Кабинет трудового обучения
методическая разработка по технологии по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Вопрос о месте кабинета трудового обучения в учебно-воспитательном процессе поднимается периодически. Это связано с быстро изменяющейся ситуацией в окружающем мире и, следовательно, изменяющейся роли кабинета на новом этапе развития техники, педагогических технологий.

Сегодня мы вынуждены вернуться к этому вопросу по нескольким причинам:

- для решения накопившихся вопросов у заведующих кабинетами по ведению документации и организации деятельности кабинета;

- формирование единых требований к кабинету трудового обучения в связи с комплексными проверками и накануне смотра-конкурса кабинетов;

-  поднять престиж трудового обучения с помощью кабинета как визитной карточки предмета.

Так как мы проводим наше заседание в виде круглого стола, я надеюсь, что после моего выступления по каждому вопросу, вы примите активное участие в его обсуждении.

Но прежде я хочу познакомить вас с вопросами, которые мы обсудим после изучения нормативно-правовой базы кабинета.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие нормативные документы есть в наличии в школьных мастерских у присутствующих?

2. Наличие, каких документов является обязательным непосредственно в документации кабинета?

3. Возможность обеспечения этими документами на местах.

4. Единые требования ведения журнала по ОТ, к оформлению в классном журнале инструктажа по ОТ, 

5. Документация о контроле состояния кабинета.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ.
 

Учебные мастерскиепредставляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.

При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских обслуживающего труда должны соблюдаться нормативы и условия, предусмотренные положением о школьных мастерских, санитарными правилами и нормами устройства и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы и пути решения требований пожарной и электробезопасности.

2. Уход за кабинетом: ежедневная, генеральная уборка, утепление окон, мытьё стекол, плафонов, ремонт оборудования и кабинета.

3. Комплектование аптечки, наличие телефона лечебного учреждения.

4. Частные вопросы по изложенной теме.

ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ

 на уровне школы издаётся приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние кабинета, и одновременно заключается договор о полной материальной ответственности.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        Реализует в педагогической практике нормативно-правовые акты школы: приказы, инструкции, распоряжения.

·        Планирует работу мастерских. Готовит перспективное - на 5 лет, годовое планирование работы кабинета.

·         Готовит перспективное – на год, календарное – на четверть планирование работы совета кабинета.

·        Совместно с замдиректора по хозяйственной части планирует услуги, изготовление изделий на учебный год для нужд школы.

·        Своевременно оформляет документацию по кабинету.

·        Проводит анализ работы кабинета и готовит отчёт о проделанной работе в конце учебного года

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ТРУДА:

·        Обеспечивает выполнение действующих правил ОТ и ТБ, производственной санитарии, электро- и пожаробезопасности, принимает необходимые меры для проведения здоровых занятий.

·        Несёт ответственность за сохранение жизни и здоровья, учащихся во время проведения занятий. Отвечает за безопасное состояние рабочих мест. Организует наладку, ремонт техники, оборудования, инструментов.

·        Следит за своевременной проверкой исправности электрооборудования, его заземления, состояния изоляции электропроводки, электрических розеток.

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        В соответствии с учебными программами по разделам разрабатывает и обновляет учебно-методический комплекс кабинета.

·        Обеспечивает наличие в кабинете материалов по инновационной деятельности, передового педагогического опыта.

·        Ведёт систематизацию, учёт и хранение учебно-методической базы кабинета.

·        Организует внеурочные мероприятия, занятия по предмету.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·        Принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских.

·        Ведёт в установленном порядке учёт и хранение материально-технических средств, отвечает за сохранность имущества, списание устаревших, пришедших в негодность материальных ценностей.

·        Принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

·        Организует текущий ремонт мебели и помещения, оформление интерьера мастерской

·        Участвует в подготовке и сдаче кабинета к началу учебного года, учебным четвертям.

Вопросы для обсуждения: 1. Паспорт кабинета – мнения присутствующих. 2. Нужен ли единый образец оформления планирования кабинета? 3. Потребность в совете кабинета, его функции.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАБИНЕТА

 

Успех занятий трудового обучения во многом определяется их материально – техническим обеспечением. Это самый больной вопрос в нашей работе.

 По своему функциональному назначению оснащение мастерской распределяется по разделам учебной программы, занятий по выбору и внеклассной работы. Условно этот перечень можно разделить на следующие группы:

- учебно – производственное оборудование,

- технические средства и ЭВМ (визуальные, аудиальные и т.д.),

- учебно – наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, макеты, муляжи, образцы поузловой обработки, готовых изделий и т.д.),

- самодельные наглядные пособия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАБИНЕТА

 

В принципе методическое оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой стороны – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений по изучаемой теме. Учебно-методический комплекс современного кабинета можно разделить на две группы: для учителя и для учащихся. Они между собой тесно взаимосвязаны и включают следующие материалы:

·            Учебные программы, программы факультативов, кружков в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма;

·            Календарно-тематическое планирование уроков по классам составляется каждым учителем на учебное полугодие или год (утверждается завучем по учебной работе ежегодно);

·            Персональные разработки уроков (традиционные, нетрадиционные, нестандартные, по передовым технологиям),

·            портфолио или творческие отчёты по работе учителя над повышением своего профессионального мастерства;

·            информационный банк данных  по инновационным технологиям;

·            материалы передового педагогического опыта, разработки уроков по инновационным технологиям позаимствованные у коллег, взятых из печати, Интернета и т.д.;

·            материалы олимпиад (школьных, районных, областных, республиканских);

·            учебно-дидактические материалы (технологические, инструкционные карты, образцы оформления лабораторных и практических работ, карточки-задания и т.д.). Большое значение имеют печатные учебно-наглядные пособия, которые в наглядной и доступной форме дают учащимся сведения по отдельным темам программы (целевые учебные планы учащихся, блоки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, информационные блоки);

·            наглядные пособия (плакаты, проспекты, диапозитивы, слайд-фильмы, видеофильмы, альбомы, каталоги и т.д.); образцы поузловой обработка, объектов труда (выполненные учителем и учащимися);

·            средства контроля знаний учащихся (творческие и контрольные задания, тематические и контрольные тесты, кроссворды и т.д.);

·            разработки внеклассных мероприятий (предметные недели, конкурсы, викторины, вечера и т.д.); 

·            отчёты об экскурсиях,  проведённых внеклассных мероприятиях (фотоальбомы, видеозаписи и т.д.);

·            статистические данные, диагностика обучаемости и обученности;

·            творческие работы учащихся в форме мобильной, тематической выставки или в виде архива; творческие проекты учащихся разных видов, портфель ученика;

·            литература (методическая, учебно-справочная, научно-популярная, периодические издания).

Вопросы для обсуждения:

1. Пути достижения современного уровня материально-технического оснащения кабинета.

2. Самодельные учебно-наглядные пособия по трудовому обучению – их виды, качественный уровень. Обмен опытом.

3. Необходимость создания творческой группы учителей курирующих разнообразные методические вопросы в преподавании предмета.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ КАБИНЕТА

 

В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений, материалов. Одни педагоги хранят всю материальную базу в специальных шкафах или на стеллажах непосредственно в классе. Другие – в стенных шкафах специальной рабочей комнаты (лаборантской, инструментальной и т.д.). Выделение специальной комнаты, в которой размещены шкафы, витрины, аппаратура, различный иллюстрационный материал и многое другое с моей точки зрения наиболее успешное решение проблемы сохранности и учёта материальной базы мастерской.

Для систематизации и учёта учебно-материальной базы кабинета предусмотрен системный каталог (или картотека). При помощи системного каталога можно узнать, какие материалы по тому или иному вопросу или отрасли знаний имеются в кабинете. Отрасли знаний расположены в определённой последовательности в соответствии с разделами программы обучения, факультативных занятий и внеклассной работы. В нашем кабинете системный каталог включает следующие отделы: технология работы с текстильными материалами, вышивка, вязание, декоративно-прикладное творчество, кулинария, методический комплекс, методическая копилка каждого из учителей, плакаты, литература, инструменты и приспособления, архив творческих работ учащихся.

Каждый из перечисленных отделов в свою очередь делится на разделы. Например, вышивка – украшающие швы, вышивка крестом, гладь, изонить и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение предложенной системы ведения учёта и хранения материальной базы кабинета.

2. Обмен опытом ведения систематизации и учета материальной базы кабинета в разных школах.

3. Разработка проекта положения о систематизации и учёте материальной базы кабинета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)

Паспорт кабинета трудового обучения (швейное дело)...

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)

Паспорт учебного кабинета по трудовому обучению (швейное дело)...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Требования к помещениям, санитарному состоянию в мастерских и кабинетов трудового обучения.

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения в школе оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна.Многочисленными исследованиями учёных установл...