констатировать, что существуют многие другие факторы, влияющие на физическое здоровье школьников (социальные, психологические, экологические, наследственные). Исследовательская работа еще не завершена. 2-х годичные наблюдения недостаточны для выяснения влияния организации горячего питания в школе на физическое здоровье школьников. Дальнейшие цели: проанализировать пропуски уроков учащимися по болезни за 2-3 года, проанализировать результаты медицинского осмотра учащихся 2010 года, проанализировать динамику показателей физического здоровья школьников в выявленных проблемных параллельных 5-х и 7-х классах, обобщить и сделать выводы и рекомендации.
Список литературы.
1.Ежегодный публичный отчет руководителя МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области за 2007 – 2008 учебный год.
2. Ежегодный публичный отчет руководителя МОУ СОШ №2 городского
округа ЗАТО Светлый Саратовской области за 2008 – 2009 учебный год.
3.С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1986.
4.Классные журналы 5 – 8-ых классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый за 2008 – 2009, 2009 – 2010 учебные года.
5.Анкетные данные учащихся 5 – 6 классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый (53 Учащихся).
6. Анкетные данные учащихся 7 – 8 классов МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый
(72 учащихся).
7. Анкетные данные учителей МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый (19учителей).
8.Газета «Светлые вести» №7 от 12 февраля 2010 года статья «Пейте дети молоко – будете здоровы!»
9. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе.
Павлова М. А., Гришанова О. С., Серякина А. В. Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009.
10.Хохлакова Г. Н. Правильное питание – залог здоровья // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - 2006 - №3 – с. 81 – 87.
11. Устинова Г. Н. Улучшение качества питания школьников // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2006 - №3 – с. 21 – 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников.
Для более целенаправленного повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на...
Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...
Организация безопасного горячего питания в школе
Положение об организации питания в школеПоложение о бракеражной комиссии в школеСтенд "Разговор о правильном питании"...
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...