Планируемые результаты обучения ФГОС по технологии при переходе из НОО в ООО
статья по технологии по теме

Аушина Елена Георгиевна

 

Основная цель введения новых ФГОС – смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться. Со следующего учебного года 5-е кл. нашей школы (которая является пилотной школой) будут обучаться по новым стандартам. В связи с этим, я выполнила анализ приращений планируемых результатов при переходе от начальной школы к основной по предмету технология по трем направлениям: личностные, метапредметные и предметные результаты.         

 Все мы – и учителя, и родители хотели бы, видеть у ребенка на выходе из школы, качества, которые помогут ему быть успешным в современной жизни. Новые ФГОС предполагают формирование этих качеств, а обеспечение преемственности между ступенями начальной и общеобразовательной школы является необходимым условием получения этого образовательного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aushina_statya.doc.doc38 КБ
Office presentation icon preemstvennost_fgos.ppt441 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты ФГОС по технологии при переходе из НОО в ООО

          Основная цель введения новых ФГОС – смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться. Со следующего учебного года 5-е кл. нашей школы (которая является пилотной школой) будут обучаться по новым стандартам. В связи с этим, я выполнила анализ приращений планируемых результатов при переходе от начальной школы к основной по предмету технология по трем направлениям: личностные, метапредметные и предметные результаты.

          Одним из основных личностных результатов, непосредственно касающихся технологии является мотивация к трудовой деятельности и творческому труду. На этапе начальной школы происходит ее формирование. А на этапе основной – развитие заключается в том, что данная мотивация окончательно сформирована и, кроме того, формируется осознание необходимости общественно полезного труда как условия социализации.

          Очень важна мотивация к работе на результат и бережному отношению к материальным и культурным ценностям, которая формируется в начальной школе, а в основной добавляется проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

          И, наконец, хотелось бы остановиться на таком личностном результате: освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Этот результат на этапе основной школы перерастает в желание учиться и трудиться в промышленном производстве, самооценку умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации, становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности и планирование образовательной и профессиональной карьеры.

          Метапредметные результаты достигаются через универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Одно из важнейших регулятивных УУД  касается целеполагания, планирования и определения наиболее эффективных способов решения учебной задачи. Этот результат начальная школа формирует, а основная преобразует в самостоятельное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности и определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

          Умение контролировать и оценивать учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха формируется на этапе начальной школы. а в основной школе ребенок должен научиться не только диагностировать учебный результат и выявлять причины ошибок, используя критерии, но и обосновывать пути их устранения.

          Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии перерастает по итогам основной школы в оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

          Результаты, получаемые через познавательные УУД касаются прежде всего вопросов поиска и обработки информации. Если на этапе начальной школы дети учатся пользоваться различными источниками, то основная школа призвана научить их осуществлять выбор: для решения каких  познавательных и коммуникативных задач какие источники лучше подойдут, а также использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов труда, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 

          И, конечно, очень важно научить ребенка пользоваться механизмами логического мышления. Если на этапе начальной школы формируются зачатки этих умений, то на этапе основной школы дети должны уметь использовать механизмы логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей для обоснования технико-технологического и организационного решения и  отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности, речь идет прежде всего о проектировании.

          Теперь о результатах, достигающихся через коммуникативные УУД. В начальной школе должно происходить формирование способности к совместной деятельности в группе, выражающейся в определении общей цели и путей ее достижения  и готовности признавать возможность существования различных точек зрения. В основной школе к способности координировать и согласовывать совместную работу добавляется   умение объективно оценить вклад своей познавательно-трудовой деятельности в общее дело.

          И, наконец, о преемственности и развитии предметных результатов: на уроках технологии в начальной школе ребенок должен получить первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. Эти представления в основной школе развиваются в осознание роли технологий для прогрессивного развития общества и  формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда. 

           Получение в начальной школе основных сведений о мире профессий и важности правильного выбора профессии в основной школе перерастает в  формирование четких представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями и востребованности их на рынке труда.

           Если на этапе начальной школы ребенок учиться основным технологическими приемами ручной обработки материалов, то основная школа должна научить его планировать технологический процесс выполнения объектов труда, выбирая из  имеющихся и возможных средств и технологий его создания, а также выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм.

          Начальная школа должна научить детей использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских и технологических задач, что в основной школе преобразуется в формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным предметам для решения прикладных учебных задач и овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

          Полученные в начальной школе исходные знания о правилах создания предметной и информационной среды и приобретенные умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач в основной школе развиваются до умений применять технологии работы с информацией, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современных сферах производства.

          Все мы – и учителя, и родители хотели бы, видеть у ребенка на выходе из школы, качества, которые помогут ему быть успешным в современной жизни. Новые ФГОС предполагают формирование этих качеств, а обеспечение преемственности между ступенями начальной и общеобразовательной школы является необходимым условием получения этого образовательного результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты обучения История ФГОС 6 класс

Уважаемые коллеги! В школе у нас требуют примерно вот такую таблицу по результатам обучения по ФГОС. Помогите! Может кто-то такое-же делал...Далее было сказано составить по всем темам диагностические ...

Новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов по ФГОС.

Мое выступление на методическом объединении учителей математики....

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

Планируемые результаты реализации ФГОС ООО при изучении физики

Описание трех групп результатов - личностных, метапредметных, предметных....

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планируемые результаты по ФГОС НОО»

Данный семинар-практикум был проведён на РМО учителей начальных классов Немецкого национального района, направлен на обсуждение  темы "Планируемые результаты по ФГОС НОО" (личностные, п...