Программа дополнительного образования: кружок "Изонить"
рабочая программа по технологии по теме

Петрова Ольга Николаевна

Для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_-_kruzhok_izonit.docx632.23 КБ

Предварительный просмотр:



Информационная карта

Район                                        Выборгский                                ГОУ № 123

Направленность программы         Художественно - эстетическая

Наименование программы        «Изонить»

Вид программы                        Модифицированная

Уровень освоения                        Общекультурный

Сроки освоения                        1 год                                Возраст        10 - 12 лет

Год разработки                        2007 год                        Дата утверждения 31.08.07


Ф.И.О. автора составителя – Петрова Ольга Николаевна.

Сведения о педагоге, реализующих программу – незаконченное высшее образование, учитель технологии высшей категории.

_____________________________________________________________________________

Краткая аннотация программы:Программа «Изонить» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения. Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и  вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям. Цель: Создание условий для развития познавательного интереса учащихся к различным видам творческой деятельности через овладения коммуникативных и трудовых навыков, развитие творческих способностей ребёнка средствами предмета. Задачи: Образовательные: Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, научить технике работы с «Изонитью», научить работе с шилом и иглой, развивать абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию и работе с трафаретами, развить цветовое восприятие, освоение понятия «зеркального изображения». Развивающие: . Развивать цветовое восприятие, глазомер, активный и пассивный словарь детей, объяснительную и доказательную речь. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, прививать эстетический вкус.Ожидаемый результат: Учащиеся расширят знания о геометрических фигурах, научатся работать в технике «изонить»,  овладеют навыками работы с иглой и  шилом, научатся работать с различными трафаретами; овладеют плоскостным моделированием; смогут разбираться в различных цветовых гаммах; освоят понятие «зеркальное изображение», смогут дать оценку изготовленному изделию и предложить альтернативные варианты проектов их изготовления; учащиеся смогут вести диалог со сверстниками и лицами старшего возраста, учащиеся станут более внимательны и терпеливы. Учащиеся изготовят творческие работы, поделки и сувениры.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Формы занятий: практические занятия, открытые занятия для родителей, экскурсии, выставки, конкурсы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Методическое обеспечение реализации программы: инструкционные карты, таблицы, графические изображения, схемы, образцы поэтапного выполнения работы, образцы готовых работ в технике «Изонить», компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения,  поздравительные открытки). 

                                                                                                                                                 

 


Пояснительная записка

Направленность

        

        Программа «Изонить» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.

        Вышивание по картону называется изонитью, или нитяной графикой. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Один из приятных «секретов» изонити – то, что очень красивые работы требуют минимальных усилий и самых простых инструментов и материалов. Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами переплетения нитей.  При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

        Программа реализуется с 2007 года. В 2009 году корректировалась.

Актуальность

        Актуальность программы состоит в том, что она не только даёт учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но формирует интерес к традициям народного декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность

        Занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

Цель

 

Создание условий для развития познавательного интереса учащихся к различным видам творческой деятельности через овладения коммуникативных и трудовых навыков, развитие творческих способностей ребёнка средствами предмета.

Задачи

Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе
  2. Научить владеть иголкой, ниткой, шилом
  3. Научить работе с трафаретом
  4. Научить технике работы «Изонить»
  5. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия
  6. Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций
  7. Освоить понятие «зеркальное изображение»

Развивающие:

  1. Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
  2. Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз
  3. Развить активный и пассивный словарь детей
  4. Развить объяснительную и доказательную речь
  5. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов

Воспитательные:

  1. Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  1. Привить эстетический вкус
  2. Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников)
  3. Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества

Сроки реализации

        Программа ориентированна на детей 10- 12 лет без специальной подготовки и рассчитана на 1 год обучения.

Наполняемость групп

        1 год обучения - 15 человек

Режим занятий

        Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год)

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  1. Групповая
  2. Индивидуальная

Форма занятий

  1. Практические занятия
  2. Открытые занятия для родителей
  3. Экскурсии
  4. Выставки
  5. Конкурсы

Методы проведения занятий

  1. Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
  2. Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
  3. Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
  4. Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
  5. Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  6. Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся:

  1. Научатся владеть иглой, ниткой, шилом
  2. Научатся работать с фигурным трафаретом
  3. Освоят работу в технике «Изонить»
  4. Научатся различать изнаночную и лицевую стороны изделия
  5. Закрепят знания о геометрических фигурах, о количественном и порядковом счете
  6. Обучатся плоскостному моделированию
  7. Освоят понятия «зеркального изображения»
  8. Научатся давать оценку изготовленному изделию, смогут предложить альтернативные варианты и проекты их изготовления
  9. Изготовят несколько качественно выполненных творческих работ
  10. Будут пользоваться принципами сочетания цветов и оттенков при выполнении практических работ
  11. Будут способны довести выполняемую работу до конца
  12. У ребёнка будет сформирован интерес к традициям народного декоративно-прикладного творчества

Способы проверки

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Анализ детских работ
  3. Работы по образцу
  4. Творческие работы
  5. Защита творческих работ (праздник для родителей)

        

 Форма подведения итогов реализации программы

Итогом реализации программы является традиционная выставка работ учащихся. А также участие лучших работ в районном конкурсе по технологии.


Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

   теория

  практика

всего

1.

Вводное занятие

    0,5

   0,5

  1

2.

Овладение техникой «Изонить»

    2

    10

  12

3.

Изображение окружностей

    2

     10

  12

4.

Творческие работы учащихся

   6

    20

  26

5.

Создание сувениров

   5

   15  

  20

6.

Итоговое занятие

  0,5

   0,5

   1

Итого

   16

   56

   72


Содержание

1. Вводное занятие

Теория:

Знакомство с программой; режим работы; инструменты и приспособления; используемые материалы; демонстрация фотографий и готовых работ учащихся; инструктаж по безопасным условиям труда.

Практика:

Выполнение образцов работ в технике «Изонить».

2.  Изображение углов

Теория:

Моделирование с использованием углов; приемы работы с шилом, иглой, нитью; понятие о величине угла; длине сторон; понятие о холодных и теплых тонах; подбор цвета к тону; навыки плоскостного моделирования; работа с трафаретами; определение толщины нитей, лицевой и изнаночной сторон изделия.

Практика:

Выполнение образцов и работ по образцу: закладки, открытки, сувениры в тарелочках.

3. Изображение окружностей

Теория:

Моделирование с использованием окружностей, дуг, овалов, завитков; понятие о хорде разной длины и ее направлении; понятие о количественном и порядковом счете; понятие о середине, центре, вершине, крае; понятие «зеркальное изображение»; подбор контрастных цветов, оттеняющих друг друга.

Практика:

Выполнение образцов и работ по образцу: закладки, открытки, сувениры в тарелочках.

4. Творческие работы учащихся

Теория:

Объяснить, как выполняются Творческие работы, закрепляющие навыки по плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.  

Практика:

Изготовление открыток и настенных панно по собственным эскизам и рисункам.

5. Создание сувениров

Теория:

Объяснить, как можно создать сувениры с использованием умений, полученных на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

Практика:

Создание сувениров с использованием знаний по бумагопластике. Выполнение открыток с изображением знаков зодиака, рамок для фотографий и настенных панно, подарочных коробок и футляров.

6. Итоговое занятие

Теория:

Подведение итогов.

Практика:

Выставка работ учащихся.

Методическое обеспечение

  1. Инструкционные карты.
  2. Таблицы.
  3. Графические изображения.
  4. Схемы.
  5. Образцы поэтапного выполнения работы.
  6. Готовые работы в технике «Изонить».
  7. Компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения,                          поздравительные открытки).
  8.  Фотоальбомы готовых работ и выставок.

Материально – техническое обеспечение

  1. Хорошо проветриваемое помещение.
  2. Комплект мебели.
  3. Школьная доска.
  4. Выставочные стенды.
  5. Компьютер.
  6. Принтер.
  7. Сканер.

Материалы, инструменты и приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Материалы: 

        1. Картон различных цветов и фактур, цветная бумага, тарелочки и подносы из плотного белого картона.

        2. Нитки различных цветов и фактур.

Инструменты: 

  1. Швейные иглы №1, №3.
  2. Шило.
  3. Ножницы.
  4. Простые и цветные карандаши.  
  5. Фломастеры.
  6. Клей ПВА.

Приспособления:

  1. Специальная подставка для накалывания рисунка.
  2. Наперсток для защиты пальца при вышивании.
  3. Подставка и коробка для хранения инструментов.

Литература для педагога

  1. Климова Н. Т. Ручная и машинная вышивка.- М.: Легкая индустрия, 1990.
  2. Махмутова Х.И. Чудесные превращения. – М.: «Школьная пресса», 2008.
  3. Мерцалова М. Н. История костюма. - М.: Искусство, 1992.
  4. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. - М.:  Просвещение, 1999.
  5. Перевернень Г. И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1998.
  6. Сафонова Н. С. Кружки художественной вышивки. - М.: Просвещение, 1997.
  7. Шухова С.А. Поделки из всякой всячины. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

Литература для детей

  1. Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. - СПБ.: Издательский дом «Литера», 2004.
  2. Гончарова Т. А. Рукоделие от А до Я. - М.: Вече, 1997
  3. Махмутова Х. И. Чудесные превращения. – М.: «Школьная Пресса», 2008.
  4. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль.: Академия развития, 1998.
  5. Рудакова И. Е. Подарки к Новому году. - М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  6. Шухова С. А Поделки из всякой всячины. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.