Разработка урока по технологии "Обработка края борта" 9 класс
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Жиличкина Ольга Александровна

 

Данный урок позволяет рассмотреть способы обработки края борта с использованием различных видов отделки. Учащиеся получают возможность, опираясь на свои знания и умения, работая с инструкционными картами по обработке края борта, выполнить практическую работу по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__obrabotka_kraya_borta_9_klass.doc998 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии обслуживающий труд в  9 классе

на тему: «Обработка края борта» 

                                                                

Жиличкина Ольга Александровна,

 учитель технологии высшей категории

МАОУ лицей №142, г. Челябинск

Педагогическое обоснование урока:

        Данный урок позволяет рассмотреть способы обработки края борта с использованием различных видов отделки. Учащиеся получают возможность, опираясь на свои знания и умения, работая с инструкционными картами по обработке края борта, выполнить практическую работу по данной теме.

        Урок помогает учащимся развивать творческие способности. Позволяет воспитывать умение грамотно использовать свои знания по технологии.

ОФО: урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.                      

МО:

  1. по степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – частично-поисковый;
  2. по способу подачи учебной информации – словесный, наглядно-практический;
  3. по способу организации мышления – индуктивный.

Цели урока:

Обучающая:

  1. продолжить формирование  знаний и умений по теме «Обработка края борта»: применение терминологии, выполнение машинных швов;

Развивающая:

  1. развивать эстетический вкус  учащихся при выборе отделки;
  2. развивать логическое мышление;

Воспитывающая:

  1. воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы;
  2. воспитывать аккуратность, усидчивость.

Здоровьесбережение:

  1. формировать навыки соблюдения правил техники безопасности, санитарно — гигиенических требований при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ

Педагогические технологии:

-   технология проблемного обучения,

-   технология проектной деятельности,

-   технология опережающего обучения.

Оснащение и оборудование урока:

  1. образцы поузловой обработки (край борта);
  2. инструкционно-технологические карты;
  3. карточки-задания;
  4. машины «Brother»;
  5. ножницы;
  6. линейки;
  7. сантиметровые ленты.

Литература к уроку:

  1. Труханова А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды: Учеб. пособие для учащихся профессиональных учебных заведений. – М.: Высшая школа; «Академия», 2000. – 176 с.
  2.  Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. – М.: «Академия», 2000. - 416 с.
  3. Чернякова В. Н. Технология обработки ткани 7-9 класс. – М.: «Академия», 2002. - 207 с.

План урока и сетка времени:

1. Организационный момент                                                1 мин.

2. Проверка домашнего задания                                                3 мин.

3. Постановка учебной задачи                                                1 мин.

4. Закрепление новых знаний (практическая работа)                        35 мин.

5.Подведение итогов и инструктаж о домашнем задании                5 мин.

Итого:                          45 мин.

Ход урока

1 этап: Организационный момент

ДЗ: обеспечить нормальную обстановку для продуктивной работы учащихся и психологически настроить учащихся на занятие.

СПД: сообщение информации

ФОПД: фронтальная

Учитель

Приветствую учащихся. Обхожу рабочие места с целью проверки готовности учащихся к уроку, получаю сведения об отсутствующих от дежурного.

2 этап: Проверка домашнего задания

ДЗ: осуществить контроль знаний

СПД: выполнение заданий по карточкам; экспресс-опрос

ФОПД: индивидуальная, фронтальная

Учитель

С целью проверки пройденного материала раздаю учащимся карточки-задания (Приложение 1).

Задаю ряд вопросов тем учащимся, которые не работают с карточками.

  1. Рассказать, что такое подборт.
  2. Рассказать, какие виды застежек вы знаете.
  3. Рассказать, какие виды обработки застежек вы знаете.
  4. Рассказать технические условия на раскрой подборта с однобортной застежкой, с двубортной  застежкой.

5.   Рассказать, для чего необходимо дублировать подборт.

3 этап: Постановка учебной задачи

ДЗ: информация о  теме урока, план работы, определение цели работы

СПД: сообщение информации

ФОПД: фронтальная

Учитель

Предлагаю учащимся образцы поузловой обработки края борта, инструкционно-технологические карты, после чего мы вместе формулируем тему урока.

