Декоративно-прикладное творчество. Аппликация из манной крупы.
методическая разработка по технологии по теме

 

Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т.к. она легче по весу,  окрашивание не занимает много времени, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikaciya_iz_mannoy_krupy.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация из манки.

МОУ лицей №14

Дужникова Ольга Викторовна, учитель Технологии

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

 Аппликация  (от латинского «прикладывание») - это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, а материалом  для изготовления аппликации – бумага, ткань (хлопок, шёлк, бархат), шерстяные нити, шнуры, кожа, мех,  войлок, фетр, сафьян, бисер, цветные бусины, высушенные листья.

 Аппликация связана с познавательной  деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Прочитав в журнале «Ручная работа» ( №14 (66), июль 2008 г.) статью о том, что можно выполнить аппликацию из соли и речного или морского песка, подумала: «А, почему бы не попробовать использовать манную крупу?». Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т.к. она легче по весу,  окрашивание не занимает много времени, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей младшего школьного возраста.

Окрашивание манной крупы.

  1. На  двойной слой газеты насыпать нужное количество манки ( примерно горсть ).
  2.  Положить небольшое количество краски «Гуашь» на манку.
  3. Налить небольшое количество спирта или водки ( примерно 10 гр.) на краску и манку и круговыми движениями растирать манку до полного окрашивания. Манка должна быть рассыпчатой и равномерно окрашенной.
  4. После окрашивания высыпать манку на сухую газету, которая заберёт оставшуюся влагу и манка  готова к применению.

 НЕЛЬЗЯ при окрашивании манной крупы добавлять воду, в этом случае манка   превращается в кашу.

Хранить окрашенную манку лучше в открытых ёмкостях, которые вставляются друг в друга (например, стаканчики  «Ролтон» )

                                                Аппликация из манной крупы.

                                                           5-ый класс

Дужникова Ольга Викторовна, учитель Технологии

Цели урока:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с одним из вариантов выполнения аппликации.
  2. Обучить некоторым приёмам работы с природными материалами.

Воспитывающие:

  1. воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.

Развивающие:

  1. Развивать трудовые умения и навыки.

Оборудование: лист картона, копировальная бумага, пластиковая палочка для работы с пластилином, карандаш, кисточка для клея №1, клей ПВА супер, краски гуашь или акрил, кисточка для краски (белка, колонок №1,2), крашенная манка 5-6 цветов.

                                                                   Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)

       Мы продолжаем работу над темой «Аппликация».

       Мы с вами уже познакомились с аппликацией из бумаги, картона и ткани.

       Сегодня я познакомлю вас с аппликацией в которой не используется такой           инструмент как ножницы.

  1. Повторение изученного материала (8 минут)

Вспомним материал предыдущих уроков.

Вопрос 1: Что такое аппликация?

Ответ: Аппликация – это вид творчества, когда нужное изображение получается при наложении частей изображения друг на друга в местах их соединения.

Вопрос 2: Перечислите способы выполнения аппликации из бумаги и картона.

Ответ: Способ наложения, рельефный способ, комбинированный способ, в котором используются готовые самоклеющиеся изображения или детали.

Вопрос 3:  Чем принципиально отличается аппликация из бумаги и картона от аппликации из ткани?

Ответ: Аппликация из бумаги легче вырезается ножницами пот заданному контуру  чем аппликация из ткани, т.к. ткань имеет мягкую текстуру, и аппликация из ткани после прикрепления клеевым способом (паутинка) должна быть обязательна закреплена ручным или машинным способом. Аппликация из бумаги и картона держится только при помощи клея

Вопрос 4:  Какую аппликацию выполнять для вас проще? Из бумаги, ткани, картона? Ответ: Аппликацию из бумаги, т.к.умело владея ножницами можно достичь    

                                    хороших результатов.

                3. Изучение нового материала (8 минут)

Посмотрите на образцы аппликаций, выполненные из манки. Обратите внимание на подбор цветов, цвета не должны выпадать из общей гаммы, линии должны быть ровные, аппликация не заходит за контур нанесённого

рисунка, правильно подобран фон.

