Организация безопасного горячего питания в школе
материал на тему

Бызова Наталья Валентиновна

Положение об организации питания в школе

Положение о бракеражной комиссии в школе

Стенд  "Разговор о правильном питании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

С педагогическим советом

ПРОТОКОЛ

От «____»_______2013 г. №_____

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОСШ п. Лыхма

_____________А.Ю.Ананьин

ПРИКАЗ от «___»_______2013г. №___                                                                                          

 ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В МОСШ п. Лыхма

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано с учетом государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации, санитарных норм и правил, с целью  совершенствования организации и повышения эффективности обеспечения горячим питанием учащихся МОСШ п. Лыхма.

1.2. Настоящее Положение определяет основные организационные принципы питания детей и  подростков МОСШ п. Лыхма, принципы формирования рационов питания и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания обучающихся в МОСШ п. Лыхма.

2. Основные задачи

2.1. Основными задачами организации питания обучающихся являются:

- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;

- обеспечение своевременной поставки продуктов питания в МОСШ п. Лыхма, обеспечение гарантии безопасности поставляемых продуктов;

- соблюдение принципов рационального и сбалансированного питания;

- предупреждение среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

- пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

3. Организация питания обучающихся

3.1. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2006 N 30-оз «Об организации обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений питанием и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты –Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по организации обеспечения питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений" (далее по тексту - Закон) в Ханты-Мансийском районе осуществляется:

3.1.1. Организация обеспечения питанием (завтраки и обеды) в учебное время учащихся

муниципальных общеобразовательных учреждений, а именно: детей из малоимущих, многодетных семей; детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан; детей, находящихся в приемных семьях; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму, установленную Законом, за счет средств бюджета автономного округа.

3.1.2. Организация обеспечения питанием (завтраки) в учебное время учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, не указанных в пункте 3.1.1 настоящего Положения, на сумму, установленную Законом, за счет средств бюджета автономного округа.

3.1.3. Всем учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений района предоставляются  завтраки на сумму, установленную Законом, а учащимся, перечисленным в пункте 3.1.1 настоящего Положения, предоставляются также и обеды на сумму, установленную Законом, за счет средств бюджета автономного округа.

3.2. Для учащихся групп продленного дня предоставляется двухразовое горячее питание по месту учебы: завтраки на сумму, установленную Законом, за счет средств бюджета автономного округа, и дополнительно обед за счет средств родителей. Учащимся, перечисленным пункте 3.1.1 настоящего Положения, обеды предоставляются на сумму, установленную Законом, за счет средств бюджета автономного округа.

3.3. Ответственность за формирование рациона питания при организации обучающихся в МОСШ  п. Лыхма возлагается на руководителя образовательного учреждения. Он следит за правильным использованием бюджетных средств, выделяемых на организацию питания обучающихся, за соответствием получаемых продуктов действующему натуральному набору продуктов для питания детей и подростков.

4. Порядок организации питания

4.1. Организация питания обучающихся осуществляется образовательным учреждением.

4.2. Приказом директора образовательного учреждения из числа работников образовательного учреждения назначается ответственный за организацию питания в образовательном учреждении.

4.3. Питание детей в образовательном учреждении организуется в дни занятий.
Режим питания обучающихся утверждается директором образовательного учреждения и размещается в доступном для ознакомления месте.

4.4. Организация питания детей и формирование меню осуществляются в соответствии с требованиями, установленными федеральными санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

4.5. Питание обучающихся осуществляется на основании примерного десятидневного, утверждённого начальником отдела  образования и согласованного руководителем территориального органа Роспотребнадзора меню.

4.6. При разработке примерного меню учитываются: продолжительность пребывания обучающихся в образовательном учреждении, возрастная категория, физические нагрузки обучающихся, возможности вариативных форм организации питания.

4.7. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

4.8. В соответствии с примерным меню составляется и утверждается директором образовательного учреждения ежедневное меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами.

4.9. Питание для каждого класса организуется на численность обучающихся, заявляемую классным руководителем. При составлении заявки классный руководитель учитывает численность обучающихся, родители (законные представители) которых уведомили о предстоящем пропуске занятий.  

4.10.  Медицинский работник, закрепленный органом здравоохранения за образовательным учреждением, осуществляет постоянный контроль за организацией питания детей согласно

физиологическим потребностям растущего детского организма, качеством доставляемых продуктов, организацией их правильного хранения, соблюдением сроков реализации.

5. Распределение прав и обязанностей участников процесса по организации питания обучающихся  

5.1. Директор образовательного учреждения: - несет ответственность за организацию питания обучающихся в соответствии с нормативными правовыми и правовыми актами Российской Федерации и ХМАО-Югра, федеральными санитарными правилами и нормами, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением;

 -  обеспечивает принятие локальных актов, предусмотренных настоящим Положением;

 -  назначает из числа работников образовательного учреждения ответственного за организацию питания в образовательном учреждении;

 - обеспечивает рассмотрение вопросов организации питания обучающихся на заседаниях родительских собраний в классах, общешкольного родительского собрания, а также управляющего совета.

5.2. Ответственный за организацию питания в образовательном учреждении:

-   координирует и контролирует деятельность классных руководителей, работников пищеблока, поставщиков продуктов питания и организаций, предоставляющих питание в общеобразовательном учреждении;

-  формирует сводный список обучающихся для предоставления питания;

-  формирует список и ведет учет детей из малоимущих, многодетных семей; детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан; детей, находящихся в приемных семьях; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 

-  

координирует работу в образовательном учреждении по формированию культуры питания;

-  осуществляет мониторинг удовлетворенности качеством школьного питания;

-  вносит предложения по улучшению организации питания.

5.3. Классные руководители образовательного учреждения:

- ежедневно представляют в школьную столовую заявку для организации питания на количество обучающихся на следующий учебный день;

- ежедневно не позднее, чем за 1 час до предоставления горячего питания в день питания уточняют представленную накануне заявку;

- ведут ежедневный табель учета полученных обучающимися обедов по форме согласно приложению;

-  не реже чем один раз в неделю представляют ответственному за организацию питания в образовательном учреждении данные о количестве фактически полученных обучающимися обедов;

- осуществляют в части своей компетенции мониторинг организации школьного питания;

- предусматривают в планах воспитательной работы мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся, потребности в сбалансированном и рациональном питании, систематически выносят на обсуждение в ходе родительских собраний вопросы обеспечения полноценного питания учащихся;

- вносят на обсуждение на заседаниях Управляющего совета, педагогического совета, совещания при директоре предложения по улучшению питания.

5.4. Родители (законные представители) обучающихся:

- представляют заявление на предоставление льготного питания  с приложением соответствующих подтверждающих документов в случае, если ребенок относится к категории детей из малоимущих, многодетных семей; детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан; детей, находящихся в приемных семьях; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- своевременно вносят плату за питание ребенка;

- обязуются своевременно сообщать классному руководителю о болезни ребенка или его временном отсутствии в общеобразовательном учреждении для снятия его с питания на период его фактического отсутствия, а также предупреждать медицинского работника и классного руководителя об имеющихся у ребенка аллергических реакциях на продукты питания;

- ведут разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания;

- вправе вносить предложения по улучшению организации питания обучающихся лично;

- вправе знакомиться с примерным и ежедневным меню, расчетами средств на организацию питания обучающихся.  

6. Порядок осуществления контроля организации питания обучающихся  

        6.1. Для осуществления контроля за организацией полноценного и безопасного питания обучающихся в школе приказом директора образовательного учреждения создается комиссия, в состав которой включаются:

-   директор образовательного учреждения;

-   работник, ответственный за организацию питания обучающихся;

-   медицинский работник;

-   представитель родительской общественности.

6.2. Комиссия:

-   проверяет качество, объем и выход приготовленных блюд, их соответствие утвержденному меню;

-   следит за соблюдением санитарных норм и правил, ведением журнала учета сроков хранения и реализацией скоропортящихся продуктов;

-   разрабатывает график посещения обучающимися столовой под руководством классного руководителя или воспитателя группы продленного дня;

-    контролирует соблюдение порядка учёта посещаемости обучающимися столовой;

- формирует предложения по улучшению организации питания школьников.

6.3. Комиссия не реже одного раза в месяц осуществляет проверки организации питания обучающихся, по итогам которых составляются акты.

6.4. Требования комиссии по устранению нарушений в организации питания обучающихся являются обязательными для исполнения директором и работниками образовательного учреждения.