4 этап: Закрепление новых знаний и умений

ДЗ: активизировать деятельность учащихся, систематизировать знания, приобретенные на предыдущем уроке

СПД: работа с инструкционно-технологическими картами, наглядно-практическая

ФОПД: индивидуальная, фронтальная

Учитель

Ставлю перед учащимися задачу перед началом практической работы - вспомнить и рассказать правила техники безопасности (ТБ) при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ; внимательно изучить инструкционно-технологические карты, выполненные учащимися класса; рассмотреть и выбрать из предложенных образцов один для  выполнения практической работы.

Предлагаю учащимся приступить к  выполнению задания, используя в работе вспомогательные материалы. В процессе выполнения практической работы наблюдаю за действиями учащихся, за соблюдением ими правил ТБ и правильности выполнения работы.

5 этап: Подведение итогов, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ДЗ: развивать у учащихся умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей.

Оценить деятельность учащихся на уроке. Проинформировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

СПД: выступления учащихся, обсуждение результатов урока, самоанализ, взаимопроверка результата работы, сообщение информации.

ФОПД: фронтальная, групповая

Учитель

По окончании практической работы даю задание учащимся провести само- и взаимоконтроль. Подвожу итоги, оценивая работу, и сообщаю результаты оценки. Задаю домашнее задание: придумать виды отделки края борта, нарисовать эскизы и дать краткое описание предполагаемой обработки. Рекомендации к выполнению домашней работы: просмотреть журналы мод, пособие по технологии изготовления женской одежды А. Т. Трухановой.

Учащиеся 

Учащиеся подводят итоги своей работы, по парам проводят взаимоконтроль по предложенным критериям оценивания. После чего все работы выкладываются на столе для сравнения качества выполненных технологических операций. Ребята сравнивают свои работы с работами товарищей, видят результаты проделанной работы, недочеты (если они есть). Такое оценивание работ не позволяет субъективно отнестись к оценке работы, что вызывает положительные эмоции школьника и желание сделать в следующий раз работу более качественно.


Критерии оценки знаний и умений

Технико-экономические требования

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Качество выполненной работы

Соблюдение технологической последовательности изготовления изделия

Изделие выполнено в соответствии с технологической картой, качественно и аккуратно

Работа выполнялась в соответствии с соблюдением технологической последовательности изготовления изделия

Изделие выполнено в соответствии с с технологической картой, но качество изделия ниже требуемого

Изделие выполнялось в основном в соответствии с соблюдением технологической последовательности изготовления изделия, отклонения от указанной последовательности не имеют принципиального значения

Изделие выполнено с отклонениями от технологической карты, но качество и аккуратность удовлетворительны

Имеются нарушения в технологической последовательности выполнения изделия, но изделие может быть использовано по назначению

Изделие выполнено с отступлением от технологической карты, некачественно, неаккуратно, не может привести к возможности использования изделия

Обработка изделия выполнялась с грубыми отклонениями в технологической последовательности


Приложение 1

Карточка – задание №1

  1. Дополнительная деталь для обработки краев борта полочек называется:    

а) планкой

в) лацканом

б) подбортом

г) раскепом

 2.  Застежка с одним рядом пуговиц – это

а) однобортная

в) потайная

б) двубортная

3.Отворачивающаяся на лицевую сторону верхняя часть борта полочки называется:

а) лацканом

в) обтачкой

б) подбортом

г) раскепом

4. Как называется место втачивания воротника горловину:

а) борт

в) отлет

б) пройма

г) раскеп

5. Параметры подборта по линии плечевого среза равны:

а) 4 –5 см

в) 10 – 12 см

б) 6 – 8 см

г) произвольная величина

Карточка – задание №2

1. Проставьте размеры  подборта по участкам:

  1. плечевого среза;
  2. по линии груди;
  3. по линии низа.

2. Ширина подборта для двубортной застежки на уровне груди равна:

а) 4 – 5 см

в) 10 – 12 см

б) 6 – 8 см

г) произвольная величина

3. Отварачивающаяся на лицевую сторону верхняя часть борта полочки называется:

а) раскепом

в) лацканом

б) обтачкой

г) подбортом

4. Как называется место втачивания воротника в горловину в изделиях с лацканами:

а) борт

в) отлет

б) раскеп

г) пройма

5. Дополнительная деталь для обработки краев борта полочек называется:

а) лацканом

в) раскепом

б) планкой

г) подбортом

Карточка – задание №3

1. Найдите соответствие

А – подборт

1. Отлетная часть полочки плечевого изделия, обработанная для застежки

Б – лацкан

2. Деталь изделия, предназначенная для обработки борта

В – борт

3. Отогнутая верхняя часть борта

2. Ширина подборта для двубортной застежки на уровне груди равна:

а) 4 – 5 см.

