Урок по кулинарии 6 класс "Консервирование овощей"
занимательные факты (технология, 6 класс) по теме

Урок - путешествие для 6 класса по кулинарии "Косервирование овощей"  - практическая работа "Заготовка капусты "здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок – путешествие по теме «Консервирование овощей»,  6 класс

Мурашкина Л.А.

г. Юрга, Кемеровская область.

Цель: 1.Ознакомить учащихся с историческими данными о капусте, ее питательной

               ценностью, хозяйственным значением;

            2.Научить одному из способов заготовки капусты впрок;

            3.Прививать интерес к народным традициям, развивать творческую деятельность

               учащихся.

Оборудование: плакат «Формы нарезки овощей», технологические карты, инструкции по

технике безопасности, инструменты и приспособления, овощи.

Учащимся заранее дается задание: приготовить сообщение о заготовке

овощей, приготовить пословицы и поговорки о капусте, загадки об овощах.

Ход урока:

1.Организационная часть.

1.1.Объявить тему урока.

-Сегодня мы совершим путешествие по разным фирмам, которые занимаются заготовкой продуктов. Но, прежде чем отправиться в путешествие, вы должны приобрести билеты на проезд. (На столе перед детьми лежат листочки со словами) Билеты сохранять до конца  пути.

На доске написаны слова:

Способы консервирования:

Соление  основано на большой концентрации соли. При солении продукты заливают рассолом, в некотором случае подвергая их тепловой обработке.

Маринование- способ сохранения продуктов при помощи уксуса, соли, пряностей и сахара. Продукт заливают маринадом и подвергают тепловой обработке.

Квашение – то же соление, только с меньшим количеством соли. Тепловой обработке продукты не подвергаются.

Мочение- способ консервирования с добавлением в холодную воду соли, сахара и пряностей. Тепловой обработке не подвергается.

Учитель:

Консервирование – перевод с латинского сохранение. Это тепловая обработка продуктов, при высокой температуре, большой концентрации сахара, соли и уксуса погибают микроорганизмы, которые вызывают порчу продуктов, сохраняя при этом вкусовые качества.

Консервируют путем пастеризации и стерилизации.

Пастеризация – (от фамилии ученого Пастера) нагревание температуры не более 100 градусов.

Стерилизация – (от латинского:  бесплодие) – нагревание выше 100 градусов.

Записать виды консервирования в тетради.

 Ну а пока мы прибудем на  первую фирму, давайте вспомним пословицы и поговорки о капусте:

«Капусту добудем – сыты будем», «Хлеб да капуста лиха не допустят», «Капусту на зиму рубить – значит сытым всем быть», «Если в доме есть капуста - значит, в доме не будет пусто»

-  Вот мы и прибыли на первую фирму. Мы прибыли на фирму по переработке моркови.

Исторические сведения о моркови (Приложение № 1)

(Выступление первого участника. Ученица рассказывает свое сообщение;  выступлений может быть несколько)

 -Продолжаем  наше путешествие,  и пока мы прибудем на следующую фирму, вспомним загадки об овощах:

«Алый сапог в земле горит» (свекла)

«Красна девица  в темнице, а коса на улице» (морковь)

«Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах» (кочан капусты)

«Без счету одежек и все без застежек» (капуста)

«Ни окошек, ни дверей – полна стайка лебедей» (огурец)

«Заплата на заплате, а шва нет» (лук)

«Круглое, а не яйцо, с хвостом, а не мышь» (репа)

- А мы прибыли  на вторую фирму.

Выступления учащихся по заготовке огурцов и  помидоров.

Сообщения учащихся.

Наше путешествие продолжается.

Физкультминутка.

Все участники встают в круг (используем билеты-листочки)

Ведущий бросает мяч одному из игроков, называет слово и просит  его охарактеризовать. Участник, ответив, бросает мяч другой ученице и т.д.

 Слова  могут быть разные.: каша, лапша, манка, варенье, макароны,  мука, тесто, ядрица, сметана, винегрет.

- А мы прибыли на нашу конечную фирму- фирму по заготовке консервированной капусты.

Исторические сведения о капусте. (Приложение № 2)

Сообщения учащихся.