.5. Бракераж готовой продукции осуществляется школьной бракеражной комиссией, назначенной приказом директора школы,  по утвержденному графику, ежедневно медицинской сестрой, заведующим столовой.

6.5. Вопросы организации питания обучающихся рассматриваются:

-       на каждом заседании Управляющего совета;

-       не реже 1 раза в полугодие на родительских собраниях в классах;

-       не реже 1 раза в год на общешкольном родительском собрании.  

7. Ответственность и контроль

7.1. Администрация МОСШ п. Лыхма несет ответственность за своевременное информирование родителей (законных представителей) обо всех изменениях, касающихся вопросов питания и стоимости предоставляемых завтраков и обедов.

7.2. Администрация МОСШ п. Лыхма несет ответственность за качество предоставляемого питания.

7.3. Родители (законные представители) несут ответственность за своевременное представление пакета документов, необходимых для предоставления бесплатного питания.

7.4. Родители (законные представители) несут ответственность за своевременное информирование администрации МОСШ п. Лыхма обо всех нарушениях по организации питания.

7.5. Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенического режима приготовления питания, качество продуктов и полноту закладки продуктов для приготовления возлагается на медицинского работника, закрепленного органом здравоохранения за образовательным учреждением, заведующего столовой (повара) и лицо, назначенное приказом по МОСШ п. Лыхма ответственным за организацию питания в МОСШ п. Лыхма.

8. Заключительные положения  

8.1. В целях совершенствования организации питания обучающихся образовательное учреждение:

- организует постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания школьников в рамках учебной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеучебных мероприятий;

-  оформляет и постоянно (не реже 1 раза в четверть) обновляет информационные стенды, посвящённые вопросам формирования культуры питания;

-  изучает режим и рацион питания учащихся в домашних условиях, потребности и возможности родителей в решении вопросов улучшения питания школьников с учётом режима функционирования общеобразовательного учреждения, пропускной способности школьной столовой, оборудования пищеблока;

-  организует систематическую работу с родителями, проводит беседы, лектории и другие мероприятия, посвящённые вопросам роли питания в формировании здоровья человека, обеспечения ежедневного сбалансированного питания, развития культуры питания, привлекает родителей к работе с детьми по организации досуга и пропаганде здорового образа жизни, правильного питания в домашних условиях;

-  содействует созданию системы общественного информирования и общественной экспертизы организации школьного питания с учётом широкого использования потенциала Управляющего совета, родительских комитетов классов, органов ученического самоуправления, возможностей создания мобильных родительских групп и привлечения специалистов заинтересованных ведомств и организаций, компетентных в вопросах организации питания;

-  обеспечивает в части своей компетенции межведомственное взаимодействие и координацию работы различных государственных служб и организаций по совершенствованию и контролю за качеством школьного питания; -  проводит мониторинг организации питания и своевременно (согласно установленным срокам и формам) направляет в муниципальный орган управления образованием сведения по показателям эффективности  реализации мероприятий по совершенствованию организации школьного питания.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

С педагогическим советом

ПРОТОКОЛ

От «____»_______2013 г. №_____

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОСШ п. Лыхма

_____________А.Ю.Ананьин

ПРИКАЗ от «___»_______2013г. №___                                                                                          

ПОЛОЖЕНИЕ

О БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

МОСШ п. Лыхма

1. Общие положения

  1.  Бракеражная  комиссия   создана в целях контроля за качеством приготовления пищи, соблюдения технологии приготовления пищи и выполнения санитарно-гигиенических требований.
  2. Школьная бракеражная комиссия  в  своей деятельности  руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами школы.

2. Основные задачи.

Основными задачами являются:

2.1. Предотвращение пищевых отравлений.

2.2. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

2.3. Контроль за соблюдением технологии приготовления пищи.

2.4. Обеспечение санитарии и гигиены на пищеблоке школы.

2.5. Расширение ассортиментного перечня блюд, организация полноценного питания.

2.6. Обеспечение пищеблока школы качественными продуктами питания,  имеющими   сертификат  качества.

               3. Основные направления деятельности комиссии:

3.1. Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.

