Бинарный урок «Путешествие в загадочный мир кукол».
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Проводилова Ольга Валентиновна

Данный урок был представлен на городской конкурс "Урок регионального компонента" и стал победителем в своей номинации, награждён дипломом I степени. Данный урок является заключительным в Проекте "Традиционный карельский костюм".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В игре детей есть часто смысл глубокий» Не зная прошлого, нельзя понять настоящего, нельзя мечтать о будущем.

Слайд 2

Задачи проекта Формирование духовного потенциала личности. Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта. Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности.

Слайд 3

Значение игрушки. Игрушки стали неизменными атрибутами быта. Внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался и с ней он умирал.

Слайд 4

В русском фольклоре Кукла – помощница «На, куколка, моего горя послушай! Научи ты меня, куколка, как мне быть, как мне жить, как мне горе избыть?» Отведает куколка того – сего, а потом и на ум Василису наставит, и в горе утешит, и всякую работу за неё справит.

Слайд 5

Дизайн - анализ Кукла - оберег Оборудование Особенности кроя карельского костюма Технология изготовления Реклама Себестоимость История развития карельского костюма Карельская народная кукла Выбор материалов

Слайд 6

Технологическая карта изготовления куклы в карельском костюме 1.Изготовление туловища ткань х/б св. тела +синтепон. 2.Воротник – ткань белая х/б. 3.Станушка (сорочка, рубашка)– ткань х\б с мелким рисунком или в горошек. 4.Юбка 4-клинка с оборкой х\б. 5.Сарафан–х/б с мелким рисунком 6.Фартук – однотонный шёлк, кружево, лента атласная. 8.Волосы русые – пакля +лента. 9.Бусы из речного жемчуга.

Слайд 7

Мир кукол Светланы Зосимовны Карелка (из села Кестеньга Лоухского района) Приехала в Костомукшу в 1980 г., до этого времени работала учительницей в Кемской школе Основная профессия-учитель начальных классов (1973-2005 гг.) В фольклорном коллективе «Хете» поёт с 1997 года Виды рукоделия: с детства занимается вязанием и прядением, теперь ещё: ткёт на станке, шьёт куклы-обереги «Украшать свой дом – здорово!»-говорит Светлана Зосимовна .

Слайд 8

Рождение Jouki (Евдокия)

Слайд 9

Мастерская народного костюма Когда куклы будут готовы, их следует одеть в традиционный костюм. Ткани: ситец, лён, бязь, фланель, шёлк. По своей фактуре они больше всего напоминают старинные. Рисунок на ткани должен быть некрупным. В старину использовали лоскутки от старой одежды. Ткань была домотканой.

Слайд 10

Глаза бояться – руки делают.

Слайд 11

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Слайд 12

Чья на свете всех милее…?



Предварительный просмотр:

8 класс.

Интегрированный урок (технология + краеведение).                                                                    Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии").

Тема программы:  "Традиционный карельский костюм".

Открытый урок - конкурс: «Мисс северная красавица».

Цели урока: 

  1. Воспитывать познавательный интерес к истории народной культуры.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Традиционный карельский костюм».

Задачи:

  1. Формирование духовного потенциала личности.
  2. Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.
  3. Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической  деятельности.

Место урока в учебном плане:                                                                                              итоговый урок по теме «Традиционный карельский костюм».

Методы: словесный, наглядный, ролевая игра.

  1. Оборудование: компьютер, видеопроектор,                                                                    презентация «В игре детей есть часто смысл глубокий».

Подготовительная работа: сообщить тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку к конкурсу своих творческих работ.

План урока 

  1. Вступительное слово учителя – 5 минут.
  2. Демонстрация презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий» - 10 мин.
  3. Конкурс «Мисс северная красавица».                                                                        Просмотр и обсуждение работ – 30 мин.
  4. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока.

Конспект.                                                                                                                           1.Вступительное слово учителя.                                                                                                          Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме: "Традиционный карельский костюм". Я думаю, что предыдущие уроки, где мы с вами создавали карельскую куклу, доставили вам удовольствие. Можно, конечно, купить такую куклу в «Лавке народных ремёсел». Но ведь научиться изготавливать такие куклы совсем не так уж сложно! И вы, я думаю, уже многое умеете и знаете. И сегодня мы попробуем убедиться в этом, повторить и обобщить известные вам сведения о народном карельском костюме, особенностях кроя, цветовой гамме, узнать новые интересные факты. А сделаем мы это в форме конкурса «Мисс северная красавица».

Но прежде,  чем мы начнём конкурс давайте вместе вспомним этапы работы над проектом.

2. Просмотр презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий».

1 слайд.  Не зная прошлого, нельзя понять настоящего,  нельзя мечтать о будущем.