                  4.Практическая работа (50 минут) 

Чтобы выполнить аппликацию из манки, вы должны:

1.  ознакомиться с представленными рисунками;

2.  выбрать наиболее понравившийся рисунок;

3.  перевести его на картон, используя копировальную бумагу;

4.  нанести клей по контуру рисунка; (Приложение презентация рис.1)

5.  сразу насыпать манку нужного цвета;  (Приложение рис.1)

6.  лишнюю манку ссыпать в ёмкость, аккуратно сгибая картон

7.  пластиковой палочкой подравнять контур рисунка, снимая лишнюю манку     с клеем не допуская высыхания;

8. Нанести клей на внутреннюю часть рисунка. Заполнить манкой нужного цвета.        (Приложение рис.2, 3 и 4)

   Лишнюю манку также ссыпать в ёмкость. Дать клею высохнуть. (Приложение рис.5 )

9. Следующий контрастный слой манки в нужных местах по эскизу можно наносить после полного высыхания первого нанесённого слоя;

10. Если для более рельефного выражения идеи нужно использовать третий слой, то время высыхания увеличивается в два раза;

11. После высыхания нанести на аппликацию необходимые акцентные линии ( для более яркого зрительного восприятия изображения), тонкой кисточко краской «гуашь» или «акрил». (Приложение рис. 6 и 7)

  1. Физкультминутка (2 мин)

 (упражнения выполняются в середине   практической  работы)

                         

-выполняем  вертикальные движения глазами вверх (считаем до трёх), вниз (считаем до трёх);
-выполняем  горизонтальные движения влево и право;
-выполняем круговые движения глазами по часовой стрелке, а затем против часовой;

 -наклоняем голову вниз, касаясь подбородком груди и назад до касания затылка со спиной;
-выполняем наклоны головы влево и вправо до касания с плечом;
-выполняем повороты головы влево и вправо до упора;

         
6. Итоги урока (10 минут)

Уборка рабочего места.

Выставка готовых работ.

Оценивание работ учителем и учащимися.

Анализ ошибок.

Вопрос 1:

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данной работы?

Ответ: Трудно чётко и ровно нанести контрастные линии – акценты.

Вопрос 2:  Какие навыки вы приобрели, выполняя эту работу?

Ответ: Умение правильно подбирать цвета, т.к. крупа заранее окрашена ( имеет определённые оттенки), необходимо заранее продумать наиболее приемлемую цветовую гамму. Исправить ошибку в выборе цвета ( подкрашивание после завершения работы) не всегда приводит к желаемому результату.

Вопрос 3 : Можно ли выполнить из манки рельефную аппликацию?

Ответ: Можно путём нанесения последующих слоёв, увеличения их количества, но выполнить это можно только при условии терпеливого отношения к работе. Нужно дожидаться полного высыхания каждого последующего слоя.

         

                                     

Приложение

 

                        Рис. 1                                                       Рис.2

                                                                   

                           Рис. 3                                                             Рис. 4

     

                              Рис. 5                                                                  Рис 6

        Рис 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление декоративной рамки.

Из ненужных материаловнередко делают оригинальные и очень интересные поделки. Одним из таких вариантов может являться декоративная рамка для фотографий, рисунков и эстампов, выполненная из упаковочног...

Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Фотовыставка призовых работ учащихся. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация из соломы. 2012-2014 годы

Представлены фото призовых работ учащихся в разделе "Декоративно-прикладное творчество. Аппликация из соломы". Данные работы учащихся школы были выполнены под руководствоим педагога Рогацкой Н.В. по п...

Декоративно-прикладное искусство: "Аппликация из ткани "

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особоевнимание заслуживает лоскутная техника - аппликация Аппликация - наиболее п...

Информационная карта к видеозаписи занятия творческого объединения «Аппликация и оригами», педагога дополнительного образования декоративно-прикладной направленности

    Возраст обучающихся 9-10 лет. Группу составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные во...