3.2. Осуществляет контроль:

 - за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции;

 - за соответствием рационов питания утвержденному меню;

 - за качеством готовой продукции;

 - за санитарным состоянием пищеблока;

 - за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их

хранения и использования;

 - за организацией приема пищи обучающимися;

 - за соблюдением графика работы столовой и буфета.

3.3.Проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.

3.4.Вносит администрации школы предложения по улучшению обслуживания обучающихся.

3.5.Оказывает содействие администрации школы в проведении просветительской работы среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам рационального питания.

3.6. Привлекает родительскую общественность и различные формы самоуправления школы к организации и контролю за питанием обучающихся. 

3.7. Состав школьной комиссии утверждается приказом директора школы на каждый учебный год.

4. Содержание и формы работы.

4.1. Бракеражная комиссия в полном составе ежедневно приходит на снятие бракеражной пробы за 30 минут до начала раздачи готовой пищи.

4.2. Бракеражную пробу берут из общего котла, предварительно перемешав тщательно пищу в котле.

4.3. Результаты бракеражной пробы заносятся в бракеражный журнал установленного образца.

4.4 При этом в журнале необходимо отмечать результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, консистенция, жесткость, сочность и др.

4.5. Лица, проводящие органолептическую оценку пищи должны быть ознакомлены методикой проведения данного анализа.

 Методика органолептической оценки пищи.

  • Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.
  •  Определяется запах пищи. Запах определяется при затаенном дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.
  •  Вкус пищи, как и запах, следует устанавливать при характерной для нее температуре.
  •  При снятии пробы необходимо выполнять некоторые правила предосторожности: из сырых продуктов пробуются только те, которые применяются в сыром виде; вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха, а также в случае подозрения, что данный продукт был причиной пищевого отравления.

Органолептическая оценка первых блюд.

  • Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку. Отмечают внешний вид и цвет, по которому можно судить о соблюдении технологии его приготовления. Следует обращать внимание на качество обработки сырья: тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности.
  •  При оценке внешнего вида супов и борщей проверяют форму нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов).
  •  При органолептической оценке обращают внимание на прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы. Недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок.
  •  При проверке пюреобразных супов пробу сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие непротерных частиц. Суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности.
  •  При определении вкуса и запаха отмечают, обладает ли блюдо присущим ему вкусом, не ли постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола. У заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус. Если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны.
  •  Не разрешаются блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

 Органолептическая оценка вторых блюд.

  • В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.
  •  Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.
  •  При наличии крупяных, мучных или овощных гарниров проверяют также их консистенцию. В рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга. Распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен. Посторонних примесей, комков. При оценке консистенции каши ее сравнивают с запланированной по меню, что позволяет выявить недовложение.
  •  Макаронные изделия, если они сварены правильно, должны быть мягкими и легко определяться друг от друга, не склеиваясь,  свисать с ребра вилки или ложки. Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.
  •  При оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, на консистенцию блюд, их внешний вид, цвет. Так, если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует поинтересоваться качеством исходного картофеля, процентом отхода, закладкой и выходом, обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира. При подозрении на несоответствие рецептуре – блюдо направляется на анализ в лабораторию.
  •  Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Если в состав соуса входят пассированные коренья, лук, их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию. Обязательно обращают внимание на цвет соуса.. Если в него входят томат и жир или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета. Плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус. Блюдо, политое таким соусом, не вызывает аппетита, снижает вкусовые достоинства пищи, а следовательно ее усвоение.
  •  При определении вкуса и запаха блюд обращают внимание на наличие специфических запахов. Особенно это важно для рыбы, которая легко приобретает посторонние запахи из окружающей среды. Вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная – приятный слегка заметный вкус свежего жира, на котором ее жарили. Она должна быть мягкой, сочной, не крошащейся сохраняющей форму нарезки.

5. Управление и структура.

4.1. Бракеражную  комиссию возглавляет директор или заместитель директора  школы.

4.2. В состав бракеражной комиссии  входит:

  • ответственный за организацию питания;
  • медсестра;
  • повар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников

Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и метод...

Анализ организации горячего питания

Анализ организации горячего питания в школьной столовой МБОУ "Школа№8" Кировского района г.Казани за 2011-2012 уч.год...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Организации безопасного пребывания детей в школе, дома и на улице Рекомендации

Уважаемые родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем большая вероятность,...