2 слайд.  Задачи проекта

  1. Формирование духовного потенциала личности.
  2. Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.
  3. Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической  деятельности.

3 слайд.  Значение игрушки.

Игра и игрушки стары как мир. Появились еще на заре человечества, может быть именно они,  способствовали социализации человечества. Его воспитанию, обучению, развитию. Игры, обряды, праздничества в смысловом и эмоциональном отношении преображали хаос бытия. Игрушки в те далекие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового, эстетического.

4 слайд.  Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок будь то в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола.

Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской  среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами и во время проведения праздников.

5 слайд.  Дизайн – анализ.

6 слайд.  Технологическая карта изготовления куклы в карельском костюме.

1.Изготовление туловища ткань х/б св. тела +синтепон.

2.Воротник – ткань белая х/б.

3.Станушка (сорочка, рубашка)– ткань х\б с мелким рисунком или в горошек.

4.Юбка 4-клинка с оборкой х\б.

5.Сарафан–х/б с мелким рисунком

6.Фартук – однотонный шёлк,

   кружево, лента атласная.

8.Волосы русые – пакля +лента.

9.Бусы из речного жемчуга.

7 слайд. Мир кукол Светланы Зосимовны

  1. Карелка (из села Кестеньга Лоухского района)
  2. Приехала в Костомукшу в 1980 г., до этого времени работала учительницей в Кемской школе
  3. Основная профессия-учитель начальных классов (1973-2005 гг.)
  4. В  фольклорном коллективе «Хете» поёт с 1997 года
  5. Виды рукоделия: с детства занимается вязанием и прядением, теперь ещё: ткёт на станке, шьёт куклы-обереги
  6. «Украшать свой дом – здорово!»-говорит Светлана Зосимовна.

8 слайд. Рождение  Jouki (Евдокии)

9 слайд.  Мастерская народного костюма

  1. Когда куклы будут готовы, их следует одеть в традиционный костюм.
  2. Ткани: ситец, лён, бязь, фланель, шёлк.
  3. По своей фактуре они больше всего напоминают старинные.
  4. Рисунок на ткани должен быть некрупным.
  5. В старину использовали лоскутки от старой одежды.
  6. Ткань была домотканой.

10 слайд.  Глаза бояться – руки делают.

11 слайд.  Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (видеосюжет».

12 слайд.  Чья на свете всех милее…? (фото сессия)

3. Конкурс «Мисс северная красавица».

Правила конкурса:

  1. конкурс проходит в виде соревнования между учащимися;
  2. конкурсные задания оцениваются в баллах;
  3. учащийся-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Критерии оценивания:

  1. правильность и полнота выполнения;
  2. оригинальность решения;
  3. выполнение задания за отведенное время.

Поощрительные баллы:

  1. дополнительный ответ (3 балла);
  2. ответ раньше времени (2 балла).

Штрафные баллы:

  1. пользование тетрадью (2 балла);
  2. помощь учителя (2 балла);
  3. громкое обсуждение (2 балла).

На доске оформляется следующая таблица:

Фамилия

Имя № п / п

1

1 – 3 балла

2

1 – 3 балла

3

1 – 3 балла

4

1 – 3 балла

5

1 – 3 балла

1

2

Конкурс пройдёт в несколько туров.

1 тур – допускаются все желающие. Каждая участница должна представить визитку, в                                                     которой указать - имя, коротко о себе; реклама куклы в номинациях:

  1. Кукла в будничном костюме;
  2. Кукла в праздничном костюме;

2 тур – В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Поясните почему?

             Прежде всего, это было связано с подготовкой девочки к роли матери и к женскому  ручному труду. Учились шить, вышивать, прясть. Постигать традиционное искусство одевания. Когда девушка вырастала и становилась девушкой, кукла становилась для нее визитной карточкой.

Как правило, на посиделки, куда заглядывали и будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности рукоделию будущей жены.

3 тур – Оцениваются по качеству обработки костюма.

4 тур – допускаются 5 лучших. Вопросы:

  1. Основное отличие обычной куклы от куклы – оберега;
  2. На Руси существовал обычай: девичий убор и причёска должны отличаться от головного убранства замужней женщины. Назови эти отличия.
  3. Каковы функции вышивки? (Оберег, украшение).
  4. Какой вид одежды присутствовал как в женском костюме, так и в мужском (рубаха).
  5. Какое цветовое сочетание чаще всего присутствует в карельском костюме.

