План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.
методическая разработка по технологии (5,6,7,8,9 класс) по теме

В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой  техники  лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать   в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и  завяжет полосок» или «Чья команда  больше вырежет и пришьёт полосок»  и т.п.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия : Техника лоскутного шитья " Ляпочиха ". Изготовление ковриков . 5 -9 классов

Слайд 2

У хорошей хозяйки ничего никогда не пропадает - даже крошечному лоскутку найдется достойное место. Не важно, где он пригодится - в хозяйстве или игре, главное, что ненужных вещей не бывает.

Слайд 3

Покрывало и одеяло

Слайд 6

Подушки

Слайд 7

Коврики

Слайд 11

Игрушки

Слайд 12

Виды изделий с использованием техники « Ляпачиха »

Слайд 18

Ляпачиха - старинная русская техника лоскутного шитья, абсолютно не требующая затрат, кроме ниток. Интересные работы можно сделать в этой технике.

Слайд 19

« Ляпочиха » - это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу « Ляпоток » « Ляпачок » «Лапша» «Ляп»

Слайд 20

Ляпачок – торчащий лоскутик ткани

Слайд 21

Варианты пришивания лоскутков на основу Рядами

Слайд 22

По разметке

Слайд 24

Способы пришивания лоскутков на основу

Слайд 26

Виды трикотажа Толстый Тонкий Петлевой Однотонный Разноцветный

Слайд 27

Способ пришивания лоскутка «бабочка»

Слайд 28

Правила техники безопасности при работе с иглой и булавками Иглу и булавки хранить в игольнице Нельзя вкалывать иглу и булавки в одежду Нельзя класть иглу и булавки на стол Нельзя брать иглу и булавки в рот Передавать иглу и булавки только в игольнице При шитье иглу направлять перед собой вверх или в сторону

Слайд 29

Правила техники безопасности при работе с ножницами Передавать ножницы кольцами вперед Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде При работе беречь пальцы левой руки

Слайд 30

Материалы и инструменты деталь основы полоски трикотажа разного цвета нитки ножницы игольница с иглой и булавками деталь подкладки косая бейка для обработки края коврика

Слайд 31

Вам потребуется: - сетка (можно использовать сетчатый мешок для овощей); - полоски тканей 1х10 см.

Слайд 32

Узел — двойной, восьмеркой, то есть сначала завязывайте хвостики в одну сторону, затем в другую. На одну ячейку сетки привязывайте 2—3 полоски, а если ткани тонкие, то и больше. Подбирайте полоски по цвету. На вашем коврике может хорошо получиться геометрический рисунок.

Слайд 33

Коврик готов! На крайних ячейках сетки завяжите побольше узелков — для жесткости. Благодаря узелкам пространство между ячейками заполняется, а полоски тканей торчат вверх. По окончании работы все хвостики можно выровнять, подрезав их ножницами.

Слайд 34

Как сделать коврик своими руками Потребуется сетка с большими ячейками, плотная, не сыплющаяся ткань, ножницы. Разрезаем ткань на полоски, укрепляем их с помощью узелка на сетки. Можно сделать такие коврики с причудливыми узорами, потребуются разноцветные полоски ткани.

Слайд 35

Коврик размером 100 х 100 см необычайно прост в изготовлении, но обязательно порадует вас или ваших друзей, которым вы его подарите. Для заготовок подойдут любые ткани, в первую очередь от старых ношеных вещей, кроме плотных пальтовых или рыхлых трикотажных. Приготовьте большое количество полосок 1х10 см.

Слайд 36

Из мешковины, бортовки или «театральной» ткани выкроить прямоугольник или квадрат по размеру будущего коврика и прибавить по 5-7 см на подгибку по всем срезам; края обметать. От каждого среза отложить расстояние, оставленное на подгибку, и прочертить маркером или фломастером линии, соответствующие краям будущего изделия Нужно заняться основой для коврика.

Слайд 37

Лоскутные заготовки выкладываем на основу и притачиваем одну за другой, располагая их в ряд близко друг к. Шов проходит посередине лоскутной заготовки. Закончив ряд, отогните притачанные лоскутки влево. Лоскутки при этом складываются пополам, образуя длинный и густой ворс.

Слайд 38

Следующий ряд делайте на расстоянии 5-6 мм от предыдущего. (Это оптимальное расстояние для того, чтобы ряды лоскутков поддерживали друг друга и ворс находился в вертикальном положении. ) Таким образом параллельными рядами лоскутков заполняйте всю поверхность. Если вы делаете пёстрый коврик, лоскутки берите произвольно, если же вы следуете определённому рисунку, за расположением цветов нужно постоянно следить. Если смешать лоскутки разных тканей одного цвета, но разных оттенков и фактур, то получится интересно. После того как вся поверхность будет заполнена, припуски отогните на изнаночную сторону и пришейте вручную.

Слайд 39

Нарезать ленточки 10 х 2 см

Слайд 46

Лохматые коврики У всех людей со временем накапливаются разные коврик в работе тряпочки, даже у тех, кто не шьёт (например, старая одежда). Не спешите их выбрасывать – есть другой способ утилизации, который понравится даже тем, кто совсем шить не умеет. Этот способ – мохнатые коврики.