в) 10 – 12 см.

б) 6 – 8 см.

г) произвольная величина

3. Параметры подборта для однобортной застежки по линии плеча равны:

а) 4 – 5 см.

в) 10-12 см.

б) 6 – 8 см.

г) произвольная величина

4. В чем отличия однобортной застежки от двубортной?


  1. Инструкционно – технологическая карта

«Обработка края борта с отделочной тесьмой»

I вариант

№ п/п

Наименование и выполнение операции

Схема

1.

Продублировать подборта

2.

Отделочную тесьму наложить на деталь переда, совмещая лицевые стороны и уравнивая срезы деталей

3.

Поверх полочки и тесьмы наложить подборт, совмещая лицевые стороны и уравнивая срезы деталей

4.

Сколоть все детали булавками и обтачать край борта подбортом шириной шва

0,7-1,0 см, делая в начале и конце машинной строчки закрепки

5.

Подрезать припуск края борта до 0,5 см, срезать уголок

6.

Настрочить припуск обтачивания края борта со стороны подборта на 0,1-0,2 см от шва притачивания борта

7.

Вывернуть детали на лицевую сторону и выметать, образуя кант из детали полочки

8.

Выполнить влажно – тепловую обработку края борта

9.

Самоконтроль. Проверить: равномерность ширины шва, качество окончательной влажно – тепловой обработки


  1. Инструкционно-технологическая карта

«Обработка края борта с отделочной тесьмой»

II вариант

№ п/п

Наименование и выполнение операции

Схема

1.

Продублировать подборта

2.

Наметить место расположения тесьмы (1,5-2,0 см от края борта)

3.

Отделочную тесьму наложить на деталь переда, лицевой стороной вверх и настрочить

4.

Поверх полочки наложить подборт, совмещая лицевые стороны и уравнивая срезы деталей

5.

Сколоть детали булавками и обтачать край борта подбортом шириной шва

0,7-1,0 см, делая в начале и конце машинной строчки закрепки

6.

Подрезать припуск края борта до 0,5 см, срезать уголок

7.

Настрочить припуск обтачивания края борта со стороны подборта на 0,1-0,2 см от шва притачивания борта

8.

Вывернуть детали на лицевую сторону и выметать, образуя кант из детали полочки

9.

Выполнить влажно – тепловую обработку края борта

10.

Самоконтроль. Проверить: равномерность ширины шва, качество окончательной влажно – тепловой обработки


  1. Инструкционно – технологическая карта

«Обработка края борта с отделочной тесьмой»

III вариант

№ п/п

Наименование и выполнение операции

Схема

1.

Продублировать подборта

2.

Верхний и нижний срез тесьмы обработать швом в подгибку с закрытым срезом.

По краю тесьмы проложить машинную строчку крупным стежком.

Тесьму присборить

3.

Отделочную тесьму наложить на деталь переда, совмещая лицевые стороны и уравнивая срезы деталей

4.

Поверх полочки и тесьмы наложить подборт, совмещая лицевые стороны и уравнивая срезы деталей

5.

Сколоть все детали булавками и обтачать край борта подбортом шириной шва

0,7-1,0 см, делая в начале и конце машинной строчки закрепки

6.

Подрезать припуск края борта до 0,5 см, срезать уголок

7.

Настрочить припуск обтачивания края борта со стороны подборта на 0,1-0,2 см от шва притачивания борта

8.

Вывернуть детали на лицевую сторону и выметать, образуя кант из детали полочки

9.

Выполнить влажно – тепловую обработку края борта

10.

Самоконтроль. Проверить: равномерность ширины шва, качество окончательной влажно – тепловой обработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Методическая разработка урока Тема: «Волоколамский край в 16-17 вв.» 7 класс

Методическая разработка урока по теме: «Волоколамский край в 16-17 вв.»7 класс...

Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".

конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...