5 тур – допускаются 2 лучших куклы. Конкурс «Кто больше» (наберёт очков):

  1. Особенности женского карельского костюма;
  2. Последовательность изготовления карельской куклы.
  3. На праздники девушки и женщины трижды меняли одежду. Назовите, для каких целей это делалось? (Церковь, днём на праздник, бесёду).
  4. снять пояс на людях – это по народным понятиям, распоясаться. Что это значит? (Уподобиться колдуну, призывающему не чистую силу).
  5. В какое время года девушки и женщины готовили свои наряды? Почему?
  6. Поясните высказывание «…по костюму можно много узнать о человеке, его достатке»

4. Подведение итогов.  Вы познакомились с историей создания традиционной карельской куклы, традиционным карельским костюмом. Это составляющие карельскую культуру надеюсь, что все ваши знания и умения по данному вопросу уложились в ваших головках и при необходимости вы теперь знаете, к какой полочке вашей памяти обратиться. Желаем удачи. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Правила конкурса:

  1. конкурс проходит в виде соревнования между учащимися;
  2. конкурсные задания оцениваются в баллах;
  3. учащийся-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Критерии оценивания:

  1. правильность и полнота выполнения;
  2. оригинальность решения;
  3. выполнение задания за отведенное время.

Поощрительные баллы:

  1. дополнительный ответ (3 балла);
  2. ответ раньше времени (2 балла).

Штрафные баллы:

  1. пользование тетрадью (2 балла);
  2. помощь учителя (2 балла);
  3. громкое обсуждение (2 балла).


Правила конкурса:

  1. конкурс проходит в виде соревнования между учащимися;
  2. конкурсные задания оцениваются в баллах;
  3. учащийся-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Критерии оценивания:

  1. правильность и полнота выполнения;
  2. оригинальность решения;
  3. выполнение задания за отведенное время.

Поощрительные баллы:

  1. дополнительный ответ (3 балла);
  2. ответ раньше времени (2 балла).

Штрафные баллы:

  1. пользование тетрадью (2 балла);
  2. помощь учителя (2 балла);
  3. громкое обсуждение (2 балла).



Предварительный просмотр:

Конкурс кукол  «Мисс северная красавица?».

Фамилия Имя

№ п/п

1

1 – 3 балла

2

1 – 3 балла

3

1 – 3 балла

4

1 – 3 балла

5

1 – 3 балла

Итого

1  Белова Люда

2  Водвуд Таня

3  Каликина Света

4  Кирилина Настя

5  Клементьева Юля

6  Левчук Саша

7  Ли Даша

8  Любимова Аня

9  Салаш Маша

10 Соболева Катя

11 Хавизова Аня

12 Чернышова Алина

Конкурс кукол «Мисс северная красавица?».

Фамилия Имя

№ п/п

1

1 – 3 балла

2

1 – 3 балла

3

1 – 3 балла

4

1 – 3 балла

5

1 – 3 балла

Итого

1  Белова Люда

2  Водвуд Таня

3  Каликина Света

4  Кирилина Настя

5  Клементьева Юля

6  Левчук Саша

7  Ли Даша

8  Любимова Аня

9  Салаш Маша

10 Соболева Катя

11 Хавизова Аня

12 Чернышова Алина

Конкурс кукол «Мисс северная красавица?».

Фамилия Имя

№ п/п

1

1 – 3 балла

2

1 – 3 балла

3

1 – 3 балла

4

1 – 3 балла

5

1 – 3 балла

Итого

1  Белова Люда

2  Водвуд Таня

3  Каликина Света

4  Кирилина Настя

5  Клементьева Юля

6  Левчук Саша

7  Ли Даша

8  Любимова Аня

9  Салаш Маша

10 Соболева Катя

11 Хавизова Аня

12 Чернышова Алина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы"

Бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы" Разработан в соавторстве с преподавателем литературы Сафроновой И.Н. Интегрируются два общеобразовательных предмета: биология и литература...

Бинарный урок - путешествие (Математика-биология) Прогулка в лес. Тема урока: Проценты

Бинарный урок-путешествие  "Прогулка в лес"(математика-биология)Тема урока математики: ПроцентыКласс: 5Урок обобщения пройденного материалаВремя: 45 минутЦели урока:отработка знаний, умений и нав...

Конспект урока "Путешествие на остров загадочных предметов"

Разработка урока по ОЗОЖ по предупреждению бытового травматизма....

Конспект урока "Путешествие на остров загадочных предметов"

Разработка урока по ОЗОЖ по предупреждению бытового травматизма....

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...

Бинарный урок "Путешествие по миру математики и физики".

Материал-презентация бинарного урока (математика и физика) 8 класс....

Урок в 7 классе "Путешествие в загадочный мир треугольников"

Цели урока: Систематизировать знания по теме: “Треугольники”;Задачи:Предметные: формирование умений применять признаки равенства треугольников для решения задач,Метапредметные: распознават...