Слайд 47

пёстрый коврик Шьются они из лоскутков ткани размером примерно 2х5 см. изнанка коврика

Слайд 48

Лоскутки горизонтально накладываются на основу так, чтобы они составили вертикальный ряд, на треть при этом перекрывая друг друга, и пришиваются простой машинной строчкой. Потом выкладываются и пришиваются следующие ряды. Чем они гуще, тем более лохматым и толстым будет коврик. Можно пришивать лоскутки вразнобой – коврик будет пёстрым, а можно выложить рисунок (его удобнее предварительно нарисовать на основе). В процессе шитья рисунок будет появляться так же, как при печати на принтере – путём последовательного прибавления полосок. Чтобы коврик при шитьё поместился в машинке, шить начинайте с левого его края.

Слайд 49

схема шитья

Слайд 50

Изготовление шарика

Слайд 51

Вырезаем из картона кольцо диаметром 5 см, а внутреннее кольцо вырезаем с диаметром в 3 см. Делаем два одинаковых шаблона

Слайд 52

Наматываем остатки ткани на картон (два шаблона, сложенных вместе).

Слайд 53

После намотки ножницами разрезаем ткань по краям намотанного диска. Немного раздвигаем картон, кусочком ткани между картонкой связываем ткань узлом. Обрезаем завязки (примерно оставляем 10-20 см для вешалки), снимает картон.

Слайд 54

Немного вспушиваем получившийся помпон, вешаем на крючок.

Слайд 59

Сшить основу сумки из мешковины

Слайд 60

Нарезать полоски ткани размером 10х2 см.

Слайд 62

Закрепить ручки. Сумка готова!

Слайд 63

В статье использованы материалы из книги «Энциклопедия. Подарки . Техники-приемы-изделия. 250 подарков на любой вкус». Аст –пресс. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя. Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха".

Изготовление коврика.

В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой  техники  лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать   в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и  завяжет полосок» или «Чья команда  больше вырежет и пришьёт полосок»  и т.п.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”;
  2. Научить учащихся работать с бросовым материалом
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Развивать фантазию.

Задачи:

  1. Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
  2. Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
  3. Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.
  4. Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

Тип урока:

  1. изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
    Формы работы: 
  2. индивидуальная, групповая.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстрированый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии:

  1. Физминутки

Задание:

  1. начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.

Продолжительность:

  1. 90 минут.

Оборудование:

  1. Т.С.О. – проектор, ноутбук.
  1.  Материалы и инструменты:
  2. Деталь основы;
  3. Деталь подкладки;
  4. Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;
  5. Нитки;
  6. Ножницы;
  7. Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

       а) Дидактический материал:

  1. Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

б) Демонстрационный материал:

  1. Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;
  2. Образцы “Технология изготовления коврика”.

Структура занятия:

I. Организационный момент

– 1мин.

II. Знакомство с темой и целями занятия

– 2 мин.

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала

– 3 мин.

3.1. Словарная работа.
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).

IV. Практическая работа – 70 мин.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

V. Анализ работ

– 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа:

раскрой основы, раскрой полосок  из различных материалов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение1. Слайд 1)

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались,  одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-11)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд12- 15)

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют  “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 18)

3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).

В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и т. д. , и получаются вот такие интересные работы (Приложение1. Слайд 18-21)

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 22)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 22)

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 23)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми,  используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд24)

Сейчас мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха”  –коврик (Приложение 1. Слайд 20)

В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.

  Первый коврик : для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину.    (Приложение 1. Слайд 34-38)

Второй коврик мы будем выполнять на сетки . Мы будем привязывать лоскутки (Приложение 1. Слайд 28-31)

IV. Практическая работа.

А сейчас вы разделитесь на группы:

  1. Первая группа будет делать коврик на сетке;
  2. Вторая группа будет  делать коврик при помощи швейной машины;
  3. Третья группа будет делать  декоративные шары.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали  (Приложение 1. Слайд 18-19)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

 Материалы и инструменты:

  1. Деталь основы;
  2. Полоски ткани разного цвета;
  3. Нитки;
  4. Ножницы;
  5. Игольница с иглой и булавками;
  6. Деталь подкладки;
  7. Косая бейка для обработки края изделия (Приложение 1. Слайд 20)

Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  1. Аккуратность работы;
  2. Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

VI. Итог занятия.

  1. С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  2. Что означает слово “Ляпочиха”?
  3. Учащиеся делятся впечатлениями : каждая группа рассказывает о своем  способе.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением ковриков в технике “Ляпочиха”. На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики  могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики  будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.

 А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей.  А эти два коврика мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму “я”.

  Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Литература:

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.:  “Паритет”, 2001г.
  2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.
  3. Журнал «Лена» №3/2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Изготовление сумочки для мобильного телефона"

Работа выполняется в технике выжигания по ткани. Занятие проводится с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья и находящимся на надомном обучении....

План-конспект открытого занятия "Изготовление сувенирной открытки-"валентинки"

Работа выполняется в технике выжигания по ткани. Занятие проводится с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья и находящимся на надомной форме обучения....

План-конспект проведения занятия "Изготовление мягкой игрушки кролик"

План-конспект занятия по теме "изготовление мягкой игрушки кролик" предусматривает краткое описание изготовления игрушки кролик....

План- конспект открытого занятия Изготовление поздравительной открытки - картинки в рамке “Цветы победы“

План- конспект открытого занятия в ОДОД по программе "Увлекательное творчество"...

План конспект открытого занятий " Изготовление "Куклы-хлебосольки " из соленого теста"

План-конспект открытого занятия  в объединении "Калейдоскоп творчества" по изготовлению изделия из соленого теста....

План-конспект нестандартного занятия на тему: "Импровизированный кукольный театр с использованием мягких игрушек собственного изготовления"

Данное занятие направлено на развитие личности ребёнка посредством показа импровизированного кукольного театра с использованием мягких игрушек собственного изготовления....