Сказанное учащимися я обобщаю и дополняю.

2.Практическая работа учащихся.

Учащимся предлагается приготовление  капусты «Здоровье» (рецепт прилагается)

Перед выполнением практической работы учащиеся повторяют правила техники безопасности.

3. Заключительная часть урока.

-Вот и закончилось наше путешествие, я думаю, что приготовленная вами капуста, понравится не только вам, но и вашим домашним.

- Оценить работу учащихся.

- Убрать рабочее место.

Приложение «1.

      Морковь издавна используют и как вкусный пищевой продукт, и в лечебных целях. Она богата каротином – веществом превращающимся в организме человека в витамин А, без которого замедляется рост, снижается зрение, возникают заболевание кожи. Морковь содержит глюкозу, аскорбиновую кислоту, витамины С, группы В. Русские ученые доказали, что в моркови много фитонцидов – веществ, которые убивают вредные микробы. Больше всего их в луке, чесноке и моркови. Не случайно, поэтому в Германии и Франции является то, что за новогодним столом каждому подают одну морковку  в меде, которая должна принести в новом году здоровье.

Приложение № 2

Историческая справка.

    Есть много разновидностей капусты: бело и краснокочанная, савойская, цветная, кольраби, брюссельская.… Различают шесть самостоятельных видов съедобной капусты и еще с десяток ее «родственников». Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 6 веке до н.э., считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем, и ясным умом. Об этом преклонении перед капустой говорят и строчки из романа «Евгений Онегин» «…Живет как истинный мудрец, капусту садит,  как Гораций…»

       На Руси капусту начали выращивать с 19 века. Именно славяне придумали квасить ее - оригинальный способ приготовления и сохранения столь ценного овоща. От них научились квашению капусты немцы, а потом и другие народы.

       Квашение один из способов заготовки и сохранения овощей впрок. Заквашивать (квасить) – подвергать брожению. Этот способ основан на превращении сахара, содержащегося во всех овощах, в молочную кислоту под действием молочнокислых бактерий. Молочная кислота препятствует развитию других, главным образом гнилостных бактерий и таким образом предотвращает капусту от порчи. При квашении всегда добавляют соль, которая не только имеет вкусовые значения, но также помогает предохранить продукт от порчи.

       Для рубки капусты в каждом доме издавна было особое корыто и специальная сечка. Девушки в богатых уборах ходили из дома в дом рубить этот овощ, а за ними являлись парни со своими гостинцами высматривать невест: «Смекай, девка, про капусту да помни, про жениха». В этой пословице намек на то, что работать надо хорошо, чтобы понравиться жениху или свахе.

Заготовка капусты «Здоровье»

Капуста готовится на небольшой срок, хранится в холодильнике,  содержит много полезных веществ и витаминов.

Состав: 1,5 кг капусты

               2 моркови

               2 луковицы

               7 зубков чеснока, если есть клюква, можно добавить и ее.

 Приготовление: Объем 3- х литровая банка

Капусту тонко нашинковать, морковь натереть на крупной терке, можно нарезать кружочками, лук порезать полукольцами, чеснок, порезать на несколько частей.  В плотно набитую банку  с овощами налить 1 стакан растительного масла, и горячую заливку. Заливка готовится так: В 1 литр  горячей воды,  добавить 4 столовые ложки сахара, 3 столовые ложки соли, 0,5 стакана воды +  1 чайную ложку уксуса. Все залить в банку. Употреблять можно как остынет. Приятного аппетита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кулинарии "Овощи. Приготовление блюд из свежих овощей"

На уроке применяются элементы технологии критического мышления. Прием "верных и неверных утверждений" на примере изучения томатов....

Урок по кулинарии. 5кл

Знакомство с техникой приготовления и оформления бутербродов....

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"

Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке....

презентация к уроку по кулинарии "Бутерброды"

презентация к уроку по кулинарии "Бутерброды"автор:Рудакова .С. учитель технологии МБОУ СОШ№4...

Урок технологии. Кулинария. Блюда из яиц.

Презентация к теоретической части занятия....

методическая разработка открытого урока "Тушёные блюда из овощей, рагу из овощей, капуста тушёная"

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда...